#Авто

#Политика

«Наезд внедорожника на пешехода сравним лишь с падающей на человека кирпичной стеной»

02.04.2007 | Таранов Сергей | № 08 от 2 апреля 2007 года

«Наезд внедорожника на пешехода сравним лишь с падающей на человека кирпичной стеной» — таков вывод авторитетных немецких экспертов из клуба ADAC, которые впервые испытали на краш - тестах 13 полноприводных автомобилей двух категорий: до и свыше 2,5 тонны. Не исключено, что вскоре в Европе вообще запретят машины класса off-road, как в свое время запретили разведение бойцовых собак.


В дорожно-транспортных происшествиях каждая вторая жертва — пешеход. Поэтому счет идет на


Изображение надгробного камня на могиле девочки, погибшей в автомобильной катастрофе. Кладбище Merry Cemetery, Румыния

десятки тысяч погибших. Евросоюз обязал автопроизводителей ставить травмобезопасные бамперы, деформируемые при наезде на пешехода капоты, передние фары, уходящие от удара внутрь. С помощью специальных тестов по методикам Euro NCAP пытают все новые модели легковых автомобилей. Теперь дошла очередь до неприкасаемых ранее внедорожников. Итог: из 13 подопытных образцов лишь два1 оставляют пешеходам шанс на спасение, и то весьма абстрактный. Hyundai Santa Fe, Jeep Grand Cherokee заслужили по нулю баллов и признаны «самыми опасными». Правда, в компанию тестируемых не попали отцы-основатели внедорожного семейства — Land Rover Defender, MB Gelendwagen. Но с ними и так все ясно: стальные бамперы не то что пешехода, а носорога всмятку уделают.

Модные нынче компактные кроссоверы (до 2,5 тонны) получше своих массивных собратьев. В лидерах — Toyota RAV4, Honda CR-V, набравшие за 20 баллов и по три звезды из четырех возможных. Однако у Nissan X-Trail — всего 10 баллов, а у Hyundai Tuscon — четыре.Как бы там ни было, а «пешеходные» тесты — лишь малая часть из огромного компромата на внедорожники, который ежедневно собирают и тиражируют сотни общественных и государственных организаций США и Евросоюза.

Итальянский социолог Лоренцо Джорджо: из-за размеров внедорожников их водители не видят велосипедистов и пешеходов, находящихся справа.

Insurance Institute for Highway Safety (США): смертность в столкновениях «нормальных» автомобилей с внедорожниками в 5,6 раза выше, чем в ДТП «нормальных» друг с другом. Кроме того, на мокрой дороге тормозной путь полноприводных в среднем на 10 метров длиннее.

«Британский медицинский журнал»: водителей джипов в четыре раза чаще видят с мобильными телефонами в руках, и почти в таком же соотношении они меньше используют пристяжные ремни.

Скандально известный «Фронт освобождения Земли» включил борьбу с полноприводными автомобилями в число главных приоритетов наряду с такими «символами зла», как рестораны «Макдоналдс» и «Бургер Кинг». Два активиста ФОС Аарон Линас и Джон Уэйд отбывают 42 и 37 месяцев тюремного заключения как раз за атаки на автодилеров.

Американские борцы с терроризмом устраивают митинги и шествия с лозунгом «Иисус не ездил бы на полноприводной машине». Число членов движения «Американцы за экономичные машины» растет с каждым днем. Есть и общественная организация, помогающая людям, перевернувшимся на внедорожниках, доказывать в судах, что все их беды — от конструкции внедорожника как такового2… С прошлого года в интернете раскручивается сайт организации «Однимхаммеромменьше». Внедорожники там поднимают на смех с помощью порнороликов. Унижение трехтонной машины происходит вполне конкретными действиями мужчин. Под ритмичную музыку и политические заявления любителя внедорожников Джорджа Буша.

Кстати, место нынешнего президента США готовятся занять демократы. А один из их лидеров — Джон Керри — еще в 2003-м предлагал «антиджиповый» закон, устанавливающий лимит по топливу для частных автомобилей 13 литров на 100 километров. Правда, сам Керри раскатывал на супермассивном Chevrolet Suburban с расходом бензина до 50 литров на 100 километров. Но правда и то, что проблема за четыре года лишь обострилась. И если в США о ней больше говорят, то в Европе решают радикальным образом.

