Переговоры о поставках российской нефти шли весь декабрь. Периодически сообщали, что вот-вот решение будет найдено. Не находили. Новый раунд начался уже после Нового года, в сухом остатке — тот же ноль. Дата новых переговоров до сих пор не определена. Зато в информационном пространстве стороны развернули активные боевые действия. Москва грозит лишить Минск всех энергетических льгот и приостановить поставки нефти на белорусские НПЗ, а Белоруссия в ответ обещает десятикратно увеличить стоимость транзита российской нефти по своей территории и в 5,5 раза поднять плату за транспортировку электроэнергии. Угрозы Минска подкрепляются громкими политическими заявлениями президента Александра Лукашенко, анонсировавшего выход Белоруссии из состава новорожденного Таможенного союза.
По информации агентства Reuters, конфликт Москвы и Минска уже привел к краткосрочным перебоям поставок российского черного золота на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (с 3 по 4 января). В результате в Европе вновь засомневались в надежности энергоэкспорта из России.
Что поставлено на кон?
Камнем преткновения в энергодиалоге двух стран стали условия нового соглашения о поставках нефти в Белоруссию. Предыдущий документ, позволявший Минску в течение трех лет закупать российское топливо со скидкой, истек в конце 2009 года. Воспользовавшись моментом, Москва решила внести корректировки в сложившуюся схему. Представители российской стороны заявляют, что Минску было сделано «беспрецедентное предложение», от которого невозможно отказаться: вместо применения льготных экспортных пошлин ко всему объему закупаемой Белоруссией нефти (порядка 20 млн тонн в год) Россия готова поставлять в республику 6,3 млн тонн беспошлинно. Именно столько требуется для удовлетворения внутренних нужд страны. Остальное топливо Минск попросили оплачивать по полной программе. Это увеличит поступления в российский бюджет на $1,4 млрд, но и Белоруссии позволит экономить порядка $1,3 млрд в год за счет частичного сохранения льготы, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
В белорусской столице щедрость Москвы не оценили, назвав выдвинутые условия «беспрецедентным давлением». «До сих пор большее количество нефти, закупаемой в России по льготной цене, Минск пускал на переработку, а после — продавал нефтепродукты в Европу, но уже по рыночной стоимости. В прошлом году эта схема принесла Минску порядка $3 млрд. В текущем благодаря более высоким ценам на нефть Белоруссия рассчитывала на $4–5 млрд. Условия, выдвинутые Россией, сократят эти ожидания в 3–3,5 раза», — поясняет Денис Борисов.
«Долгое время Белоруссия с разной степенью интенсивности использовала Россию в качестве поставщика дешевых энергоресурсов. В отдельные годы объем нефтегазовой ренты достигал 20% ВВП. Именно на это время пришелся период стремительного роста ВВП Белоруссии, — соглашается глава белорусского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. — Сейчас цена вопроса для Беларуси высока, как никогда. Новая нефтяная политика России может обернуться для Минска потерей примерно $4,5–5млрд, а это около 10% ВВП страны!»
Кто виноват?
Последний раз российско-белорусский энергодиалог переживал подобный кризис на рубеже 2006/2007 годов. Тогда нефтяная труба была перекрыта почти на неделю. Без российской нефти осталась вся Восточная Европа и Германия, закупающая в России 35% потребляемого в стране черного золота.
«И в 2007-м, и сейчас причиной конфликта стало решение Москвы сократить размер скрытого субсидирования Белоруссии. Речь идет об очень больших деньгах, которые Минск привык считать своими», — полагает президент фонда «Институт энергетики и финансов» Леонид Григорьев.
В Кремле размер ежегодной «поддержки» экономики Белоруссии только за счет льгот по нефти и газу оценивают в $5,8 млрд, что превышает 40% госбюджета соседней республики. Судя по последним событиям, Москва считает размер своего «подарка» соседям чрезмерным.
Из Минска ситуация видится совсем иначе. «Правда в этом конфликте на нашей стороне. Между Россией, Белоруссией и Казахстаном заключен Таможенный союз, смысл которого заключается как раз в том, что товары внутри него двигаются беспошлинно, — утверждает Павел Данейко, президент Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, — Россия отстаивает свои интересы, совершенно понятные. Но если эти интересы перевешивают, тогда не нужно вступать в Таможенный союз. Москве надо было просто честно сказать, что ей хватит зоны свободной торговли». «Очевидно, что Белоруссия взяла курс на затягивание переговоров. Сейчас Минск апеллирует только к договоренностям по Таможенному союзу и пытается шантажировать Москву транзитными тарифами, как это было в 2007 году. Однако не исключено, что, если компромисс не будет найден, Лукашенко предпримет более решительные шаги», — считает руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.
Найдется ли компромисс?
Для того чтобы понять, возможен ли компромисс, надо отдавать себе отчет в истинных устремлениях сторон. Для Белоруссии важно максимально увеличить объемы беспошлинной нефти, получаемой из России, чтобы ее хватило и для внутреннего потребления, и для солидного «гешефта» при перепродаже за рубеж. А Россия хочет получить в собственность ряд нефтяных и нефтехимических активов Белоруссии, утверждает источник, близкий к переговорам. Соответственно, стороны могут сойтись на том, что Москва увеличит льготный объем поставок беспошлинной нефти до 8 млн тонн. А в обмен получит право поучаствовать в приватизации предприятий «Гомельтранснефть «Дружба» и «Новополоцкое РУП по транспорту нефти «Дружба», которые относятся к белорусской нефтетранспортной системе. Эксперт полагает, что не случайно на днях Минск заявил, что эти компании в 2010 году будут акционированы. А у российских нефтяных компаний — прежде всего «Роснефти» и «Лукойла» — к этим активам имеется давний предметный интерес. Тем более что и прецедент имеется: в 2007 году в обмен на льготные условия поставки российского газа Минск уступил «Газпрому» 50% «Белтрансгаза».