#Политика

#Родное

«Ты гарантируешь, что это получится?» — спросил Моисей своего пиарщика Аарона...

2009.12.18 |

Барабанов Илья

«Ты гарантируешь, что это получится?» — спросил Моисей своего пиарщика Аарона, прежде чем взойти к Богу на гору Синай.
«Я гарантирую только одно: это будет написано в Ветхом Завете», — ответил главный политтехнолог партии Исхода.

Только что состоявшиеся выборы в региональные парламенты стали живым подтверждением этой популярной среди политтехнологов шутки. Готовясь к федеральной кампании за мандаты в Государс- твенной думе, партии не только обкатывали свои программы и избирательные технологии, но и оттачивали старые и придумыва- ли новые формы черного пиара, ставшего в России чуть ли не главным инструментом завоевания симпатий избирателей. Причем в ход пошли не только стандартные информационные атаки на соперников, но и атаки физические. Что изобрели новенького — в этом попытался разобраться The New Times.

— Атака информационная —

Последние поправки к избирательному законодательству запретили использовать на телевидении так называемую антиагитацию. Глава Центризбиркома Александр Вешняков в интервью The New Times (см. № 1) пояснил, что закон не дозволяет более использовать компромат на оппонентов в телеэфире, если этот телеэфир представляет собой рекламный ролик. «Это не распространяется на теледебаты, на радиоэфир, на печатные материалы», — резюмировал глава ЦИК. «Настоящая борьба без правил, то есть черный пиар, идет в сфере интернета, — счи- тает начальник управления медийных связей «Справедливой России» Александр Морозов. — Например, в марте мы столкнулись с возмутительной акцией, направленной против нашего молодежного движения, когда было сфальсифицировано интервью одного из его лидеров Юрия Лопусова. В его слова были вкраплены раскавыченные цитаты из «Майн Кампф», а потом стали писать, что Лопусов поклонник нацизма». Сотрудник Высшей школы управления и политический консультант Петр Королев рассказал The New Times, что в ходе избирательной гонки на выборах в парламент Псковской области неизвестные активисты через один из интернет-порталов распространяли информацию о том, что руководитель местной «Справедливой России» приобрел незадолго до начала кампании дорогой автомобиль. «Понятно, какие выводы предлагалось сделать избирателям», — отмечает Королев.

Наиболее остро проблема борьбы с информационными вбросами встала для коммунистов в Санкт-Петербурге. Пресс-секретарь одного из лидеров КПРФ Павел Щербаков с ужасом вспоминает, как партии пришлось опровергать слух о том, что в свои предвыборные списки коммунисты якобы решили не включать нобелевского лауреата Жореса Алферова только потому, что он еврей. «Черные пиар-технологии были всегда. Но сейчас они стали чуть ли не главными, — говорит Щербаков. — Массовое распространение ложной информации о конфликте Алферова и КПРФ удалось остановить только после личного вмешательства Алферова и его публичного выступления в поддержку партии коммунистов».

— Ложная агитация —

Этот вид черного пиара по-прежнему остается одним из основных способов борьбы с политическими конкурентами. Пока «Справедливая Россия» проводила в Петербурге свой первый съезд, по городу активно распространялся плакат, сообщающий, что вместо «эсеров» в ДК «Октябрьский» выступают клоуны. «Как правило, за такими акциями стоят основные наши конкуренты из «Единой России», но не только», — говорит пиар-«эсер» Морозов. — Возьмем простой пример со съездом «СР» в Петербурге. Пикет у гостиницы «Прибалтийская», где мы жили, был организован непосредственно «Молодой гвардией» (молодежным отделением «ЕР»), а вот кто организовал распространение фальшивых билетов с приглашениями на бесплатный концерт пенсионеров, который не был нами даже запланирован, — мы лишь догадываемся. Возможно, за этим стояли и «Патриоты России», которые пытаются бороться за наш электорат». Морозов считает, что война идет зачастую на плакатном уровне, правда, обычно это выражается в «пририсовывании лишних усов кандидату».

Пририсовывая что-то лишнее, в Петербурге боролись также с партией «Яблоко». На Сенной площади Петербурга корреспондент The New Times обнаружил агитационный плакат «Яблока», изображающий лидера местного регионального отделения партии Максима Резника. Правда, к лицу Резника были пририсованы не лишние усы, а совсем иной орган. С похожего типа агитацией столкнулся и Союз правых сил. В Томске за СПС «агитировал» плакат «СПид Сегодня ОПАСЕН». Распространялись и листовки с благодарностями от ВИЧ-инфицированных, которых якобы в качестве агитаторов наняли правые. В том же Томске лидера СПС Никиту Белых неизвестные доброжелатели поместили на один плакат с бывшим мэром города Александром Макаровым, отстраненным от должности и обвиняемым в вымогательстве и превышении служебных полномочий. «Ничего нового и интересного не появилось, всюду работают топорно и неэффективно, — считает руководитель избирательного штаба СПС Антон Баков. — Размер выделяемых на такой антипиар бюджетов может зависеть от глупости заказчиков. Митинг, имеющий себестоимость 10 —12 тысяч рублей, можно втюхать и за $100 тысяч. Глупость безгранична, и особняком тут, конечно, стоит «Единая Россия». Нельзя не заметить, что, обвиняя «ЕР» в отсутствии креатива, политтехнолог СПС все-таки не до конца объективен: за две недели до завершения избирательной кампании сразу несколько интернет-сайтов, контролируемых заместителем главы центрального исполкома «ЕР» по политике и пропаганде Константином Костиным1, распространили информацию о... бисексуальности Бакова.

— Физическое давление —

На физическое давление со стороны властей и конкурентов жалуются почти все партии. Коммунисты пожаловались The New Times, что активистов компартии несколько раз в ходе кампании задерживали, не давая им распространять агитационную газету. Пресс-секретарь лидера «Яблока» Евгения Диллендорф сообщила, что в Московской области в последнюю перед выборами неделю несколько дней подряд избирателей обзванивали некие молодые люди, которые сначала призывали голосовать за «Яблоко», а потом начинали обливать агитируемых трехэтажным матом. «В подмосковной Балашихе «яблочные» активисты, распространявшие партийные листовки, были и вовсе избиты молодыми людьми, разъезжавшими по городу на машинах с символикой «Единой России», — утверждает лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин. У «Справедливой России» целый список пострадавших. «В Череповце нашего агитатора подстерегли и нанесли тяжелую черепно-мозговую травму, — перечисляют технологи партии. — В Орле была явная провокация с участием УВД, когда задержали сотрудников и изъяли деньги и ноутбуки. В Ставрополе «молодогвардейцы» пытались сорвать встречу нашего кандидата с избирателями. Обесточили здание, а затем группа молодежи в темноте пыталась прорваться в зал, а поскольку в зале были пенсионеры, все это привело к хаосу». Впрочем, утверждают политтехнологи разных партий, «все это пока цветочки». Настоящие «ягодки» созреют ближе к декабрю.

ДОСТРОЙКА БЕЛЫХ
За «достройку» капитализма, когда всем будет хорошо, тогда как раньше многим было не очень, правые впервые начали агитировать еще на выборах в Пермском крае. В Томской области к «достройке» добавилось за явление о скором назначении лидера СПС на пост губернатора. В Кремле, правда, о том ничего не знают.

 

______________________________________________
1 Он по совместительству занимает пост советника замглавы администрации президента РФ Владислава Суркова

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share