«Надо быть идиотом, чтобы ездить на внедорожнике по городу», — заявил мэр Лондона Кен Ливингстон и ввел отдельную плату за проезд в центр города и парковку внедорожников…

Министр экологии Франции обещает в ближайшее время ввести налог на покупку внедорожника в размере 3,5 тысячи евро. А мэрия Парижа тем временем запретила полноприводным въезжать в центр. Однако и без этого в большинстве европейских столиц действует запрет на заезды автомобилей на тротуары. Что лишает любителей больших колес и формулы «4х4» последних оправданий вроде «удобства пользования» и «парковки где угодно». Их теперь «достают» и по телевизору, в рекламных роликах Greenpeace. Так, в одном из них клерк купил новый Toyota Land Cruiser — и получил всеобщее презрение коллег по службе. «Джиперу» плюют в кофе, перешептываются за его спиной... В финале — слоган: «Городской пожиратель бензина. Что может сказать автомобиль о его владельце?»

Большинство автоконцернов в открытые дискуссии пока не вступают. Наоборот, каждое следующее поколение внедорожников, как правило, еще больше и еще мощнее предшественников. Говорят, на новейшем Land Cruiser будет мотор на 5,7 литра (или на тысячу «кубиков» больше нынешнего). BMW выпускает «икону наших дней» Х5 — на 20 сантиметров длиннее и на шесть шире машины первого поколения. Mercedes в дополнение к ML и вечному «гелику» освоил неприлично огромный GL. Только Honda пытается угодить оппонентам. В Европе на новую CR-V клеят стикеры с надписью: «Not all the 4x4 are the same»3, потому что этот кроссовер засоряет среду даже меньше, чем многие седаны и небольшие хетчбэки, и уж точно меньше, чем BMW пятой серии или Ford Mondeo. Однако лукавые японцы не уточняют: моторчик-то на CR-V — от легковушки Civic. А в ассортименте Honda есть и монументальный пикап Ridgeline RTL, и совсем не игрушечный джип Pilot (он же — Acura MDX).

Всего в странах Евросоюза продается около 800 тысяч полноприводных машин в год, в США — 2,5 миллиона, в России — более 100 тысяч. Принципиальная разница — в сфере применения. Что бы ни говорили «зеленые», а большинство «тамошних» внедорожников колесят вдали от мегаполисов. У нас — в пределах одной Москвы. Ну а самая оригинальная версия принадлежит профессору Оксфордского университета Эндрю Гуди. Он высказал ее на ХХХ Географическом конгрессе. Оказывается, пыльные бури в пустынях участились за последние 50 лет в 10 раз. И повинны в этом внедорожники, которые разрушают тончайший слой из лишайника и гравия, сквозь который выдувает песок. От песка из Сахары темнеют льды Гренландии, и, поглощая больше солнечного света, они быстрее тают. Отсюда повышение уровня мирового океана, гибель кораллов в Карибском бассейне и «кровавые» (по цвету песка) дожди в Англии.

 Знакомый финн, увидев у элитного ресторана с десяток Gelendewagen, изумленно отметил: «Столько во всей Финляндии нет!» «А у нас и гражданского общества нет», — парировал я. И аварийной статистики никакой. И «Волги» с «классическими» «Ладами» выпускают. С таким выхлопом, что и Hammer мало не покажется. Зато в новых поправках к ПДД (Правила дорожного движения) есть вполне европейские нормы о запрете «кенгурятников» на джипах и езды по тротуарам. Соблюдать их, правда, никто не торопится. На вопрос, могут ли и вовсе запретить большие джипы в Европе, финн серьезно сказал: «Да». Лет десять назад никто и представить не мог, что запретят курение в пабах, барах и ресторанах. Сегодня пол-Европы не курит! Включая и многокурящих итальянцев, и рабочие районы Манчестера. Многим не нравится, но куда деваться? Гуманитарный прогресс подавляет индивидуальные пристрастия — то к сигаретам, то к большим и прожорливым автомобилям. Некоторые экологи ставят знак равенства между этими бедами: внедорожники, дескать, провоцируют астму у детей не меньше, чем курение окружающих!

____________________________
1 Audi Q7, Nissan Pathfinder.
2 У него смещенный центр тяжести, в отличие от «нормального» автомобиля; при переворотах водители таких машин калечатся и гибнут втрое чаще, чем владельцы обычных автомобилей.
3 «Не все внедорожники одинаковы».

 

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.