#Главное

#Политика

Программа Dateline NBC «Кто убил Александра Литвиненко?» вышла в эфир 25 февраля

12.03.2007 | Филиппова Мария | № 05 от 12 марта 2007 года

Программа Dateline NBC «Кто убил Александра Литвиненко?» вышла в эфир 25 февраля. Она записывалась в декабре 2006-го — январе 2007-го в Америке и Европе. Наряду с вдовой Александра Литвиненко в ней приняли участие несколько экспертов, в том числе специалист по России американец Пол Джоял, журналист лондонской Times Дэниел МакГрори, директор американского музея шпионажа Олег Калугин. За пять дней до показа программы от сердечного приступа умер МакГрори, а пятью днями позже выстрелами в живот тяжело ранен Пол Джоял.


За пять дней до показа программы, 20 февраля в собственной квартире в Северном Лондоне был обнаружен мертвым один из участников программы, 54-летний Дэниел МакГрори. Диагноз — сердечный приступ. Журналист только что вернулся из командировки в Пакистан. Коллеги утверждают, что Дэниел «ни в коей мере не был стереотипным флитстритовцем старого образца — сильно поддающим и бурно живущим: он мог выпить с коллегами, закончив работу и получив подтверждение, что заметку приняли и все в порядке». Коллеги называли Дэниела The Story 1. МакГрори писал в том числе об убийстве Александра Литвиненко.

Через пять дней после показа программы, 1 марта около своего дома в Аделфи, неподалеку от Вашингтона, был ранен другой участник программы — 53-летний Пол Джоял. Быший спецслужбист, долгие годы выпускавший бюллетень Daily report on Russia, хороший знакомый генерала КГБ Олега Калугина, которому он помогал устроиться в Америке, ныне сотрудник консалтинговой фирмы National Strategies Inc. Первые сообщения о случившемся — «убит или ранен». Позднее выяснится, что ранен около 19.30 возле своего дома. По некоторым данным, ранен в нижнюю часть живота. Жена утверждает, что в живот.

Первая версия — ограбление, уличная преступность, которая нарастает в этом относительно спокойном районе, где проживает в основном средний класс. Собственно, эта версия остается основной и сейчас. Ее озвучивает полиция. Ее не отрицает ФБР, подключившееся к расследованию, как говорят, с учетом прошлого Пола Джояла. Впрочем, вашингтонские журналисты говорят, что следователи не готовы на 100% утверждать, что покушение на Джояла не связано с его участием в программе про Александра Литвиненко или с каким-то иными его делами.

Первое предположение: по весьма приблизительному описанию двое афроамериканцев, которых якобы видели убегающими с места преступления, нацелились на машину Chrysler, на которой приехал Пол. Машина на месте. Следующая версия: украли кошелек и атташе-кейс. Пару дней назад жена потерпевшего Элизабет Джоял заявила, что у мужа ничего не пропало.

Конечно, можно предположить, что грабителям почему-то не удался замысел и они выстрелили просто в раздражении. Однако, по неопровергнутой информации, первое, что Джоял попросил сделать жену, поспешившую ему на помощь, — позвонить Олегу Калугину. Учитывая профессиональную подготовку раненого, если речь действительно шла об уличных бандитах, то логичнее выглядела бы просьба с его стороны позвонить в полицию, а не другу.

Калугин в публичных комментариях также склоняется к версии об уличных хулиганах, хотя «не готов отрицать иные возможности». Джоял возвращался домой после ужина с Калугиным в ресторане музея шпионажа. Калугин утверждает, что он был в хорошем настроении. И коллеги, и жена подтверждают, что он никогда не опасался за свою жизнь.

Следствие очень неохотно делится информацией об этой истории. Представители ФБР утверждают, что они теряются в догадках относительно мотивов происшедшего. Стойкое ощущение, что официальные лица намерены придерживаться версии о нарастающей уличной преступности. Лишь однажды в комментарии жены Джояла промелькнуло: «Его не ограбили. Я не знаю, было ли это уличное преступление или в него целенаправленно стреляли за критику Кремля».

