#Column

#Политика

Деньги удобно делать в двух случаях: при создании империи и при крушении империи

12.03.2007 | Романова Ольга | № 05 от 12 марта 2007 года

Деньги удобно делать в двух случаях: при создании империи и при крушении империи.

Эти воистину золотые слова принадлежат Ретту Батлеру, мужу Скарлетт О’Хара — если кто забыл любимую миллионами советских людей историю унесенных ветром. В конце 80-х — начале 90-х годов роман Маргарет Митчелл стал бестселлером в агонизирующей империи, но заветам Батлера последовали почему-то далеко не все.

Потом мы много чего пережили: «черный вторник» 95-го, дефолт 98-го, банковский мор лета 2004-го. Кто-то научился относиться к событиям философски, кто-то научился на них зарабатывать.

«Лучшее время для начала бизнеса — это глубокий кризис», — говорит немец Михаэль Шлихт, воротила российского кинобизнеса. Знаем, знаем — есть такая русская народная поговорка: «Кому война, кому мать родна».

Возьмем, например, банковский кризис лета 2004-го. Философски настроенные граждане в июле того года на всякий случай скупили три вида инвестиционных товаров: монеты «золотой червонец»1, антиквариат и редкие музыкальные инструменты, чем весьма порадовали соответствующих торговцев. Покупатели платили, натурально, кредитками — по карточкам многих банков банкоматы отказывались выдавать наличные. Зато кредитки охотно брали в московских ресторанах, на автозаправках и в торговой сети «Рамстор» — в итоге оказалось, что именно такая рискованная стратегия принесла существенную прибыль и привлекла кучу дополнительных клиентов.

Кто больше всех зарабатывает на банковском кризисе, так это банки. Некоторые из них — из числа специализирующихся на потребительском кредитовании — многое сделали для того, чтобы оказаться в черном списке и максимально в связи с этим пропиариться. Расчет простой: глупые люди постараются в кризис взять побольше кредитов — в надежде, что банк разорится и отдавать будет некому. О том, что все не так просто, догады- ваются немногие. «На дурака не нужен нож, ему покажешь медный грош — и делай с ним, что хошь»...

Еще в момент кризиса особо нервные граждане стараются в пожарном порядке забрать свои деньги с банковского депозита. Умный банк тут же повышает размер неустойки за досрочное расторжение срочного договора. Банки здраво рассуждают, что если нельзя избежать потерь от паники среди частных вкладчиков, то можно попытаться на ней заработать — а заодно остудить пыл «физиков».

Но самый большой профит имеют во время кризиса госбанки и «дочки» иностранных финансовых структур. В Сбербанк перетекает напуганная мелочь, иностранцы переманивают рыбу покрупнее. На эту поляну уже вышли и крупные банки с госучастием, например Газпромбанк или ВТБ. За первую неделю июля 2004 года (это была первая неделя кризиса) объем вкладов населения вырос на 1,6 млрд рублей. Как говорится, шоб я так жил. Кстати сказать, через пару месяцев ситуацией воспользовался Центробанк: он предложил банкам инвестировать заработанное на кризисе в свои облигации. В общем, тот кризис многим пошел на пользу.

А меньше чем через год в Москве случился другой кризис — конец света, пожар на подстанции «Чагино» с последующим каскадным отключением электричества. Ущерб был серьезным: 779 млн 344 тысячи рублей — это только то, что можно было подтвердить документально, и только по городу Москве. Зато операторы фиксированной и сотовой связи заработали в один день 25 мая 2005 года $11 млн2. Похоже, сейчас опять началось. Говорят, мировой кризис. Знакомый инвестиционный банкир, исключительно удачно прошедший все три крупных российских финансовых кризиса, потирает руки в предвкушении.Он уверен, что «кризис показывает — кто профессионал, а кто пафосный лох».

Пока лохами назначены мелкие частные инвесторы Шанхайской биржи. Китайские власти просто пытались навести на бирже порядок — там резко выросло число непрофессиональных игроков, многие из которых стали закладывать свое имущество для получения кредитов на покупку акций. С этих-то мелких лохов и начал раздуваться мировой пожар. Чем все это закончится, никто пре- дугадать не возьмется, но свои сливки ктото снимет. Пока их снимают те, у кого есть нефть: на всякий случай она уже подорожала на 15%

______________________________________________
1 Они тут же подорожали на 15%


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.