Цена сделки. Пока в Кремле и на Старой площади анализируют итоги выборов в региональные парламенты, определяясь, какая же из партийных «ног», «Единая Россия» или «Справедливая Россия», окажется главной, пока в тех же кабинетах решают, быть или не быть демократам — Союзу правых сил либо новоявленной «Гражданской силе» — среди депутатов следующей Госдумы, демократический фланг готовится проводить в последний путь одну из старейших своих партий — партию «Яблоко». На последних выборах в региональные парламенты аксимальный результат «яблочников» — 3,8% голосов, почти в два раза ниже тех 7%, что необходимы для прохождения в Думу-2007.

Илья Барабанов
(по мотивам «Фауста» Гете)

 

Анализируя предвыборные расклады накануне региональных выборов, политолог Дмитрий Бадовский говорил о том, что для «Яблока» это последний шанс зацепиться за уходящий в декабре 2007 года поезд депутатских мандатов. Снятие списка «Яблока» в Санкт-Петербурге эти шансы фактически перечеркнуло. Провал, случившийся в день голосования, добил партию окончательно. В Мурманской области демократы не смогли даже отбить предвыборного залога, не перешагнув трехпроцентный барьер. В Московской области не помогло наличие во главе списка известного депутата Госдумы Галины Хованской. Итог — 3,8% голосов избирателей1.

Имея в свое время неплохие шансы, «Яблоко» так и не смогло стать партией власти. Партия попадала в Госдуму дважды: в 1995 и 1999 годах. В 1993 году в первый созыв российского парламента прошел блок «Явлинский — Болдырев — Лукин», на основе которого в 1995 году и была основана партия, набравшая на первых же выборах почти 7% голосов (6,89). Спустя четыре года пятипроцентный барьер был преодолен уже с большим трудом. За демократов отдали свои голоса примерно 4 млн избирателей, что составило 5,93%. В 2003 году попасть в парламент «Яблоку», как и их коллегам по демократическому флангу из СПС, не удалось.

«Все было куплено в кредит,
— И кредиторов много» —

После того как основной спонсор «Яблока» руководитель «ЮКОСа» Михаил Ходорковский на восемь лет был отправлен в колонию города Краснокаменска Читинской области, у «Яблока» стало плохо не только с поддержкой населения, но и с финансовыми ресурсами. Череда проваленных выборов в региональные парламенты лишь подтверждала информацию об отсутствии у партии доступа к серьезным источникам финансирования. Положительный сдвиг, казалось, мог произойти, когда «Яблоко» с СПС договорились о совместном походе на выборах в Мосгордуму. Создав на основе «Яблока» единый список и преодолев девятипроцентный барьер, демократы начали переговоры об объединении двух партий. На протяжении всего 2006 года Григорию Явлинскому и Никите Белых удавалось разводить свои партии на региональных выборах, поддерживая друг друга, причем финансовая поддержка шла от СПС к «Яблоку». В то же время, как утверждают источники в руководстве партии, демократам начали помогать металлургическая группа «Евраз» и финансово-промышленный консорциум «Альфа-групп». Финансирование оппозиционной партии этими объединениями шло с одобрения Кремля и президентской администрации. У работников партийного аппарата повысились зарплаты, а руководство «Яблока», как утверждают, сумело договориться со Старой площадью об условиях, на которых демократы продолжат свое существование.

«Вам ставит дьявол
— золотой капкан» —

Руководство «Яблока» всегда опровергало слухи о переговорах в администрации президента. Однако источники The New Times в верхушке партии рассказывают о трех вполне четких условиях, которые заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков поставил перед демократами. Финансирование «Яблока» могло продолжаться, если партия:
— откажется от создания единой демократической коалиции с СПС;
— не будет поддерживать идею бойкота выборов, напротив, не ставя под сомнение легитимность процедуры, будет во всех выборах участвовать (хотя Кремль и оставлял за собой право при определенных обстоятельствах «Яблоко» с выборов снимать);
— денонсирует возможность вхождения партии в оппозиционную коалицию «Другая Россия».

«Высокий дух,
— бесценный мой залог» —

Сделка, однако, оказалась отнюдь не равноправной: несмотря на то что руководство партии пыталось соблюдать предложенные ей условия, выделенного «Яблоку» с благословения Кремля финансирования хватало и хватает лишь на символическое содержание аппарата, но отнюдь не на широкомасштабную политическую деятельность.

Так или иначе, получив финансовые средства и одобрительный кивок из администрации президента, «Яблоко» таки отказалось от объединения с СПС. Никита Белых, голоса у других правда, попытался что-то сказать о том, что к переговорам о возможном объединении двух партий демократического фланга лидеры вернутся после выборов в региональные парламенты, но на минувшей неделе Григорий Явлинский, лидер «Яблока», в эфире радио «Свобода» вполне безапелляционно заявил о новой стратегии партии и отказе от дальнейших переговоров с правыми.

В интервью The New Times эту позицию подтвердил и первый зампред «Яблока» Сергей Иваненко. «Выборы не соответствуют демократическим стандартам», — сказал он, добавив, что федеральная власть не влияет на итоги выборов в регионах и все беды — от местных властей.

В декабре же, когда будет избираться новый состав Госдумы, ничего не будут решать уже власти региональные. «Будем дальше участвовать в выборах», — пообещал Иваненко, не согласившись с тем, что партия уже потеряла всякие перспективы. Попутно зампред «Яблока» опроверг информацию о переговорах с администрацией президента и финансировании партии группой «Евраз» и «Альфа-групп». «В основном деньги к нам идут из бюджета, плюс частные пожертвования, плюс бизнесмены, — объяснил Иваненко. — Но имена этих бизнесменов я не могу называть и эти слухи никак не комментирую».

«Я покажу
— кровавую расписку...» —

Лидер СПС Никита Белых в отличие от своих коллег из «Яблока» к дальнейшим переговорам готов. «Для меня удобнее не смерть «Яблока», а наше объединение», — заявил Белых. Лидер правых подтвердил, что СПС оказывал «Яблоку» «внушительную финансовую помощь» в тех регионах, где правые в ходе кампаний 2006 года снимали свои списки в пользу списков партии Явлинского. Правда, ни в одном из регионов «Яблоко» самостоятельно пройти в парламент не сумело. В то же самое время Белых уверен, что, добившись определенного успеха на мартовских выборах, Союзу правых сил удалось «обкатать новое лицо». Оппоненты СПС тем временем утверждают, что и правым были выставлены те же условия, что и «Яблоку», и как минимум два из трех пунктов «тезисов имени Владислава Суркова» СПС выполнил. А именно: категорически не поддержал идею бойкота выборов, хотя руководители партии устами Никиты Белых и признавали, что «устранение порога минимальной явки, запрет на критику в ходе избирательной кампании — все это фактически означает отмену выборного процесса», и публично осудили практику уличной политики коалиции «Другая Россия».

Повторят ли правые судьбу «Яблока», станет известно в крайнем случае в декабре. Впрочем, некоторые выводы можно будет сделать и после апрельских выборов в парламент Красноярского края, считающегося показательным регионом: статистика свидетельствует, что результаты выборов в крае потом во многом повторяются на выборах в Государственную думу.

Между тем в самом «Яблоке» признают: партия уже почти окончательно превратилась в партию-спойлер, способную разве что отбирать голоса у других (как случилось на выборах в законодательное собрание Санкт-Петербурга в марте), не имея при этом никаких собственных перспектив.

Жизни годы
Прошли не даром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы...

Концовка, впрочем, известна даже школьникам.

____________________________
1 Похожий показатель, 3,64% голосов, демократы получили и в Республике Коми.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.