Журналисты, продолжающие интересоваться темой, обнаружили на днях четыре машины, припаркованных вокруг дома Джоялов, и неразговорчивого молодого человека, открывшего дверь, но отказавшегося общаться с репортерами. Появилась также информация, что NBC предпочло приставить охрану к команде, готовившей программу про гибель Литвиненко. Это подтвердила одна из редакторов программы, просившая не называть ее имени: «Действительно в течение двух дней после ранения Джояла со мной ходил телохранитель».

Есть люди, которые верят в случайные совпадения, другие считают подобное стечение обстоятельств маловероятным. Факт остается фактом — в течение 10 дней один эксперт программы, посвященной нашумевшему убийству в Лондоне, умер. Другой оказался в больнице с тяжелым ранением и продолжает там оставаться. При этом первой реакцией подстреленного Джояла было позвонить третьему эксперту все той же программы — Олегу Калугину.

Неизвестно, видел ли Пол Джоял стрелявших в него людей. Пока он находится в больнице, задать ему лично этот вопрос не представляется возможным. Если верна информация, что пуля попала не в живот, а ниже, то возможны три предположения: 1) стрелявшие (или стрелявший) плохо владеют оружием; 2) у стрелявших не было цели убивать; 3) стрелявшие очень хорошо владеют оружием и попали именно туда, куда целились. Первый звонок Калугину в этой кошмарной ситуации, пожалуй, единственное, что позволяет усомниться в версии, которую полиция называет в качестве основной, — уличный беспредел.

Калугин в программе упомянул о старом правиле чекистов — «никогда не забывать, никогда не прощать» тех, кто нарушил законы корпорации. Если это правило действует, как считает Олег Калугин, то сам он просто-таки возглавляет группу риска. Его назвал предателем президент Владимир Путин.

Тем не менее логика рассуждений бывшего генерала КГБ понятна. Ветераны уже не имеют прямого отношения к российским спецслужбам, при этом профессиональны, по-своему понимают духовное возрождение Отечества и оценивают честь и достоинство мерками той секретной корпорации, в которой сформировались. История знает много примеров, когда использование формальных спецслужб для решения щекотливых поручений било по репутации государства. Один из недавних примеров — арест сотрудников российских спецслужб, устранивших Яндарбиева в Катаре в 2004 году. История знает и примеры вполне профессионального устранения врагов людьми, чью связь со спецслужбами доказать невозможно. Пример: операция «Гнев Господень», экранизированная Спилбергом в фильме «Мюнхен». Если бы один из участников операции не рассказал о ней, то вряд ли кому-то пришло бы в голову связать в единую цепочку череду убийств в совершено разных странах совершенно разных людей — от палестинских боевиков до дипломатов и писателей. Оставим в стороне идеологию, объединявшую ту группу, и трагические события мюнхенской Олимпиады, послужившие поводом к ее созданию. Никакого аналога этому искать не стоит.

Принцип организации автономной группы с правом ликвидации людей без суда и следствия может оказаться вполне привлекательным и востребованным в определенных случаях и для внутреннего пользования, и особенно для внешнего, когда легальные способы достать тех, кого нынешняя российская власть считает врагами и предателями, исчерпаны или их просто не существует. Собственно, единственное, что объединяет жертв и пострадавших в череде этих загадочных событий, — их нельзя отнести к доброжелателям нынешнего Кремля. Не стоит также забывать, что впервые в истории России представители секретной корпорации управляют страной, то есть их никто не контролирует. Враги корпорации, таким образом, совпадают с врагами власти, которая отождествляет себя с государством. Это как минимум не исключает возможности неформального принятия или одобрения решений, находящихся в логике корпорации, при формальной приверженности «диктатуре закона», чего требует нынешний статус бывших офицеров спецслужб. К тому же вариант использования такой группы практически беспроигрышный: никто, никогда и ничего не сможет доказать. В лучшем случае кто-то что-то может по прошествии времени рассказать, если останутся живые свидетели, но и это ведь не доказательство.

