В Польше не утихает скандал вокруг увольнения директора Польского института киноискусства Магдалены Сроки. Несколько месяцев назад за ее подписью ушло письмо к американскому сенатору-демократу Кристоферу Додду с просьбой оказать содействие в получении киноматериалов из архивов Американской киноакадемии о польских режиссерах-лауреатах премии «Оскар». Завязалась переписка. В одном из писем, отправленном из Варшавы, говорилось о националистической риторике в польской политике и угрозе введения цензуры. О содержании письма (скорей всего, оно было написано одним из подчиненных директора института, просто на нем стояла ее подпись, как это принято в официальной переписке) кто-то донес министру культуры Польши Петру Глинскому, и тот в нарушение устава института уволил Сроку с должности до истечения срока ее полномочий. Польские деятели культуры, и не только польские, выступили резко против этого решения. Открытое письмо министру Глинскому написал немецкий кинорежиссер, президент Европейской киноакадемии Вим Вендерс. Новый директор Института киноискусства пока не назначен, но, скорей всего, это будет человек, полностью лояльный правящей консервативной партии «Право и Справедливость» (PiS)*, дает понять знаменитый польский кинорежиссер и сценарист Агнешка Холланд: «Это будет политрук».
«Новые кадры»
NT: Пани Холланд, о чем, на ваш взгляд, говорит ситуация, сложившаяся вокруг Института киноискусства? Вим Вендерс, например, видит в увольнении его директора «отсутствие уважения к культуре и свободе самовыражения»...
Агнешка Холланд: С Институтом киноискусства происходит то же самое, что до этого происходило с Конституционным трибуналом, с польскими судами, с учреждениями культуры, — правящая партия подминает все под себя, зачастую не имея на то юридических прав. PiS победила в 2015-м. Перед тем, как уничтожить Институт киноискусства, PiS успела развалить Институт книги и Аудиовизуальный институт, поставив туда своих людей, непрофессионалов.
Институт киноискусства продержался дольше других, целых два года. Ну вот теперь настал и его черед.
«То, что мы наблюдаем, — это автократический способ мышления в действии, когда одна партия постепенно захватывает все сферы жизни»
Вендерс ведь не случайно в своем письме напомнил, что Институт киноискусства финансируется из частных источников, а не из бюджетных средств и его директор может быть снят с должности только в случае нарушения закона, в чем Срока замечена не была. Срок ее полномочий заканчивался в 2020 году. Думаю, что министр уволил ее потому, что на него кто-то стал давить сверху. Институт киноискусства славился в Польше своей независимостью, тогда как действующая власть убеждена, что все кинематографисты — «леваки»...
NT: А кино при этом остается важнейшим из искусств...
Вот-вот. Нужно смотреть на вещи трезво: PiS решила провести в стране культурную революцию. Компетентных людей, подлинную культурную элиту Польши, завоевавшую авторитет и уважение своей работой, заменить на, скажем так, «новые кадры», связанные с правящей партией. То, что мы наблюдаем, — это автократический способ мышления в действии, когда одна партия постепенно захватывает все сферы жизни.
На самом деле, в Польше происходят ужасные вещи, все меньше остается пространства для свободы — да, еще осталась свободная и открытая экономика, но и она тоже постепенно переходит под контроль государства.
NT: Министр культуры объяснил увольнение директора института тем, что своими действиями она «подрывает имидж Польши».
Нет, это действующая власть ежедневно подрывает имидж Польши. О чем вообще можно говорить, если даже судей Высшего конституционного суда снимают с должностей до истечения срока их полномочий?! Увольнение директора Института киноискусства — да это им ничего не стоит!
NT: В письме, из-за которого лишилась должности Магдалена Срока, высказываются опасения по поводу возможного введения цензуры в Польше. Это обоснованное опасение, как вы считаете?
А о чем, по-вашему, говорит увольнение Сроки? Ровно о том, что в письме была написана правда! Да, в Польше есть цензура.
NT: И нужно снова, как в коммунистические времена, бояться доносчиков?
Доносчики были и будут всегда. Люди слабы. Людей ведь вообще очень легко совратить.
Надоевшая нормальность
NT: И все-таки, что случилось с Польшей после победы PiS? Главный редактор польского издания Newsweek Томаш Лис недавно написал статью под заголовком «Тяжесть нормальности». Одну из причин победы PiS на позапрошлогодних выборах журналист видит в том, что полякам-де надоела «ежедневная нормальность» их жизни. Ну вот слишком все шло нормально — потому и надоело...
Я бы говорила в целом о ситуации в мире. Ведь отход от привычного порядка вещей происходит не только в Польше. Возьмите США — кого там выбрали президентом?.. На парламентских выборах в Чехии победил миллиардер и популист Бабиш — его называют «маленьким Трампом». Понимаете, у всего этого есть почва — страх, неуверенность, над людьми довлеет ощущение обиды и несправедливости.
PiS никогда не выиграла бы выборы, если бы люди были довольны своей жизнью, ситуацией в стране вообще. На мой взгляд, мы переживаем глубокий кризис демократии. И этот кризис порожден глобальными изменениями. В первую очередь здесь нужно говорить о том, как идет сама глобализация и о процессах миграции. Второе — информационная революция, которая полностью меняет способы и принципы коммуникации, ощущение общности и самоидентификации. Эту революцию можно сравнить с изобретением книгопечатания, последствия которого были в том числе и довольно кровавыми — вспомним Реформацию, а потом Контрреформацию. Можно также вспомнить индустриальную революцию, последствиями которой стали две мировые войны. Так что сегодня человечество снова переживает переломный момент своей истории.
