Ниже некуда! Пар дискуссии о снижении налогов ушел в свисток: после бюджетного послания Путина стало ясно, что облегчение налогового бремени в ближайшие годы — это почти невероятная история. А пока надо готовиться к худшему — к снижению темпов роста доходов, к увеличению расходов и даже некоторых налогов.


Война Минфина с бизнесом и отдельными представителями президентской администрации за снижение налогового бремени1 далеко не закончена. Но главное финансовое ведомство страны уже констатирует победу — правда, промежуточную, и не в войне, а в тактике. Министр финансов — примерно как Кутузов — заманивает противника вглубь подведомственной территории и не дает открытого боя. «В результате серьезнейшей дискуссии, анализа всех возможных вариантов снижения налогового бремени решение отложено» — так лаконично отрапортовал в день обнародования бюджетного послания президента на 2008 —2010 годы Алексей Кудрин. Вопрос, по словам главы Минфина, вроде не закрыт совсем — он отложен года на три. В администрации президента не исключают, что снижение ставок может произойти и раньше. Но для этого властям нужно понять одну простую вещь — откуда возьмутся деньги.

— Атака на НДС —

Копья ломались в основном вокруг НДС и ЕСН. Экспертное управление президента настаивало, что НДС — «налог вредный» для российской экономики: он стимулирует биз нес вкладываться в сырьевые отрасли, тор мозит развитие производства, а проблемы с его возмещением не удается решить даже в Европе, равно как и ликвидировать схемы по уклонению от его уплаты в казну. Аркадий Дворкович, руководитель экспертного управ ления президента, настаивает на замене НДС на налог с продаж. Впрочем, последняя и, как выяснилось, без результатная попытка главного парламен тера от бизнеса — РСПП — надавить на пра вительство была предпринята буквально накануне бюджетного послания. Главное предложение — снизить НДС до 10 —13%. Ведь союз лоббирует интересы промышлен ников, а для них НДС — это эксклюзивная головная боль, поскольку экспорте ры имеют законное право на возмещение из бюджета налога, уплаченного поставщикам вывезенной про дукции2.

Минфин защищается
— налогом на прибыль —

В какой-то момент показалось, что в ре зультате атак на правительство ведомство Алексея Кудрина дрогнуло. Министр даже согласился «подумать» о снижении НДС3. Но чиновники подумали быстро, и заместитель Кудрина Сергей Шаталов доложил: минфиновцы готовы идти на понижение другого налога — на прибыль — до 20% с 24%, и только лишь при наличии источников ком пенсации потерь казны. Впрочем, сразу было ясно, что шансов у биз неса добиться хотя бы минимального сниже ния налогов почти нет. Уже ближе к лету бу дет приниматься бюджет на три года, поэтому любые принципиальные налоговые решения нужно было одобрить уже этой весной. «Минфин выиграл партию прежде всего благодаря одной хитрости: затянув время», — иронизирует один правительственный чиновник. В итоге бюджетное послание было написано «под Минфин». Президент говорит об обременительном для компаний ЕСН, заме чая, что ломать этот налог возможно только лишь после завершения других реформ: реформ социального и пенсионного страхова ния, после изменения налога на жилую не движимость (его собираются рассчитывать от ее рыночной стоимости), после освобождения от налогов дивидендов, полученных от стратегических инвестиций в дочерние российские компании, после изменения порядка регулирования налогообложения некоммерческих организаций и так далее. Почти все эти проекты или уже в Госдуме, или готовятся туда попасть из недр Минфина.

Никакого снижения
— налогов —

При ощутимой поддержке и понимании озабоченности Минфина со стороны пре зидента есть, впрочем, несколько камней в «налоговый огород» Алексея Кудрина. Путин раскритиковал проект Минфина о транс фертном ценообразовании (по оценкам экс пертов, этот документ ставит под контроль налоговиков чуть ли не все сделки внутри холдингов или хоть как-то связанных между собой компаний, а предложенный механизм контроля слишком сложен), да еще и поторо пил с разработкой критериев оценки работы налоговиков.

Впрочем, на выбранный властью налоговый курс это совсем не влияет. В пользу того, что государство не намерено снижать налоги, говорит и «расходная» часть президентского бюджетного послания. «Это предвыборное послание, — говорит источник в правитель стве, — этим и обусловлены высокие расход ные обещания, в жертву которым принесено снижение налогов».

Но при таком объеме госрасходов прези дент рискует, предлагая проект жесткого нефтегазового фонда, и говорит, что рас ходы не должны зависеть от сырьевой ко нъюнктуры. В такой ситуации государство не готово пойти на снижение налогов, тем более НДС, который может обеспечить поступления в бюджет независимо от цен на черное золото.

