Развитые страны мира потратили на борьбу с экономическим кризисом огромные средства, что привело к резкому увеличению дефицита их госбюджетов и заметному росту суверенных долгов. Этим странам, уже сейчас назанимавшим уйму денег, будет крайне трудно найти новые средства на борьбу с кризисом, если он возобновится в 2010 году, утверждает управляющий директор WEF Роберт Гринхилл.
К аналогичным выводам пришла и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Главный экономист ОЭСР Пьер Карло Падоан заявил, что страны с растущим государственным долгом ставят под угрозу устойчивость восстановления экономики после глобального финансового кризиса.
Фантом дефолта
Рост суверенных долгов в богатых странах произошел из-за того, что доходы госбюджетов из-за кризиса упали, а для стимулирования экономического роста требовались срочные дополнительные вливания в экономику, превысившие в странах ОЭСР $11 трлн. В результате во время кризиса дефицит госбюджетов развитых стран постоянно рос. На его финансирование идут государственные заимствования, нарастающие, как снежный ком. С последнего предкризисного 2007 года дефициты бюджетов стран ОЭСР выросли в среднем на 7% от размера ВВП. Лидерами по темпам этого сомнительного роста стали Ирландия, Испания, США, Германия, Греция и Великобритания. Объем же государственных долгов стран ОЭСР взлетел с предкризисных 25% до уровня, превышающего 100% их совокупного ВВП. На первом месте Япония: ее госдолг — свыше 200% собственного ВВП. Но, как утверждают эксперты ОЭСР, благодаря высоким золотовалютным резервам Страна восходящего солнца может продолжать занимать по низкой ставке еще в течение 10 лет, поэтому ее положение относительно стабильно.
Фантом дефолта
Рост суверенных долгов в богатых странах произошел из-за того, что доходы госбюджетов из-за кризиса упали, а для стимулирования экономического роста требовались срочные дополнительные вливания в экономику, превысившие в странах ОЭСР $11 трлн. В результате во время кризиса дефицит госбюджетов развитых стран постоянно рос. На его финансирование идут государственные заимствования, нарастающие, как снежный ком. С последнего предкризисного 2007 года дефициты бюджетов стран ОЭСР выросли в среднем на 7% от размера ВВП. Лидерами по темпам этого сомнительного роста стали Ирландия, Испания, США, Германия, Греция и Великобритания. Объем же государственных долгов стран ОЭСР взлетел с предкризисных 25% до уровня, превышающего 100% их совокупного ВВП. На первом месте Япония: ее госдолг — свыше 200% собственного ВВП. Но, как утверждают эксперты ОЭСР, благодаря высоким золотовалютным резервам Страна восходящего солнца может продолжать занимать по низкой ставке еще в течение 10 лет, поэтому ее положение относительно стабильно.
Госдолги США и Великобритании, по прогнозу ОЭСР, в течение 2010 года достигнут 97,5% и 89,3% от ВВП этих стран соответственно. В докладе WEF именно американскому и английскому правительствам настоятельно рекомендуется наиболее внимательно управлять своими госдолгами, чтобы, с одной стороны, постепенно прекратить опасное вливание антикризисных денег в экономику, а с другой — не прервать восстановление экономического роста.
Но власти США и Великобритании уже дали понять, что не намерены сворачивать антикризисные меры. Действительно, для этого у них есть все возможности: они занимают в собственных валютах — долларах и фунтах, которые сами же и печатают. В декабре нижняя палата Конгресса США одобрила очередное увеличение границы госдолга до $12,4 трлн. Гораздо сложнее управлять внешним долгом, к примеру, Греции, которая не может печатать евро. Для Греции, чей совокупный долг в начале января оценивался в €300 млрд (125% национального ВВП), уже прозвучал первый звоночек: на днях ее суверенный кредитный рейтинг впервые за несколько десятилетий был снижен до «минусового» уровня.
