Красноярский полигон. Прошедшие 15 апреля выборы в законодательное собрание объединенного Красноярского края (в новый субъект Федерации после референдума в апреле 2005-го вошли Эвенкийский и Таймырский АО) — последние крупные региональные выборы перед выборами в Государственную думу в ноябре. Но мало этого: Красноярский край принято считать показательным для остальной России — результаты выборов в нем, во всяком случае в прежние годы,нередко становились моделью голосования всей России.


17 марта 1991-го на референдуме о будущем СССР за сохранение Союза отдали голоса 71,1% жителей края, общероссийский результат — 71,3%; на выборах российского президента в том же году за Ельцина в крае проголосовали 58%, всего по России — 57,3%. Что касается парламентских выборов, то результаты «Яблока» в крае в 1993-м совпали с федеральными вплоть до сотой доли процента, в 1995-м почти полностью совпали показатели ЛДПР, «Женщин России», КРО, «Яблока» и ДВР.

Именно здесь на выборах в законодательное собрание в 2001 году удачно «выстрелили» местные блоки: блок «Наши» получил 20% голосов, «Блок Быкова» — почти 17%, блок «За Лебедя!» — 15%. Потом «местный» тренд повторился и в других регионах России. Здесь в первый раз на губернаторских выборах победил федеральный политик, варяг, «пришлый» — генерал Лебедь, с регионом никак раньше не связанный. Здесь же впервые губернатором стал топ-менеджер крупной корпорации («Норильского никеля») — Александр Хлопонин.

Эффективный менеджер — или «PR-губернатор»? —

Недалеко от Красноярского театра оперы и балета — памятник Чехову. Антон Павлович опирается на тросточку и глядит на Енисей. За его спиной — центральная улица современного Красноярска, заставляющая вспомнить сказанное классиком о другом сибирском городе: «…cовсем европейский». Но знакомая красноярская журналистка признается: на другом берегу Енисея была несколько раз в жизни и желания побывать снова не испытывает — промзона, трубы, «вороньи слободки»… О таких местах, как Канск, известный своей табачной фабрикой, некогда снабжавшей пол-России «Примой» и «Беломором», побывавшие там говорят с ужасом — безработица, алкоголизм, наркомания и отсутствие перспектив.

Губернатор Александр Хлопонин, очень богатый человек (чего не скрывает) и лидер регионального списка «Единой России» на этих выборах, вот уже несколько последних лет говорит о масштабных инвестициях, грандиозном проекте «территориально-промышленного кластера» на севере региона… Однако на уровне жизни рядового жителя края все это пока не очень сказалось. «Я считаю, что Хлопонин — хороший пиарщик, — утверждает в интервью The New Times лидер красноярских коммунистов Владислав Юрчик. — Когда он избирался, говорил: «Мы сделаем большой рывок». Прошло четыре года, рывка не случилось, теперь он говорит: «Мы возьмем большой разбег». Руководитель Центра стратегического прогнозирования, бывший представитель в крае президента Ельцина Юрий Москвич считает, что свою репутацию эффективного управленца Хлопонин не оправдал: «Всё у него — пиар. Грамотный, точный, но его пиар-технологии — для крупных городов. Объединяющей фигурой для всего края губернатор так и не стал».

Критики Хлопонина указывают на тот факт, что в прошлом году экономический рост по стране в целом составил 7% к уровню 2005 года, а в крае — 0%. Благополучие края держится на одном предприятии — «Норникеле», но это выручает, лишь пока растут цены на цветные металлы, тогда как другие отрасли промышленности практически не развиваются. В регионе самый высокий рост преступности в СФО (совсем недавно Красноярск потрясло зверское убийство пятилетней Полины Мальковой, не забыта и прошлогодняя трагедия с найденными в коллекторе пятью детьми — дело так и не раскрыто).

— «Наши» сдались Хлопонину —

Региональный предвыборный блок, созданный в 2001 году местными политиками, находившимися в оппозиции к тогдашнему губернатору Александру Лебедю, был самой громкой и наиболее удачной попыткой создания политического движения, использовавшего лозунги регионального патриотизма и борьбы с «чужаками». Сегодня бывшие лидеры блока Александр Усс (спикер краевого парламента), Вячеслав Новиков (сенатор от Красноярского края), Петр Пимашков (мэр Красноярска) — в одной партии с варягом Хлопониным, партии власти, и на нынешние выборы они шли в одном списке.

Но, как бы уверенно ни контролировал сегодня губернатор ситуацию в крае, о полной «зачистке» политического пространства говорить рано — иначе зачем бы понадобилось снимать с выборов полдюжины партийных списков?