Эндшпиль.
— Денег нет и не будет —

У государства сегодня нет средств на сни жение фискального бремени. Предложе ния РСПП ломали весь проект трехлетнего бюджета, в структуре доходов которого роль НДС только растет. А ставка Минфина на НДС предопределена: ресурсы поступле ний по налогу на прибыль и НДПИ исчер паны, а НДС не зависит от цен на нефть.

Но и без учета роста расходов переоценен ными оказались доходы бюджета 2007 года. Основные направления бюджетной поли тики Минфин должен представить в начале этой недели. Оказалось, что ВВП растет не так быстро, а нефть стоит не так дорого, как рассчитывали чиновники. Бюджет писали из расчета $61 за баррель, по прогнозам пра вительственных чиновников, баррель будет стоить $55, а в начале года цена барреля со ставляла $51,6. Как выразился Кудрин, госу дарство «обеднеет» из-за этих ошибок на 170 млрд рублей.

Но это не единственный просчет финансис тов. $400 млрд — на столько в Минфине пе реоценили поступления НДС в этом году. На заседании правительства Федеральная на логовая служба была вынуждена предупре дить, что из заложенных в бюджете 1379 млрд рублей сможет собрать лишь 983 млрд. «Это просто неприлично обсуждать», — возмутил ся Фрадков. Не удалось налоговикам выпол нить план сбора НДС и в 2006 году: казна получила лишь 924 млрд рублей НДС (от ре ализации товаров в России) при изначально заложенных в бюджете 1124 млрд рублей.

Снижать НДС в такой ситуации — значит поставить бюджет в прямую зависимость от поступлений по налогу на прибыль и НДПИ, то есть от цен на нефть, против чего высту пает президент.

Впрочем, падение поступлений в своих ин тересах могут использовать и сторонники снижения НДС или его замены на налог с продаж. Если поступления по этому нало гу так стремительно падают, то почему бы не отказаться от НДС, заменив его на на лог с продаж. Снижение ставки налога при и без того падающих поступлениях НДС в бюджет тоже не станет такой уж серьезной потерей. А выпадающие доходы хотя бы от части будут компенсированы выведением оборотов из тени и ростом поступлений других налогов4. К тому же компании стра дают от необходимости через суд выбивать из инс пекций возмещение НДС.

Некоторые
— налоги вырастут —

Снижение ставок — не единственный способ облегчения налогового бремени, говорит источник в Минфине. Подход министерс тва обозначил на днях глава Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин: снижение нагрузки произойдет при упрощении процедуры уп латы НДС. Три нововведения в этой области в прошлом году уже дали снижение нагрузки на 1,4% ВВП. А с 2007 года действует заяви тельный порядок возмещения НДС. Именно этими факторами и обусловлен провал сбора НДС с 2006 года и неутешительный прогноз на 2007 год.

Дискуссия о снижении налогов продол жится, обещает Дворкович. По его словам, варианта облегчения бремени три: за счет улучшения администрирования, или за счет снижения ставок, или за счет замены НДС на налог с продаж.

Кудрин тоже признает, что решение о сни жении налогов отложено «с целью анализа бюджета и нахождения ответов на страте гические вопросы, в том числе по обеспе чению пенсионной системы». Более того, по словам Путина, в связи с переходом на утверждение бюджета на трехлетний пери од все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть приняты и за конодательно оформлены в течение 2007 года. Но мало вероятно, говорит Кудрин, что снижение нагрузки про изойдет до 2011 года. Не которые налоги, наоборот, вырастут: Минфин предла гает повысить НДПИ на газ, и уже в самое ближайшее время. Тарифы на газ будут расти, и Минфин хочет за брать у «Газпрома» часть до полнительных доходов.

«На первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен», — сказал Владимир Путин. А значит, только НДС, который взимается не с сырьевых, а с производственных компаний, может обеспечить пенсионерам старость на уровне прожиточного минимума. Доклад о расходах и доходах, которые ждут государство в ближайшие три года, Минфин должен представить в правительство уже на этой неделе.

____________________________
1 Боевые действия активно велись больше двух лет.
2 По расчетам РСПП, НДС занимает 40% в общем объеме налоговых платежей машиностроительных предприятий. Его снижение до 13% позволило бы компаниям сэкономить в 2008 году до 650 млрд рублей.
3 По предварительным расчетам Минфина, уменьшение ставки до 15% лишит бюджет в 2009 году $13 млрд.

 

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.