#В блогах

Леонид Волков о годе кампании Навального

2017.12.15

Кампания смогла выйти за пределы рамок искусственных «политических ниш»
volkov-leonid.jpg

Почти ровно год тому назад, 13 декабря 2016, началось удивительное путешествие — кампания в поддержку выдвижения Алексея Навального в качестве кандидата в президенты России.

Для штаба, конечно, все началось раньше, еще прошлым летом — планирование, фокус-группы, работа над сайтом, подготовка инфраструктуры — но год назад мы вышли в паблик, и с тех пор кампания шла предельно публично, под пристальным оком друзей и недругов, журналистов и политологов, сторонников перемен и тех, кто кормится с рук Кремля.

Поэтому, казалось бы, ну какое уж подведение итогов — все и без того хорошо известно, подсчитано и количество суток ареста и штрафов, опубликованы финансовые отчеты, известна статистика встреч и митингов, измерены успехи видеороликов, на виду у всех и все наши успехи, и все наши неудачи. Никогда еще политическая кампания в России не была такой открытой, не изучалась настолько пристально, не публиковала столько данных как наша (и я навскидку знаю 5–6 аспирантов-политологов из разных университетов мира, которые прямо сейчас пишут по нашей кампании диссертации).

Но если вглядываться в детали, легко ведь упустить из виду какие-то макроскопические изменения, большую картинку.

Давайте посмотрим на две России декабря 2017-го, ту, в которой мы живем (можно даже сказать «сидим»), и другую, гипотетическую, в которой кампания Навального год тому назад не стартовала (и вообще не стартовала).

Разница между ними — это и есть прямой и непосредственный результат нашей кампании (к этому моменту времени).

Начну с очевидных последствий, закончу менее очевидными.

1. Политика пришла в регионы.

И правильно даже не «вернулась», а именно «пришла». В 2011–2012 годах я сам был региональным политическим активистом, и отлично помню это томительное чувство: вот ты что-то делаешь, вроде, организуешь, что-то даже вроде получается — а все равно решается все в Москве, и надо ждать — что там в Москве будет. Даже легендарные митинги декабря 2011 года так устойчиво и вошли в историю, как «митинг на Болотной» и «митинг на Сахарова» — хотя, конечно, люди выходили на улицы по всей стране. Но то было все равно лишь «дополнение» к московским митингам, к московским ораторам было приковано внимание и надежда протестного движения, на московскую сцену и колонки собирали всей страной, вокруг московской численности до хрипоты спорили.

Совсем не то и не так — в 2017 году. И речь отнюдь не только про митинги конечно же.

(Хотя, безусловно, и 26 марта, и 12 июня были — и это прекрасно — не московскими, а общероссийскими событиями. И не десятками отдельных мероприятий, а, благодаря общей организации и онлайн-трансляции, большими, супермасштабными едиными мероприятиями). Наша кампания нашла правильные слова и правильные каналы информации, смогла создать политическую инфраструктуру для того, чтобы доказать: огромный потенциал политической жизни, независимой и свободной, есть в любом российском городе.

Вот в чем новость. Наиболее рельефно, конечно, это подчеркнули встречи Алексея Навального со сторонниками в ходе «осеннего турне», где в каждом городе, несмотря на дикое противодействие властей, на встречу приходило много больше людей, чем на какое-либо политическое событие, начиная с 1991 года.

Мурманск и Смоленск, Тамбов и Новокузнецк, Иваново и Омск — никто и не предполагал, что эти города вообще есть на политической карте России — а они заявили о себе очень громко. Многотысячный митинг-встреча в каждом из них свидетельствует ведь не только о том, что у Навального есть поддержка за пределами Садового кольца и даже МКАДа, но и о том, что в каждом из этих городов есть жизнеспособная, сильная политическая инфраструктура. Большой региональный митинг только из Москвы не организовать — оповещение и подготовка, агитация и организация на месте ложатся на плечи регионального штаба и волонтеров. То есть за осень мы показали и доказали, что в нескольких десятках городов у нас есть политические организационные структуры, способные, по крайней мере, организовать мероприятие крупнее, чем все мероприятия ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР и Яблока за несколько лет вместе взятые.

Остается напомнить, что список городов, где прошли встречи, довольно случаен — определен наличием «согласований» или частных площадок. Тридцать успешных региональных встреч не оставляют сомнений — и в других городах, где есть наши штабы, встречи вышли бы не менее мощными (и мы бы их провели, если бы не отказы по беспределу и не многодневный арест, собственно, кандидата в разгар турне).

Более того, и список 80 городов, где есть штабы, тоже сложился под воздействием внешних факторов — было бы больше денег, открыли бы с радостью 180 штабов — и мы знаем (исходя, хотя бы из численности зарегистрированных на сайте волонтеров и сторонников), что в Махачкале и Набережных Челнах, Абакане и Рыбинске, Южно-Сахалинске и Нижнем Тагиле на встречи с Навальным тоже пришли бы тысячи горожан.

Итак, если бы не было кампании Навального, все продолжали бы верить в глупость о том, что политический потенциал есть только в Москве, Питере, Екатеринбурге и Новосибирске. Это не так: во всех российских городах есть лидеры и организаторы, смелые волонтеры и тысячи сторонников, готовых публично заявлять о своем несогласии с тем, где наша страна находится и куда идет.

2. Навсегда изменилось представление о том, как выглядит политическая кампания и политическая работа.

Если кратко сформулировать, то до 2017 года «политик» — это был человек, который сидит в офисе в Москве, делает заявления по важным аспектам текущей повестки, а критерий его успешности — это способность попасть в телевизор и делать те же самые заявления, но из телевизора.
Это было ужасно — и, ура, это позади. Новый стандарт политической работы задан, надеюсь — раз и навсегда.

Политик — это тот, кто ездит по стране и общается с людьми, отвечая на любые вопросы. Политик — это тот, кто начинает кампанию заранее, задолго до формальных дат и доказывает свою способность создать инфраструктуру поддержки своей политической деятельности по всей стране.
Политик — это тот, кто опирается на поддержку живых людей, сторонников, которых каждый может увидеть. Так, собственно, как и должно быть по определению этого термина.

3. Перестало быть стыдно говорить о неравенстве и несправедливости.

Вот уж и правда — «наследие 90-х»! Говоришь о том, что люди должны жить лучше, что зарплаты должны вырасти — ты популист. А если ты либерал — знай свое место, смело требуй повышения пенсионного возраста! На каждом политике наклеен определенный ярлык, каждому отведена определенная роль. За рамки ее — не смей.

Мы огромной кровью от этой стигмы избавились; возможно, это было вообще самым трудным в кампании. Сколько уж нас клеймили «безответственными популистами». И все же мы навязали свою повестку, показали очень важную вещь: в стране с самым большим в мире коэффициентом Джини, показателем имущественного расслоения, надо во время выборов говорить именно об этом — а не Сирии или Крыме.

«Люди в России живут плохо, экономика работает несправедливо, так быть не должно» — оказалось, что можно выступать в поддержку бизнеса и конкуренции, политических и экономических свобод, не быть «коммунякой», короче — и при этом говорить такую простую и очевидную вещь.

Кампания Навального смогла выйти за пределы рамок искусственных «политических ниш» путинской России.

Всем этим мы с вами, друзья, должны гордиться. Каждый, кто раздал хотя бы 10 листовок, сагитировал трех знакомых или задонейтил 100 рублей внес свой вклад в то, что Россия очень сильно изменилась за этот удивительный год. Отлично получилось.
Давайте продолжать!

Источник

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share