#Родное

#Политика

Около 9 тысяч милиционеров и военнослужащих МВД были задействованы во время акций протеста 14 апреля

23.04.2007 | Снегирев Андрей | № 11 от 23 апреля 2007 года

Около 9 тысяч милиционеров и военнослужащих внутренних войск МВД были задействованы во время акций протеста 14 апреля в Москве. В таком количестве в столице их можно увидеть очень редко.
Без преувеличения можно сказать, что в этот день в городе была проведена межрегиональная милицейская операция.


— Омоновская столица —

В «обеспечении общественного порядка» 14 апреля участвовали отряды милиции особого назначения из 20 регионов Центрального и Приволжского федеральных округов России. На особо важных направлениях можно было увидеть курских, воронежских, орловских, башкирских, мордовских омоновцев. По мнению экспертов The New Times, иногородние омоновцы для подавления массовых акций привлекаются далеко не случайно: любому человеку психологически легче применять силу против людей, которые тебя не знают и рядом с тобой не живут. К тому же, когда речь идет о Москве или Санкт-Петербурге, срабатывает и традиционная нелюбовь обитателей провинции по отношению к жителям столичных городов.

Всего в Москве против демонстрантов силовики выставили около 2,5 тысячи сотрудников региональных ОМОНов. Московский отряд милиции особого назначения был представлен 500 бойцами и командирами. Им помогали около 2100 солдат и офицеров внутренних войск МВД. Значительная часть — из отдельной дивизии особого назначения (известной как дивизия Дзержинского).

Остальные — милиционеры так таковые: сотрудники патрульно-постовой службы, автоинспекторы, представители других подразделений милиции общественной безопасности, а также кинологи с собаками. Число людей в штатском, которые, по свидетельству очевидцев, командовали, никто не подсчитывал.

Помимо традиционных щитов и резиновых дубинок, как удалось выяснить The New Times, омоновцы и солдаты внутренних войск в резерве имели при себе светошумовые гранаты, резиновые пули и слезоточивый газ. Правда, в ход их так и не пустили.

Пластиковый кулак из арсенала
— Минобороны и спецслужб —

Участники марша смогли на себе оценить новшества в экипировке омоновцев. Незабываемое впечатление производили мощные перчатки с пластиковыми пластинами. Формально они защищают руки бойцов, однако используются, как выяснилось, и для ударов. Удар по голове кулаком в такой перчатке (если иметь в виду, что в ОМОНе служат физически мощные мужчины) в лучшем случае может привести к перелому челюсти, в худшем — к тяжелой черепно-мозговой травме.

Как выяснили корреспонденты The New Times, новинка является лишь незначительным эпизодом в глобальном техническом перевооружении органов внутренних дел, которое ведется на протяжении последних лет. Кстати, пластиковый щиток на кисть руки — составная часть целого комплекта, в который также входят щитки на плечи, предплечья, локти и голени. Эта экипировка по заказу МВД России была разработана конструкторским бюро московского НПП «КлАСС», которое и выиграло в прошлом году конкурс на поставку новинки в милицию. Первым в 2006 году щитки получил московский ОМОН. По официальной версии, они служат «для защиты от холодного оружия, ударов палками, прутьями, бутылками... применяются при проведении спецопераций, мероприятий по предотвращению массовых беспорядков, а также на тренировочных занятиях».

Впрочем, как сообщили The New Times в НПП «КлАСС», производимая ими продукция предназначена по большей части не для милиции — около 90% ее стоит на вооружении Минобороны и спецслужб.

Салют
— с известинской крыши —

Жестокость, с которой разгоняли «Марш несогласных», удивительным образом оборачивалась мягкостью и попустительством в отношении активистов «России молодой», которые совершали абсолютно незаконные действия. Так, например, они забрались на крышу издательства «Известия» на Пушкинской площади (интересно, кто их пропустил, ведь здание охраняется) и стали бросать оттуда листовки, установили там мегафон и выкрикивали свои лозунги и даже зажигали флаеры. За схожие акции многие лимоновцы получили реальные сроки заключения, однако прокремлевским «молодым россиянам» разрешили резвиться вволю.

В спецслужбах The New Times дали объяснение, которое стоит процитировать.

Итак, читайте внимательно: «Так получилось потому, что в «Марше несогласных» не принимали участие должностные лица, которым по статусу положена государственная охрана. В этом случае был бы введен в действие специальный план Федеральной службы охраны, в соответствии с которым крыши всех прилегающих к Тверской домов находились бы под бдительным контролем. Оказаться там могли бы только снайперы и наблюдатели тех же спецслужб. 14 апреля, как и в любой обычный день, за правопорядок на крыше «Известий» отвечали милиция общественной безопасности и служба безопасности самого издательства. Секьюрити должны были не пускать активистов «России молодой», а если бы те все-таки прорвались — звонить по телефону 02». В свою очередь, в службе безопасности «Известий» рассказали, что нарушители порядка забрались на крышу по строительным лесам, которые примыкают к зданию. Вслед за ними по лесам, по словам известинских секьюрити, забрались и милиционеры, которые хулиганов задержали.

Нарушен ряд статей
— Уголовного кодекса —

О том, какими методами органы правопорядка боролись с участниками акций протеста, см. репортаж на странице 14. The New Times попросил нескольких адвокатов квалифицировать действия омоновцев и милиционеров с точки зрения Уголовного кодекса России.

Итак, насильственное помещение не нарушавших общественный порядок граждан в автобусы, их вывоз на окраины города или за его пределы подпадают под статью 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» (предусматривает лишение свободы на срок от трех до десяти лет), а также статью 330 УК РФ «Самоуправство» (до трех лет лишения свободы). Впрочем, к ответственности должностные лица могут быть привлечены лишь в том случае, если кто-то из граждан был задержан без соответствующего решения суда более чем на три часа.

Применение стражами порядка силы по отношению к митингующим может быть квалифицировано по трем статьям Уголовного кодекса в зависимости от степени причиненных телесных повреждений. Самая мягкая — статья 116 «Побои» — влечет за собой наказание в виде штрафа или арест на срок до трех месяцев.

«Умышленное причинение легкого вреда здоровью» — статья 115 — в качестве самого сурового наказания предусматривает арест на срок от двух до четырех месяцев. Если же сотрудники органов правопорядка причинили здоровью гражданина серьезные травмы, то их действия подпадают под статью 119 «Угроза причинением тяжкого вреда здоровью». По этой статье можно получить до двух лет лишения свободы.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.