 

Фрагменты программы NBC News, автор: Энн Керри

Пол Джоял, эксперт по России, консультант по безопасности: (Эта история) явилась предупреждением для всех, кто хочет или захочет поднять свой голос против Кремля: «Если ты начнешь говорить в таком духе, то, кто бы ты ни был, мы найдем тебя и изыщем самый возможно жуткий способ сделать так, чтобы ты замолчал»...
Скарамелла: И мы пошли вниз. И сели у стола. Одни. С нами никого не было. Он передал Литвиненко письма, отправленные по электронной почте от тайного осведомителя в России. Письма были чем-то вроде списка убийств по контракту, которые очерчивали некий заговор. Разумеется, одно из имен, упомянутых в документе, было имя убитого журналиста. Но там были также имена Литвиненко и Скарамелла, и других. Все люди в списке подлежали уничтожению тайной российской группой бывших агентов КГБ, именуемой «Честь и достоинство».
Олег Калугин, бывший сотрудник КГБ: «Достоинство и честь».
Энн Керри, корреспондент Dateline: Эта организация существует?
Калугин: Существует по крайней мере 10 лет. Бывший генерал КГБ Олег Калугин говорит, что «Достоинство и честь» — это братство бывших секретных агентов, которые испытывают ностальгию по ушедшему бескомпромиссному советскому времени. Он также сообщает, что эта группа выискивает предположительных предателей и не имеет пощады.
Керри: Они убивают людей?
Калугин: Ну, что касается их готовности к наказанию предателей, что ж, они сообщали о ней абсолютно ясно в некоторых публичных заявлениях последних лет.
Керри: (Заявления) о том, что они хотят карать предателей?
Калугин: Совершенно верно.
Керри: И...
Калугин: Именно поэтому...
Керри: Александр Литвиненко считался бы предателем?
Калугин: Совершенно верно, он был предателем. Как и я, как и другие. У них есть список.
Керри: Вы считаете, «Достоинство и честь» могла убить Александра Литвиненко?
Калугин: Они бы с удовольствием убили его...
Дэн МакГрори, репортер Times: У него (Литвиненко) не было абсолютно никакого сомнения в том, что его убили по приказу Кремля и что весь заговор начался в Москве, и что (его убийство) было сведением счетов с ним за то, что он оставил службу в госбезопасности (разведке) и предал президента Путина. По слухам, сейчас британские обвинители рассматривают улики, касающиеся того, что российское правительство участвовало в сговоре по убийству Александра Литвиненко с использованием регламентированного радиоактивного элемента. И каким бы невероятным это ни казалось, друг Литвиненко Пол Джоял заявляет – и многие российские наблюдатели соглашаются, что беспокояще высокое число оппонентов Кремля было убито в последние годы и эти преступления никто не раскрыл.
Джоял: Существует целый список дел, в которых фигурируют убитые журналисты. Людям прямо приказывается не критиковать правительство. Уже можно говорить о тенденции. Уже можно говорить о тенденции... С их точки зрения их выгода может выражаться так: «Мы даем знать всем, кто делает против нас заявления, что мы убьем их страшной смертью, публичной, ужасной смертью».

__________________________________________________________
Калугин говорил в программе NBC, что группа «Честь и достоинство», объединившая бывших сотрудников спецслужб и МИДа, ясно дала понять в ряде публичных заявлений, что предатели должны понести наказание. Конечно, публичные заявления ничего не доказывают. Ветераны отрицают свою причастность к убийству Литвиненко. Есть, кстати, еще одно совпадение, которое, конечно, тоже относится к разряду случайностей. На сайте Некоммерческого благотворительного фонда «Ветераны разведки и дипломатической службы за духовное возрождение Отечества «Честь и достоинство» указана дата его создания – 16 апреля 2003 года. 17 апреля 2003 года перед своим домом был застрелен Сергей Юшенков. Вот так случайно совпали факты.

__________________________________________________________
1Журналист, который всегда «приносит» интересную тему.

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.