#Интервью

#Политика

Мемуары дочери классика французского кинематографа Флоранс Монкорже-Габен вышли на русском языке

02.04.2007 | Александров Николай , Широковой Софье | № 08 от 2 апреля 2007 года

Впервые на русском языке вышли мемуары дочери классика французского кинематографа Флоранс Монкорже-Габен «Жан Габен — не худший из отцов». Габен мог быть мизантропом и домоседом, а его принципы воспитания детей сочетали строгость и вседозволенность. О том, что скрывалось за легендарным экранным образом, рассказала его дочь Флоранс Монкорже-Габен в эксклюзивном интервью The New Times.

Флоранс Монкорже-Габен — Николаю Александрову и Софье Широковой

«Я запрещаю своему сыну
— выходить на улицу —
после восьми вечера»

В чем смысл названия Вашей книги «Жан Габен — не худший из отцов»? Есть основания предполагать,


Жан Габен за рулем первого новенького трактора Massey Fergusson, 1954

что он худший?
Конечно нет. Просто проблема отцов и детей всегда возникает, когда дети говорят о родителях. Я же подчеркиваю, что Габен — мой отец, и в конце концов, для меня он вовсе не был плохим.

Жан Габен — известный актер. Каковы черты Габена-человека?
Если угодно, я вообще писала книгу о Габене-человеке, а не об актере. И это действительно человек, которым можно восхищаться, к которому можно испытывать огромное уважение. В своей жизни он никогда не отступал от принципов и ценностей, которые были ему привиты в детстве и которые он старался передать нам. Он был человеком начала века1. Борцом по натуре. Например, во время войны он не стал прятаться, не остался во Франции. Он уехал в Америку, чтобы не работать на немцев, он жил вместе с другими эмигрантами, среди которых были евреи и коммунисты, бежавшие из Европы, и отправился воевать, чтобы вернуться во Францию. Он считал, что не может остаться в стороне, когда другие гибнут за Францию. Он видел смерть многих своих товарищей. Для меня отец был героем.

Отец много времени проводил в семье?
У меня всегда было ощущение, что он с нами. Он, как правило, отказывался от съемок во время школьных каникул и проводил время в семье. Вечерами он бывал дома и вообще довольно много занимался детьми, нашим образованием в частности. Хотя у нас были гувернеры и гувернантки. Отец был весьма строг, надо сказать. Дома не говорил о кино. Я начала обсуждать с ним профессиональные вопросы, когда задумалась о своей будущей профессии — в возрасте 18 —20 лет. Габен строго отделял свою жизнь в кино от жизни в семье. Но, разумеется, он вникал в наши повседневные проблемы. Скажем, когда мы жили за городом, в деревне. Хотя он не отправлялся с нами на прогулки, не ходил вместе с нами в театр и кино.


Флоранс Монкорже- Габен с Аленом Делоном в картине «Сгоревшие риги», 1973

Какие черты отца Вы замечаете в себе?
О, знаете, мне кажется, что чем старше становится человек, тем отчетливее в нем проявляются родительские черты. Хотя в юности мы больше озабочены тем, чтобы от родителей отличаться. Мне кажется, что у меня сходное с Габеном отношение ко многим вещам, сходный взгляд на мир. Я вообще чувствую себя человеком другого времени, другого века. Мир, с его машинами, мобильными телефонами, компьютерами, проблемами социального страхования, вопросами политкорректности, совсем не тот, что был, скажем, тридцать лет назад. Сейчас, кажется, не в моде уважение к людям, принципиальность. Так вот я в каком-то смысле поступаю так, как мой отец: говорю то, что думаю, не лукавлю и не забочусь о мнении окружающих. Я, наверное, весьма ригористична — и по отношению к своим детям, и по отношению к другим людям. Я воспитываю своего сына так же, как воспитывали меня. И хотя сегодня гораздо труднее дается строгое воспитание, есть непреложные законы. Например, я запрещаю своему шестнадцатилетнему сыну выходить на улицу после восьми часов вечера, отправляться в это время к приятелям.

На Вашем воспитании как-нибудь сказался тот факт, что родители ждали мальчика?
Нет, вовсе нет. В конце концов все были довольны. Родители часто хотят, чтобы первым ребенком был мальчик. Но, мне кажется, они были счастливы, когда родилась девочка. Меня воспитывали гораздо строже, чем мою сестру, которая была вторым ребенком. А моего брата тоже воспитывали очень строго, поскольку он мальчик.

«Мой отец не хотел,
— чтобы я стала актрисой» —

В книге Вы ничего не пишете об истории семьи, детстве и юности отца. Он что-то рассказывал об этом?
Он рассказывал очень мало, а я не пишу об этом потому, что в своей книге я рассказываю лишь то, чему была свидетелем, что видела собственными глазами. И кроме того, есть замечательная биография Габена, написанная Андре Брюнеленом. Она переведена почти на все языки, не знаю, правда, есть ли русский перевод. Это огромный том, с очень подробным рассказом, в частности о семье и родителях Габена.