— Последний из могикан —

От участия в красноярских выборах-2007 были отстранены Аграрная партия, «Народная воля», Партия возрождения России, «Патриоты России» и ДПР (затем ее список восстановили). Партия «Яблоко» в выборах и вовсе не участвовала: не сумели собрать подписи и не нашли денег на залог.

Человек, с которым у большинства красноярцев связаны представления о «настоящем патриоте родного края», — Анатолий Быков — баллотировался по одномандатному округу в краевом центре. Лидер местного отделения Социалистической единой партии России (за несколько дней до красноярских выборов эта партия заявила о слиянии со «Справедливой Россией») Андрей Зберовский сказал The New Times, что любой партийный список, который бы возглавил Быков (у него, к слову, за спиной обвинения в заказных убийствах и судимость), имел шанс получить на этих выборах до 30% голосов. Политолог Юрий Москвич считает, что рейтинги губернатора Хлопонина и Быкова примерно равны, а может быть, последний более популярен. Быков — действующий депутат ЗС. Недавно он со своей командой выиграл выборы в горсоветы Ачинска, Назарово и Шарыпово, проведя больше депутатов, чем «Единая Россия»1.

Быков чуть было не возглавил региональное отделение «Справедливой России». Не получилось. В красноярской политической тусовке говорят, что глава «Интерроса» Потанин лично попросил Сергея Миронова, который, как утверждают здесь, рассчитывал на поддержку Быкова, «не нарушать сложившийся в крае политический баланс». После этого Быков взял под крыло список Партии возрождения России. Избирком отказал списку в регистрации, сославшись на «неполноту сведений об уполномоченных представителях партии». «Неполнота» состояла в отсутствии сведений о номерах их телефонов.

Анатолий Быков в конце 90-х был владельцем одного из крупнейших в отрасли Красноярского алюминиевого завода и «Красугля». Потом его обвинили в подготовке ряда заказных убийств и арестовали, но срок он получил условный и вышел на свободу. С КрАЗа его выдавил Дерипаска при содействии властей и силовиков, затем Быков потерял и другие свои бизнес-активы.

Рядовой красноярец Быкова уважает. Его ласково называют Петрович. Быков занимается благотворительностью — может отправить целую детскую спортивную школу на Кубок мира по вольной борьбе, содержит детские дома, дома престарелых. Когда Быков разорился, симпатизировать ему стали еще больше — обиженных на Руси всегда любили.

Поскольку Быков потерял и свои медиаресурсы (он контролировал несколько телеканалов), ему оставалось резать правду-матку на встречах с избирателями. «Какая у нас была социалка! Сейчас этого нет, похоронили все», — говорит он. Кинотеатр на окраине Красноярска был почти полон. Часть публики — просители, стремящиеся прорваться к Петровичу с рассказом о своих бедах и нуждах.

«Здесь построена колония при поддержке прежде всего верховной власти», — продолжает Быков. В заключение Быков призвал своих сторонников голосовать за список коммунистов.

Коммунисты — единственные, кто на этих выборах вспоминал об идеях регионального патриотизма. «Мы идем на выборы, понимая, что край надо возвращать красноярцам, — говорит The New Times Владислав Юрчик. — Край оккупирован группой олигархов, выкачивающих из региона ресурсы. Мы считаем это несправедливым». За неделю до выборов на улицах Красноярска появилась выпущенная 300-тысячным тиражом листовка с портретом Анатолия Быкова и его призывом поддержать список КПРФ. Во глубине сибирских руд произошло то же самое, что и на федеральном уровне, — непримиримые прежде оппоненты объединились в борьбе против власти.

«Справедливая Россия» — включается — в «Русский проект»

«Единая Россия» уверена, что знает, какая дорога ведет к храму.

Если на мартовских выборах развернулась ожесточенная борьба между «единороссами» и «эсерами», то в Красноярске эти две «ноги» власти мирно сосуществовали. В списке «эсеров» много бывших и действующих мэров городов края, глав районных администраций, номер один — бывший до Лебедя губернатором Валерий Зубов, но старая номенклатура новую не критиковала (как это было в Коми и Карелии). Зубов подчеркивал, что поддерживает все начинания Хлопонина. Такую же позицию заняло красноярское отделение ЛДПР.

Только две партии — «ЕР» и «СР» — располагали достаточным предвыборным бюджетом. На улицах пикеты «эсеров» выделялись — упакованные в яркую униформу с символикой партии девушки и юноши раздавали глянцевые буклеты и листовки. Количество же билбордов с портретами Миронова и надписью «Новый курс президента!» просто поражало: по дороге в аэропорт Емельяново они стояли через каждые 100 метров.

