#Россия и мир

Международный трибунал — не указ для России

28.11.2017 | Алексей Клименков, журналист-международник

Почему приговор Ратко Младичу российские СМИ почти не заметили, а политики раскритиковали

857678-2.jpg

Мемориал памяти жертв военных преступлений в Сребренице Фото: yenisafak.com

Приговор, который Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) вынес на днях бывшему командующему армией боснийских сербов генералу Ратко Младичу, одному из главных действующих лиц вооруженного конфликта на Балканах в начале и середине 1990-х годов, сильно всколыхнул общественное мнение и продолжает оставаться одной из ключевых тем западной прессы.

Издание The Huffington post сравнивает его с серийным убийцей Чарльзом Мэнсоном, скончавшимся на днях в тюрьме. «У них была общая черта — они рассматривали своих жертв как недочеловеков, а себя видели в роли богоподобных спасителей», — пишет колумнист издания. 

«Младич оставил ужасное наследство, но матери Сребреницы (массовые убийства мужчин-мусульман в мусульманском анклаве Сребреница в июле 1995 года — один из главных пунктов обвинения Младичу.NT), знают, что монстр, разрушивший их жизни, окончит свой жизненный путь за решеткой», — отмечает The Mirror. 

В Евросоюзе и НАТО приговор «боснийскому мяснику», как его еще называют западные СМИ, назвали свидетельством верховенства закона.

«Стреляйте так, чтобы они потеряли сон»

Ратко Младич был приговорен к пожизненному заключению. Суд счел доказанными обвинения в причастности генерала к массовым убийствам в Сребренице и многолетней осаде сербскими войсками города Сараево (столица Боснии и Герцеговины), жертвами которой стали более 10 тыс. гражданских лиц.

В качестве доказательства на суде фигурировала и запись его телефонных переговоров времен осады Сараево, перехваченная боснийскими спецслужбами. «Стреляйте по парламенту, президентскому дворцу, по Старому городу. Стреляйте так, чтобы они потеряли сон!» — командовал Младич в мае 1992 года.

857678-4.jpg
Бывший командующий армией боснийских сербов генерал
Ратко Младич во время заседания Международного трибунала
по бывшей Югославии Фото: facebookreporter.org

Уликами служили также результаты тестов ДНК тел, обнаруженных в массовых захоронениях гражданских лиц в начале 1990-х годов на территории Боснии. 

«Это все ложь, вы все — лжецы!» — начал кричать Младич во время оглашения приговора. И был удален из зала суда. 

Со стороны обвинения в ходе процесса выступили 169 свидетелей, со стороны защиты — 208. Адвокаты упирали на то, что подчиненные Младича занимались не этническими чистками, а воевали в Боснии с исламскими фундаменталистами. По мнению защиты, прокуроры представили генерала так, будто он контролировал в Боснии в то время все и всех. 

История «мясника»

Когда в июне 1991 года федеративная Югославия начала распадаться на отдельные государства, Ратко Младич, боснийский серб по национальности, командовал 9-м корпусом Югославской народной армии (ЮНА) в Хорватии. Под его началом сербские вооруженные формирования вели бои с хорватской армией. 8 сентября 1991 года Хорватия заявила о полном разрыве с Югославией. 

В начале мая 1992 года Младич (к тому времени получивший звание генерал-лейтенанта ЮНА) был переведен в Боснию и Герцеговину (БиГ), где уже шли боестолкновения между мусульманами и хорватами, с одной стороны, и сербами — с другой. Боснийские сербы, отказавшиеся признать независимость БиГ, образовали Республику Сербскую и выступили за объединение с Сербией и Черногорией. Младич был назначен начальником генерального штаба Войска Республики Сербской.

«ЭТО ВСЕ ЛОЖЬ, ВЫ ВСЕ — ЛЖЕЦЫ!» — НАЧАЛ КРИЧАТЬ МЛАДИЧ ВО ВРЕМЯ ОГЛАШЕНИЯ ПРИГОВОРА. И БЫЛ УДАЛЕН ИЗ ЗАЛА СУДА

«Мы ничего не выиграем, если убьем 50 тыс. мусульман. Нашим истинным приоритетом является избавление от мусульманского населения», — писал Младич в своем дневнике.

Война в Боснии продолжалась до 1995 года, когда под давлением США лидеры бывших югославских республик заключили мирный договор, и на боснийскую территорию был введен миротворческий контингент НАТО.

Гаагский суд разыскивал Младича 16 лет. Но пока у власти в Союзной Республике Югославия находился Слободан Милошевич, у бывшего генерала проблем не было. В июне 2001 года сам Милошевич был передан МТБЮ. Младичу пришлось уйти в подполье. Местные спецслужбы арестовали его и выдали Гааге только в мае 2011-го. 

