Все счастливые страны счастливы одинаково, каждая несчастливая страна несчастлива по-своему. Гаити, самая бедная страна Западного полушария, несчастлива всегда и во всем. Ее мучали диктаторы (династия Дювалье и ее опричники — «тонтон-макуты») и демократически избранные шизофреники (Жан-Бертран Аристид). Гаитянскому народу доводилось ненавидеть собственную армию, но не устраивают его и «оккупанты» — полицейские силы ООН, которым худо-бедно удается поддерживать порядок.
Землетрясение 12 января — еще одно проклятье Гаити. По соседству, на другой стороне одноименного острова, в Доминикане — спокойствие, достаток и толпы туристов.
Президент Гаити Рене Преваль назвал случившееся «неописуемой катастрофой». Сам он чудом остался жив — благодаря тому, что оказался в боковом крыле рухнувшего президентского дворца. Выбравшись из здания, Преваль вместе с супругой пошел осматривать то, что осталось от гаитянской столицы Порт-о-Пренса, перешагивая через трупы. Первые, самые мощные толчки произошли под конец рабочего дня — было около 5 вечера. Улицы заполнены людьми и машинами, административные здания — работающим персоналом. И вдруг — земля уходит из-под ног, все, буквально все рушится — парламент, министерства, больницы, школы, тюрьмы, тысячи жилых домов... Государство осталось только на бумаге... Сообщения с острова до сих пор напоминают военные сводки: одна только миссия ООН сразу потеряла 18 человек, а ее глава пропал без вести. По словам гаитянского сенатора Юри Лятортю, число жертв может достичь полумиллиона человек. Всего на Гаити проживает немногим более 8 миллионов. Эпицентр землетрясения находился в океане всего в 15 км от Порт-о-Пренса, поэтому основной удар стихии приняла на себя столица. Здесь, по сути, сосредоточена вся жизнь страны. А без столицы Гаити как бы нет вообще.
Сейчас Гаити снова, как это уже не раз бывало в прошлом, живет надеждой на помощь. А заодно на связи и авторитет экс-президента США Билла Клинтона, назначенного в прошлом году спецпредставителем Генсека ООН на Гаити. По $100 млн уже выделили США, МВФ и Всемирный банк, €3 млн — допустимый максимум для чрезвычайных ситуаций — Евросоюз. Помощь, конечно, придет. Но сможет ли страна оправиться от понесенных потерь — уверенного ответа на этот вопрос сегодня не даст никто.