С «эсерами» был связан один из предвыборных скандалов. Кандидат-одномандатник от КПРФ Роман Бурлак обратился к лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову с открытым письмом по поводу антисемитских высказываний одного из лидеров регионального списка «СР» Олега Пащенко. В нем он цитировал интервью Пащенко «Красноярской газете»: «Пусть газета почаще пишет о сионистах и жидах. Эти мрази развязали гражданскую войну в стране, и их руками уничтожен цвет России. Путин не Сталин, слишком мягок пока, никого не повесил, а надо». Миронов ответил Бурлаку, что Пащенко будет исключен из партии, но тот остался и в рядах «эсеров», и в их партийном списке. Валерий Зубов от ответа на вопросы о кандидате-черносотенце и поклоннике Сталина уклонился, сказав, что он «не в курсе».

Голоса оптом, в розницу — и навынос —

Первые скандалы в красноярской кампании были связаны с работой СМИ: краевой избирком уличил местные телекомпании «Афонтово», «Енисей-регион», «СТС-Прима» и газету «МК в Красноярске» в «неравномерной агитации». СМИ свою вину признать отказались. За три дня до выборов сотрудники краевого УВД произвели обыски в типографиях «Офсет», «Новая типография» и «КАСС». Обыски шли всю ночь.

Но самый громкий скандал красноярских выборов оказался связан с СПС. За неделю до голосования сотрудники УВД Красноярского края провели обыски в более чем 30 избирательных штабах СПС, в ходе которых были изъяты финансовая документация и инструкции для агитаторов. В Красноярске была арестована уполномоченная по финансовым вопросам Союза правых сил Екатерина Михайлова. Прокуратура Красноярска возбудила уголовное дело против штаба СПС по обвинению в подкупе избирателей. Источники The New Times расходятся в причинах трудностей СПС именно в Красноярске. Не секрет, что нынешний губернатор края Александр Хлопонин в дружеских отношениях со многими лидерами и покровителями СПС. Однако, как утверждают, губернатор лично нес ответственность перед Кремлем за исполнение «плана» по выборам: любой результат «Единой России» ниже 50% голосов рассматривался как проигрыш — для Хлопонина (а значит, и для «Норильского никеля» и Владимира Потанина) в первую очередь. Аналитики при губернаторе просчитали, что именно СПС отбирал у «единороссов» несколько процентов голосов. Другие утверждают, что главный политтехнолог СПС Антон Баков малость «пережал» в Красноярске, используя технологию сетевой покупки голосов, когда активистам — часто пенсионерам — выплачивается бонус2 за перевыполнение задания по привлечению дополнительных голосов.

Лидер партии Никита Белых на пресс-конференции в Москве назвал Хлопонина «сибирским Лукашенко». При этом лидер красноярского отделения СПС Сергей Шахматов еще за день до милицейской операции говорил в интервью Радио «Свобода», что Хлопонин — «по большому счету самый главный либерал на территории края». «И наша задача, если мы пройдем в законодательное собрание, помогать губернатору в тех либеральных помыслах и делах, которые он сейчас делает в крае», — добавил Шахматов.

Власть в очередной раз подтолкнула к сотрудничеству далекие друг от друга политические силы: красноярские отделения КПРФ и СПС заявили о выходе из регионального межпартийного соглашения «За честные выборы». Лидер коммунистов Юрчик заявил, что «с политическими жуликами КПРФ не может заключать никаких соглашений», а лидер правых Шахматов добавил: «Это соглашение — фикция, придуманная партией власти».

Влалимир Жириновский скорбно и молча взирал на красноярцев, Анатолий Быков и Александр Хлопонин общались с народом.

— Сценарий для декабря —

Красноярская кампания проходила в целом по тому же сценарию, что и недавняя серия региональных выборов в марте. Сперва — зачистка политического поля от «ненужных» партийных списков и одномандатных кандидатов, если они есть, благо законодатели услужливо подготовили для этого богатый инструментарий — разнообразных способов снятия с выборов более чем достаточно. Затем наступает очередь «тонкой настройки»: власть распределяет среди допущенных к избирательному процессу финансовый и административный ресурс. Если что не так, есть резервы для оперативного реагирования — обыски и выемки документов, возбуждение уголовных дел, судебные решения.

Результат, таким образом, был заранее предопределен: «Единая Россия», «Справедливая Россия», коммунисты и ЛДПР обеспечили себе места в законодательном собрании, еще раз подтвердив, что именно этим партиям гарантированы и места в Государственной думе в декабре. На момент подписания номера оставалось неясным, сумеют ли преодолеть барьер СПС и Социалистическая единая партия России.

В итоге выборы сохранили свое значение для власти и в некоторой степени для политических и бизнес-элит, но не для избирателей, которые явно потеряли к ним интерес.


1 В Ачинске «быковские» набрали 27% против 10% партии власти.

2 Бонус может составлять и 100 рублей, и 1000 — в зависимости от средней зарплаты в регионе.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.