Неспешное правосудие

С момента своего создания в 1993 году МТБЮ выдвинул обвинения в отношении 161 человека из Боснии, Хорватии, Сербии, Черногории и Косово. Все они, так или иначе, имели отношение к операциям Югославской народной армии против Хорватии (1991–1995), к войне в Боснии и Герцеговине (1992–1995) и к конфликту в автономном крае Косово (1998–1999). Из 83 обвиняемых, которым были вынесены приговоры, более 60 человек — этнические сербы. Именно на эту статистику указывают критики трибунала, обвиняющие суд в предвзятости к сербам. 

Фигурантом самого громкого дела, которое вел МТБЮ, был Милошевич. Его обвиняли в преступлениях против человечности — убийствах, депортации, нарушениях законов и обычаев войны. Процесс был прекращен в связи с кончиной Милошевича в марте 2006 года.

В марте 2016 года 40 лет лишения свободы по приговору МТБЮ получил бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич. А вот лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель был трибуналом оправдан. 

Из 83 обвиняемых, которым были вынесены приговоры, более 60 человек — этнические сербы. Именно на эту статистику указывают критики трибунала, обвиняющие суд в предвзятости к сербам

Дело Младича — одно из последних, которое рассматривал МТБЮ, свою работу он завершит к концу этого года. Апелляцию адвокатов бывшего генерала будет уже рассматривать Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов, который уже занимается апелляцией приговора Радована Караджича. 

Не признаем и критикуем

857678-1.jpg
Фото: Panoramio

Приговор Младичу в Москве комментировали «дежурные спикеры». Они в очередной раз обрушились на Трибунал по бывшей Югославии с гневными филиппиками. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова заявила, что обвинительный приговор Младичу — это «продолжение политизированной и предвзятой линии, которая изначально доминировала в работе МТБЮ». Мол, сербы составляют большинство осужденных Трибуналом. 

Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, регулярно комментирующий внешнеполитическую проблематику, заявил в интервью ТАСС, что вердикт МТБЮ — «еще один повод подумать о серьезных проблемах с выстраиванием объективного международного судейства». 

А вот парламентская оппозиция, в 1990-х годах так близко принимавшая к сердцу проблемы братьев-славян, нынешний приговор фактически проигнорировала. В середине 1990-х коммунисты и национал-патриоты выстраивали свою политическую платформу и свое виденье государственных интересов, регулярно апеллируя к теме «славянского братства», борьбы братьев-сербов с «коварным Западом» и т.д. По мере того, как в Кремле начал крепнуть антизападный тренд, границы между бывшим «прозападным лагерем» и идейными противниками Запада начали стираться. А сейчас фантом «внешней угрозы» (и тезис уникального цивилизационного пути России) уже активно эксплуатируется самой властью. 

Сейчас сама идея создания неких наднациональных органов по отправлению правосудия вызывает в Москве резко негативную реакцию. Деятельность международных трибуналов «неэффективна, затратна, носит затяжной характер и является крайне политизированной», — отмечалось в заявлении российского МИДа

Россия изначально поддержала идею создания МТБЮ. «Все международное сообщество в лице Трибунала вынесет свой вердикт тем, кто грубо попирает не только нормы международного права, но и просто человеческие представления о нравственности и гуманности», — отмечал в мае 1993 года постоянный представитель России при ООН Юлий Воронцов. 

Сейчас сама идея создания неких наднациональных органов по отправлению правосудия вызывает в Москве резко негативную реакцию. Деятельность международных трибуналов (имеется ввиду МТБЮ и аналогичный орган, расследовавший геноцид в Руанде) «неэффективна, затратна, носит затяжной характер и является крайне политизированной», — отмечалось в заявлении российского МИДа в июле 2015 года. 

В том же месяце Россия заблокировала резолюцию в СБ ООН, предусматривающую создание международного трибунала по расследованию катастрофы малайзийского «Боинга» под Донецком в 2014 году.

В свою очередь Украина весьма активно пытается задействовать наднациональные судебные инстанции в противостоянии с Россией. Украинский министр юстиции Павел Петренко недавно заявил, что Европейский суд по правам человека сейчас изучает пять исков Украины против России. Украина намерена также подать иски о нарушении прав человека в Крыму в Международный уголовный суд (МУС). Россия же юрисдикции МУС вообще не признает. По мысли российской правящей элиты, любой подобный наднациональный суд — всего лишь инструмент проведения чьей-то злой воли.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.