Свято-Николаевский собор в Ницце — яблоко раздора между Российской Федерацией и приходом Константинопольского патриархата
Судебная тяжба между Российской Федерацией и православной Ассоциацией АКОР,* * Культурная православная русская ассоциация Ниццы. относящейся к Константинопольскому патриархату, длится уже несколько лет. Приветствуя решение французского суда, российские власти заявляют о восстановлении исторической справедливости. Прихожане Свято-Николаевского собора, напротив, собираются оспаривать это решение — вплоть до Страсбургского суда по правам человека. Наблюдатели предполагают, что главным в этой истории является не только и не столько вопрос о собственности, сколько намерение воссоединить все православные приходы под единоначалием Русской православной церкви, за что она ведет борьбу при активной поддержке российских властей.
«Я все время повторяю: «Наши правовые позиции остаются очень сильными, несмотря на то, что решил 20 января суд первой инстанции, — заявил The New Times настоятель Свято-Николаевского собора в Ницце отец Иоанн Гейт. — Я уверен, что на французское государство оказывалось давление со стороны российской власти, а французское государство, в свою очередь, оказывало давление на судей».
Отец Иоанн рассказывает, что в течение последних полутора лет городские и региональные власти убеждали его пойти на компромисс и примириться с тем, что собор является собственностью Российской Федерации. «Но двух собственников не бывает, — заключает священник: или мы, или они».
За и против
Спор о принадлежности самого большого русского православного храма за рубежом начался в 2006 году. Тогда российские юристы обратились в суд Ниццы, чтобы доказать свои права на храм. Опираясь на документы, найденные в архивах на Лазурном Берегу, и императорские архивы Российского государства, они доказывали, что земля под собором была приобретена Российским императорским домом на государственные деньги. А так как Российская Федерация, как они утверждают, является правопреемницей не только СССР, но и Российской империи (вопрос только — зачем расстреляли царя?), то земля под собором, сам собор и все имущество, находящееся в нем, принадлежат Российской Федерации.
До того как Россия предъявила права на собор, его собственником считалась православная Ассоциация АКОР. Она была основана в 1923 году русскими, бежавшими на Запад после революции 1917 года. Когда пал дом Романовых и был упразднен Священный синод, который арендовал участок земли у Российской империи, управление всеми приходами в Западной Европе перешло к митрополиту Евлогию* * Епископ Русской православной церкви, управляющий русскими православными приходами Московского патриархата Западной Европы с 1921 года. С февраля 1931 года – в юрисдикции Константинопольской патриархии., а он передал храм в Ницце в управление АКОР.
«В течение 80 с лишним лет никто не предъявлял никаких претензий на собор, — заявил в интервью The New Times секретарь Совета Епископии, профессор Сорбонны Михаил Соллогуб. — По французским законам, если ты являешься добросовестным владельцем, исправно платишь налоги, поддерживаешь в должном состоянии здание, то через 30 лет ты автоматически становишься его собственником. Поэтому у нашей общины никогда не было опасений, что кто-то может потребовать у нас собор. Кроме того, согласно документам, земля под храмом была куплена на личные средства императора Александра II».
У России на этот счет свое мнение. Согласно документам, которые представлял на первом заседании суда 2 ноября 2009 года адвокат российской стороны Ален Кондино, в договоре о покупке земли, подписанном в 1865 году Александром II, содержится фраза: «От имени императора всея Руси». Это означает, утверждают юристы, что храм строился не на личные деньги государя императора, но на деньги государства Российского. Кроме того, существует указ Николая II от 20 декабря 1909 года, по которому участок земли на бульваре Цесаревича, где в 1912 году был построен собор, передается в собственность Императорскому кабинету — государственному органу Российской империи.
Как видим, противоборствующие стороны в процессе апеллировали к документам, противоречащим один другому. Большие споры возникли и вокруг договора о бессрочной аренде на 99 лет, срок которой истек 1 января 2008 года. С этой даты Россия и посчитала возможным предъявить права собственности на храм.
«Договор об аренде был подписан между Николаем II и русским Синодом еще до революции, — объясняет Михаил Соллогуб. — А ассоциация АКОР была создана гораздо позднее. Мы никогда никакого договора об аренде не подписывали».
Правопреемница или нет?