С отцом на съемках фильма «Святой год». Флоранс — помощница режиссера, 1975

В жизни он был похож на своих киноперсонажей?
Я думаю, что во всех героях Габена в кино было что-то от Габена в жизни. Например, даже когда он снимался в роли грабителей, преступников, он всегда сохранял черты благородства, человека чести. Он не мог играть законченного злодея или предателя, который отрекается от своих друзей. И этим он был похож на себя в жизни. Он не был способен на предательство. Правда, в жизни у него почти не было друзей. Были привязанности, а друзей не было.

Как он вел себя, когда готовился к новой роли?
Я никогда не видела, как он готовился к новой роли. В нашей огромной квартире он вел в каком-то смысле отдельную жизнь. Я не видела его читающим сценарий или разучивающим роль. Я думаю, ему нужно было совсем немного времени, чтобы войти в роль нового персонажа и выучить текст. У него была невероятная память, он легко находил нужные мимику и жесты. И именно это привлекало людей, с которыми он работал в кино, — как артистов, так и режиссеров.

Ваш дед Фердинанд фактически заставил Вашего отца стать актером. Как бы Вы отреагировали, если бы Ваш отец поступил так же?
Но мой отец вовсе не хотел, чтобы я стала актрисой. И меня это ни в коей мере не интересовало — я не чувствовала в себе склонности к актерской профессии. А вот мой сын, внук Габена, — актер. И меня это не смущает, а, напротив, вдохновляет, поскольку у него есть талант.

По слухам, Жорж Сименон срисовал Мегрэ именно с Габена. Это правда?
Ой, я ничего об этом не знаю и ничего не могу сказать. Я встречалась с Сименоном два раза, а до этого видела его фотографии, на которых он всегда со своей неизменной трубочкой. Вот и все.

Говорят, что голливудская карьера Жана Габена не сложилась, потому что он был настолько француз, что нигде, кроме Франции, не мог долго жить и работать.
Да, это правда. Я видела фильмы, в которых он снимался, когда жил в Америке, и в которых пытались его американизировать. Снимать его в шотландской рубашке, с характерной прической. Но ничего не получалось. Отец хорошо говорил по-английски, и в этом смысле у него не было проблем. Но он действительно был слишком француз. Он всегда в своих фильмах представлял не только себя, но Францию. Будь то Франция между двумя войнами или послевоенная Франция времени де Голля.

Вы унаследовали от отца любовь к лошадям. Она сохранилась до сих пор?
Да, конечно, и это очень важно для меня. Я по-прежнему интересуюсь лошадьми, хотя собственных лошадей у меня нет. У моего брата есть.

«В Довиле мне давала уроки
— русского языка белая —
эмигрантка»

В детстве Вам запрещали ходить на кухню, но Вы все же туда проникали и даже научились готовить рагу из свинины с чечевицей, кролика в горчичном соусе и тушеную говядину. Сейчас готовите эти блюда? О да, конечно, я обожаю готовить. Я живу вместе со своим сыном и готовлю самые разные замечательные блюда. Я его воспитываю на хорошей кухне — что, кстати говоря, очень по-французски. Я часто приглашаю друзей, а хорошая кухня и хорошее вино — непременное условие этих вечеров.

Можете назвать любимые блюда Вашего отца?
Он очень любил жаркое из барашка. И вообще это были, как правило, блюда сытные и тяжелые: пот-о-фе, свиная рулька, запеченная говядина. Или, скажем, он очень любил русскую кухню, и каждое воскресенье у нас готовилось какое-нибудь русское блюдо. И он часто ходил в русские рестораны.

Габен приглашал к себе в дом друзей?
Конечно, у нас были семейные ужины и праздники, когда за стол садились отец, мать, моя бабушка с материнской стороны, друзья семьи. Но никогда не приходили друзья Габена. Со своими знакомыми — как правило, это были все люди кинематографа — он встречался в другие дни, не в уик-энд. И никогда, конечно, не брал в этих случаях с собой детей.

Какие были любимые рестораны Габена в Париже?
Он, как правило, не ходил в крупные рестораны. Любил маленькие кафе, бистро, небольшие заведения, где подают блюда из морепродуктов. Часто бывал в Maxim's, в русских ресторанах — например, было такое известное русское кабаре Novy.

Вы учили русский. Почему Вы выбрали этот язык?
Я выбрала русский, потому что мне нужно было учить третий язык, а я уже говорила по-английски и по-испански. Когда мне было 16 —17 лет, я была страстно увлечена русской культурой и литературой. Тогда во Франции вышел «Доктор Живаго». Я увидела, что это великая культура и великий язык. Я учила его не в школе. Мы жили тогда в Нормандии, и в Довиле мне давала уроки русского языка белая эмигрантка. Раньше я знала русский неплохо, но сейчас я помню только: «Я говорю по-русски, я не говорю по-русски. Я не понимаю». Но для меня русский язык — самый красивый из всех существующих. После итальянского.

____________________________
1 Жан Габен родился в 1904 году.

 

 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.