#Деньги

«Орешкинские деревни» и подарки населению

14.12.2017 | Александра Прокопенко — специально для The New Times

О том, что серьезных реформ снова не будет

857469.jpg

Фото: kinup.ru

Обычно перед традиционной большой пресс-конференцией Владимира Путина журналисты и политологи начинают гадать, какое большое и резонансное заявление он сделает. Некоторые надежды узнать что-то новое связывались с его недавним согласием на выдвижение своей кандидатуры в президенты. Путин сообщил, что пойдет на выборы как самовыдвиженец, но ответов на вопросы про штаб и программу не прозвучало. Ясность по ним, возможно, появится позже. Пока, похоже, президента все устраивает.

Скорее стагнация

Минэкономразвития и его глава Максим Орешкин были объективными — российская экономика, действительно, прошла кризис, заявил Путин, отвечая на вопрос, реальный ли в стране экономический рост. При этом фаза восстановительного роста закончилась, констатировала еще в середине ноября председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.

Можно ли называть действующие темпы роста в 1,6% ВВП устойчивыми, как сказал Путин? С действующей структурой расходов бюджета, а государство в России основной инвестор, потенциал роста экономики ограничен 1,5–2% в год. Среднемировые же темпы роста, по оценкам МФВ, превышают 3%. Это говорит о растущем отставании российской экономики.

857468.jpg
Глава Минэкономразвития
Максим Орешкин 
Фото: bfm.nn.ru

Потенциальные ограничения подтверждаются осенней статистикой: по предварительной оценке Росстата, рост ВВП в III квартале составил 1,8%, замедлившись после 2,5% во II квартале. Это, по оценке аналитиков ЦБ, соответствует текущему потенциалу роста российской экономики, возможно, немного превышая его. Даже Минэкономразвития, чей прогноз на текущий год сейчас самый оптимистичный — 2,1% ВВП, изменило риторику на «рост около 2%». Консенсус-прогноз аналитиков «Интерфакса» на 2018 год — 1,6%.

У нас инвестиции в основной капитал — 4,2%, радуется президент: «Это значит, что даже на ближайшую среднесрочную перспективу дальнейшее развитие уже гарантировано». Однако при общем темпе роста инвестиций за девять месяцев 2017 года в 4,2% темп роста инвестиций крупных и средних предприятий составляет только 1,3%, обращают внимание аналитики ЦБ: «Из этого следует, что главным фактором роста остаются вложения малых предприятий, а также динамика объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами».

ДРАЙВЕРОМ ИНВЕСТИЦИЙ С НАЧАЛА ГОДА БЫЛИ КРУПНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ — СТРОИТЕЛЬСТВО КЕРЧЕНСКОГО МОСТА И ТРУБОПРОВОДА «СИЛА СИБИРИ», ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ КОТОРЫХ ЗАВЕРШАЕТСЯ

При этом крупные и средние предприятия, а именно на них приходится около 70% доли всех инвестиций в основной капитал, вообще сократили закупки машин и оборудования. Драйвером инвестиций с начала года были крупные государственные проекты — строительство Керченского моста и трубопровода «Сила Сибири», инвестиционный цикл которых завершается.

Диагноз экспертов относительно промышленности — «скорее стагнация». Озвученная президентом динамика в 1,6% ниже прогноза Минэкономразвития в 2,1% на 2017 год. После устранения сезонности и календарного фактора прирост промышленного производства, по оценкам Росстата, вообще оказался отрицательным: минус 0,5% в сентябре и минус 0,1% — в октябре текущего года. Ноябрьские данные выйдут позже, но ничего не указывает на их резкое ускорение.

Росту экономики сейчас способствуют нефтяные цены. Средняя стоимость нефти марки Urals растет пятый месяц подряд и в ноябре превысила $62. Говорить об уверенном росте с опорой на внутренние источники пока рано.

На реформы нет денег

«Работать в правительстве сложно», но президент в целом доволен, как кабинет министров справляется с поставленными задачами. Приоритеты не изменились — образование, здравоохранение, инфраструктура и высокие технологии. Пока из структуры бюджета не следует, что эти отрасли ждут какие-то масштабные изменения к лучшему. К худшему, впрочем, тоже.