Но власти США и Великобритании уже дали понять, что не намерены сворачивать антикризисные меры. Действительно, для этого у них есть все возможности: они занимают в собственных валютах — долларах и фунтах, которые сами же и печатают. В декабре нижняя палата Конгресса США одобрила очередное увеличение границы госдолга до $12,4 трлн. Гораздо сложнее управлять внешним долгом, к примеру, Греции, которая не может печатать евро. Для Греции, чей совокупный долг в начале января оценивался в €300 млрд (125% национального ВВП), уже прозвучал первый звоночек: на днях ее суверенный кредитный рейтинг впервые за несколько десятилетий был снижен до «минусового» уровня.
Особенность нынешней ситуации состоит в том, что ранее серьезные проблемы с государственными долгами имели развивающиеся экономики. Достаточно вспомнить самые громкие дефолты недавнего прошлого, объявленные Россией в 1998-м и Аргентиной в 2001-м. Богатых стран эта проблема не касалась. Сейчас же фантом дефолта (пусть даже в форме временного и частичного отказа от обслуживания госдолга) замаячил и перед самыми экономически развитыми государствами мира.
Риски для России
Риски для России
Эксперты, впрочем, считают, что развитые страны потому и считаются таковыми, что обладают определенными финансовыми запасами, которые позволят им избежать самого худшего варианта развития событий.
«Если экономики развитых стран продолжат стагнировать, то расплачиваться по долгам придется за счет увеличения налогов, затяжки поясов, что приведет к снижению спроса и еще больше затормозит восстановление мирового экономического роста», — предполагает директор департамента макроэкономики и стратегии банка «Траст» Владимир Брагин. В докладе WEF также прогнозируется, что правительствам, скорее всего, придется принимать непопулярные решения в условиях, когда в развитых странах и так высокая безработица.
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич предполагает, что для снижения долгового бремени США просто не будут бороться с инфляцией. А это, в свою очередь, может привести к девальвации доллара. К инфляции в Соединенных Штатах есть все предпосылки, потому что для стимулирования экономического роста США напечатали много новых долларов, отмечает Гурвич. «Для США, долги которых выражены в собственной валюте, реален вариант ослабления национальной валюты в целях девальвации долга, — соглашается с ним Брагин. — Таким образом, США смогут произвести «перезапуск» своей экономики».
Но подобные действия денежных властей США породят другие проблемы в мировой экономике. «Более значимая инфляция в США приведет к оттоку капитала из развитых стран в развивающиеся, что отрицательно скажется на развитых экономиках, их рост снизится, — прогнозирует Евсей Гурвич. — Рост же Китая, Индии ускорится». Россия, по мнению эксперта, стоит в этом ряду особняком. Наша страна, как известно, поставляет энергоресурсы в Западную Европу, и продолжение спада в этих странах означает снижение спроса на российские газ и нефть.
Еще одним последствием перетока капитала из США на развивающиеся рынки может стать укрепление рубля по отношению к доллару в течение ближайшего года-двух, считает Гурвич. По его прогнозу, благодаря снижению курса доллара, с одной стороны, активизируется импорт в Россию современного оборудования, как это происходило совсем недавно в годы экономического роста; с другой же стороны, отечественным автопроизводителям станет еще тяжелее конкурировать с иностранными. «Для растущих экономик девальвация доллара представляет риск, — считает Брагин. — Обесценятся долларовые резервы России, Китая, Индии, ухудшится ситуация на рынке нефти, снизится покупательная способность населения в этих странах».
Эксперты сходятся в том, что для России ее суверенный долг не проблема, зато есть другие — бюджетный дефицит и значительные внешние долги российских компаний. По данным Центробанка, общий размер долгового бремени России — $472,9 млрд. Но суверенный долг составляет лишь десятую часть от этой суммы, а 90% ($425,4 млрд) приходится на долги компаний и банков. По словам , в этом году российским компаниям и банкам предстоит договориться о рефинансировании их долга на сумму в $76 млрд.
В 2009-м крупнейшим игрокам российского рынка удалось отложить выплату долгов иностранным кредиторам. Но есть опасность, что теперь, в условиях потенциального сокращения помощи западных правительств своим компаниям и банкам, те станут менее сговорчивыми по отношению к российским должникам.