«Ярослав Качиньский в каком-то смысле — квинтэссенция польского взгляда на мир: все чужое — опасно, и лучше бы от него отгородиться»
Ну и, наконец, третий фактор — демографический. Снижение рождаемости очень многие люди и в Польше, и в других странах считают реальной угрозой, с которой политический класс не может справиться. И в первую очередь я говорю о либеральном политическом классе. Происходящее сегодня в мире, на мой взгляд, очень часто лежит за пределами интеллектуального горизонта его представителей. И этим пользуются популисты. Нет, они тоже не в состоянии объяснить причин происходящего. Что они умеют — так это использовать в своих интересах возникающие страхи и опасения. У них на все вопросы есть ответы, по всем проблемам есть решения. И пусть эти решения анахроничны по своей сути, ибо основаны на изоляции и формировании модели мира по принципу «свой-чужой», «союзник-враг». Для многих-то людей главное — что они все-таки получают хоть какой-то ответ на свои вопросы, ответ, который им не дала либеральная демократия.
NT: Лидер PiS Ярослав Качиньский с трибуны сейма назвал оппозицию «предательскими мордами». Лексикон, не очень характерный для страны-члена Евросоюза...
Фото: Flickr / Edward
Качиньский умеет играть на клавишах зла. Он очень точно понимает, где можно столкнуть людей лбами, а где — вызвать негативные эмоции. Кроме того, его личность отличается чертами, которые вполне можно назвать психопатическими: у него очень низкий уровень эмпатии. Точнее, она распространялась только на самых близких ему людей — мать и брата. Ни на кого больше. Поэтому он без труда может манипулировать людьми.
Он, без сомнения, умный человек. В каком-то смысле он — квинтэссенция польского взгляда на мир: все чужое, чуждое — опасно, лучше от него отгородиться. Мир для Качиньского опасен. Честно говоря, я даже не знаю, бывал ли он за границей. Он не знает ни одного иностранного языка. Он ничего не читает, кроме книг, касающихся тоталитаризма. У него вообще, как мне кажется, очень пессимистический взгляд. Это человек, перенесший глубокую душевную травму. В нем очень много негативных эмоций, которые он, к слову, и не пытается скрывать. Эти эмоции — его главное топливо. А то, что люди за ним идут... А как шли за другими сильными личностями?.. Личность, которая твердо знает чего хочет, — конечно, у кого-то она вызывает восторг. Вообще, Качиньский очень умело играет на самых плохих чертах поляков.
«Иногда казалось, что для этой силы, марширующей под красными всполохами петард, достаточно одной спички в виде призыва идти защищать польский капитал от инородцев — а там были и такие лозунги — и все, страна заполыхает»
NT: «Самые плохие» — это какие?
Комплекс неполноценности, проблема самоидентификации, страх перед чужими, чувство, что, с одной стороны, мы самые лучшие на свете, а с другой — что нас почему-то никто не уважает. А еще — зависть... На самом деле, это такие всеобщие человеческие качества. Я вообще считаю, что в человеке одинаковое количество добра и зла, и зло в любой момент может взорваться, в особенности, если власть этому попустительствует. Весь ужас PiS в том, что они поощряют ненависть.
11 ноября 2017 года Фото: bloknot.ru
NT: 11 ноября, в День независимости Польши, я специально пошла на демонстрацию в Варшаве, организованную националистическими движениями. Там были очень разные люди. Но поразила их численность — на улицах были примерно 100–150 тыс. человек. Националисты собирают больше народа, чем организаторы акций в поддержку демократии.
Конечно, все происходящее страшно угнетает. Угнетает, с какой скоростью происходят перемены в худшую сторону. Дело в том, что у этой власти очень мало действительно талантливых людей. Они есть, но их единицы. В культуре — вообще никого нет. Поэтому они ничего не строят — только разрушают.
NT: Однако же партия Качиньского пользуется устойчивой поддержкой поляков — рейтинг более 40%.
Рейтинг стоит на одном и том же месте, на самом деле. К тому же я не уверена, что он отражает реальность. Я очень много путешествовала этим летом по Польше, разговаривала с людьми — я вижу, что люди запуганы. И потом, если бы поддержка была действительно высокой, стала бы PiS менять избирательное законодательство? А ведь они это уже делают!
NT: Банальный вопрос: что делать?
Жить и заниматься своим делом. У Станислава Выспяньского** есть эссе «Освобождение», и в нем есть такая фраза: «Eсли вокруг происходят вещи, которые ни от кого не зависят, то мы должны делать то, что зависит только от нас». И я считаю, что независимо ни от какой политической конъюнктуры люди, четко понимающие, что нравственно, а что безнравственно, должны следовать своим принципам.
Агнешка Холланд, кинорежиссер и сценарист. Родилась в 1948 году в Варшаве. Выпускница Академии сценарных искусств в Праге. Работала с Кшиштофом Занусси и Анджеем Вайда. Трижды номинировалась на премию «Оскар» — за фильмы «Горькая жатва», «Европа, Европа», «В темноте». Член Европейской киноакадемии.
* Партия PiS во главе с Ярославом Качиньским, братом погибшего в 2009 году в авиакатастрофе под Смоленском польского президента Леха Качиньского, одержала победу на парламентских выборах в Польше в 2015 году
** Польский драматург, поэт, художник — 1869–1907 годы