Денег на реформы нет. По словам Путина, правительство и эксперты в последний год почти каждую неделю собираются и обсуждают источники финансирования предлагаемых преобразований. «Кстати говоря, когда начинается такая предметная работа, предметный разговор, то и многие эксперты достаточно либеральных взглядов соглашаются с тем, что они «нарисовали» источники, а на самом-то деле их нет, — отметил президент. — Или на них рассчитывать невозможно».

До 2019 года налоги расти не будут. Говорить о том, что будет за пределами этого срока, по словам президента, «пока рано». Как и рано говорить о решении по повышению пенсионного возраста. Отсутствие ясности в этих решениях добавляет неопределенности и бизнесу, и простым людям

К экспертам либеральных взглядов обычно относят председателя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. Одно из ключевых предложений ЦСР — провести бюджетный маневр в пользу расходов на «человеческий капитал»: рост трат на образование — на 0,8–1% ВВП, на здравоохранение — на 0,7–0,8% в 2024 году по сравнению с 2017-м, на треть увеличение госинвестиций в инфраструктуру. Всего бюджетный маневр увеличит расходы на 2–2,4% ВВП. Источниками финансирования этих трат может стать перераспределение части оборонных расходов, смягчение «бюджетного правила» с $40 до $45 и направление на человеческий капитал части нефтегазовых доходов.

Возможно, часть этих предложений все-таки войдет в предвыборную программу Владимира Путина. Однако рассчитывать на существенное сокращение военных расходов сложно. «Нам нужно обеспечить свою безопасность», — подчеркнул на пресс-конференции президент.

Еще один способ найти средства на реформы — налоги. Путин поручал в прошлом году правительству определиться с «контурами новой налоговой системы». Пока президент подтвердил, что до 2019 года налоги расти не будут. Говорить о том, что будет за пределами этого срока, по его словам, «пока рано». Как и рано говорить о решении по повышению пенсионного возраста. Отсутствие ясности в этих решениях добавляет неопределенности и бизнесу, и простым людям.

Налоговая амнистия

Не обошлось и без предвыборных подарков. Государство простит 41 млрд налоговых долгов физическим лицам и 15 млрд руб. индивидуальным предпринимателям. Это касается более трети россиян, уточнил Путин. Речь идет о долгах по имущественным налогам и пени, накопленным на 1 января 2015 года. На самом деле, общий объем просроченной задолженности по пеням и штрафам в России (включая юридических лиц) составляет порядка триллиона рублей, при этом перспективы ее судебного взыскания представляются маловероятными, считает глава «Опоры России» Александр Калинин (цитата по РИА «Новости»).

Неопределенность — один из самых популярных ответов на вопрос, что же сдерживает развитие бизнеса, в опросах предпринимателей. Отказ президента заглянуть за 2019 год и обозначить предполагаемые реформы (или их отсутствие) всего лишь сократил и без того низкий горизонт планирования до 1 года

Списанию, по словам Путина, будет подлежать и задолженность по так называемым условным доходам. Сейчас от уплаты налогов освобождены только те заемщики, чей кредит списан по процедуре банкротства. Списание кредита по иной процедуре приводит к тому, что списанная задолженность признается доходом и с нее должен уплачиваться налог. «Когда за человеком числится задолженность, он не может выступить учредителем компании, не может быть директором, хотя эта задолженность иногда мифическая и представляет собой лишь пени или штраф, которые были начислены много лет назад», — объясняет Калинин. Изменится ли сам механизм начисления налоговой задолженности, чтобы через несколько лет не столкнуться с теми же проблемами, президент не разъяснил.

Неопределенность — один из самых популярных ответов на вопрос, что же сдерживает развитие бизнеса, в опросах предпринимателей . Еще буквально несколько лет назад горизонт планирования бизнесменов составлял от 3 до 5 лет. Летом и осенью Кремль начал дискуссию об образе будущего, подогревая ожидания экспертов и населения. Изменения в налоговой и пенсионной системах затрагивают практически всю российскую экономику. Отказ президента заглянуть за 2019 год и обозначить предполагаемые реформы (или их отсутствие) всего лишь сократил и без того низкий горизонт планирования до 1 года.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.