У экспертов по международному праву и историков нет единой точки зрения по поводу того, является ли Россия правопреемницей Российской империи. Историк Андрей Зубов сказал The New Times, что Россия стала таковой «чисто автоматически», после того как она объявила себя правопреемницей Советского Союза. «В свое время СССР объявил, что принимает на себя обязательства бывшей Российской империи, — напоминает он. — Поэтому-то в собственность России перешли здания посольств в большинстве стран Европы, в том числе во Франции. Сложнее ситуация с церковной собственностью. В 1936 году Советский Союз объявил, что ему не нужны храмы. Так перестал быть собственностью СССР собор Александра Невского в Париже. Посольский храм в Берлине постигла та же участь».
У профессора международного частного и гражданского права МГИМО Ольги Зименковой другое мнение: «Ранее в иностранных судах никогда не признавалось, что Россия является правопреемницей Российской империи, — заверила The New Times Зименкова. — А политическая позиция при советской власти и после была следующей: мы не продолжатели Российской империи. После распада Союза Российская Федерация объявила себя правопреемницей СССР».
РПЦ выходит из тени
Русская православная церковь официально не участвовала в тяжбе за собственность Свято-Николаевского собора в Ницце. Между тем, обсуждая дальнейшее развитие событий, прихожане собора опасаются, что их теперь заставят перейти под юрисдикцию РПЦ. Разговоры о том, что Московская патриархия, вдохновленная опытом воссоединения в 2007 году с Зарубежной русской православной церковью, «загонит под свой омофор» и прихожан Константинопольского патриархата, идут уже давно. Среди потомков русских эмигрантов, составляющих основную паству западных православных церквей, нет единства по этому вопросу.
Широко известна история, которая произошла в русском соборе в Биаррице несколько лет назад. К местной православной ассоциации, которая также относится к Константинопольскому патриархату, примкнули люди, желавшие перейти в РПЦ. Они изменили устав и на приходском собрании приняли решение об изменении церковной юрисдикции. С ними согласился и настоятель храма. Решение прихода было опротестовано Константинопольской патриархией, и французский суд принял ее сторону. Был назначен другой настоятель храма, и все здесь осталось по-прежнему.
Одна из прихожанок собора в Ницце призналась The New Times, что опасается раскола и в общине Свято-Николаевского собора. «Они внедрят к нам в приход людей, которые будут интриговать, изменят устав, и нам придется перейти в РПЦ».
«Выход ряда церковных общин Западной Европы из ведения РПЦ произошел в начале 30-х годов по причинам политического характера, — объяснил The New Times зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Николай Балашов. — С нашей точки зрения, теперь эти причины отпали и ушли в историю. РПЦ никогда не признавала канонически законным выход этих общин. Я знаю, что среди приходской общины в Ницце есть определенные разногласия. В общине есть люди, которые не связаны с Россией тесными корнями. Но есть и такие, которые считают, что русский храм должен находиться в ведении РПЦ. Среди людей, которые в последние годы прибыли во Францию и живут на Лазурном Берегу, есть те, кто хотел бы, чтобы церковь, в которую они ходят, была связана с их родиной. Впрочем, никаких силовых сценариев решения этого вопроса не предусматривается. Но и нельзя сказать, что эта церковь всегда и во веки веков не будет иметь никакой канонической связи с Московской патриархией и всегда будет связана только с Константинопольской церковью».
В Управлении делами президента РФ заявили, что возьмут Свято-Николаевский собор в Ницце на свой баланс. С приходской общиной будет заключен договор. И брать с туристов €3 за вход в собор, как это делали прежние собственники, которые содержали храм только на пожертвования, больше не будут.
«У нас в России не принято брать деньги за вход в церковь», — говорит протоиерей Николай Балашов.
Константинопольская православная церковь (или Вселенский патриархат) имеет приходы на всех обитаемых континентах, исключая Африку. Действующий Вселенский патриарх Варфоломей избран в октябре 1991 года. В России официальная критика его деятельности связана с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922-го ведут между собой Константинопольская и Московская патриархии.
Свято-Николаевский собор — самый большой русский православный храм за рубежом. Был построен в 1912 году на месте виллы Бермон на главном курорте Лазурного берега, где в 1865 году от заболевания спинного мозга умер сын Александра II Николай. В 1908 году, когда работы приостановились из‑за недостатка средств, необходимая сумма была пожертвована императором Николаем II. В 20-е годы прошлого века приход перешел под юрисдикцию Константинопольского патриархата. 9 мая 2007 года собор был объявлен историческим памятником Франции. В опись имущества, охраняемого государством, внесены иконостас, три сотни икон, датированных XVI–XIX веками, а также хранящиеся в храме дары Российской императорской фамилии.