#Мнение

Разочарованный авангард

22.11.2017 | Иван Давыдов

Казус Десятниченко: как самые верные сторонники режима превращаются в главных его врагов

Хочется все-таки понять, в какой такой нерв попал Николай Десятниченко, гимназист из Нового Уренгоя, хороший, умный парень, сказавший на центральном траурном митинге в немецком Бундестаге простые, понятные, даже банальные, извините, вещи. Да, представляете себе, в эпоху массовых армий и всеобщей мобилизации даже демократические государства не спрашивали своих призывников, хотят ли они воевать. Тоталитарные — не спрашивали тем более. Семьдесят два года — достаточный срок, чтобы не бояться в рядовых солдатах армии агрессора увидеть еще и людей, живых, страдающих людей. Чтобы позволить себе отличные от ненависти чувства. Чтобы перестать стыдиться собственной человечности.

Кстати, я застал времена, когда многие наши ветераны были живы, когда они еще не стали Бессмертным полком. Так вот, они бы точно постыдились плясать на могилах поверженных врагов.

И, конечно, нужен особый дар ненависти, особый талант бесчеловечности, чтобы обнаружить в словах Десятниченко «оправдание нацизма». Оправдание нацизма — как раз в культивации ненависти к чужим рядовым, давно лежащим в нашей земле. Если ненависть — не к организаторам той бойни, не к осужденным военным преступникам, не к палачам, а к пушечному мясу — может жить так долго, значит, увы, и правда гнездится в человеческой душе что-то такое, что позволило Гитлеру сотворить все, что он сотворил. 

Кстати, к палачам у нас тут принято культивировать любовь и биться за их честь до последнего, если только эти палачи — свои. Не из Германии пришли нас убивать, а здесь образовались. Ну, да это другой разговор. 

Разумеется, талантов хватило, и оправдание нацизма в словах уренгойского школьника обнаружили немедленно. Гопники высокопоставленные — в парламенте, Совете Федерации, в прикормленных газетах, и гопники обычные, в социальных сетях в очередь выстроились, чтобы затравить Николая Десятниченко. Гопники высокопоставленные, кстати, никакого интереса не вызывают. Во-первых, это все ожидаемо, и если бы это не ломало судьбу хорошего, умного парня, было бы делом, извините, скучным. Во-вторых, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже объяснил, что травить Десятниченко не надо, и что нацизм он не оправдывал. А значит, все эти граждане молниеносно перестроятся: никаких, разумеется, убеждений у них не было и нет, помимо одного, главного, самого твердого убеждения — начальству всегда следует угождать.

Хотя нет, пару оговорок хочется все-таки сделать. Одним из первых доносы на Десятниченко по инстанциям накатал екатеринбуржец Сергей Колясников, ранее судимый за распространение нацистской символики. Судить «за распространение символики» — дело, конечно, глупое и стыдное, но факт, согласитесь, знаменательный. Бесновался больше других журналист «Комсомолки» Дмитрий Стешин, замазанный связями с БОРН — нацистской организацией, члены которой людей убивали не семьдесят лет назад, а совсем вот недавно. Которых судил и осудил не Нюрнбергский трибунал, а наш российский суд. И вишенкой на торте — сообщение издания «Знак» о том, что в мэрию Нового Уренгоя якобы пришел запрос от ФСБ с требованием предоставить информацию — нет ли у Десятниченко украинских родственников? Оно и понятно: фамилия-то подозрительная, на «ко». «Знак» ссылается на анонимные источники, но если это правда — то лучшего портрета для официального российского антифашизма не придумать. Официальный российский антифашизм и должен орудовать черепомеркой, а как иначе-то?

Но, повторюсь, не в истерике антифашистов на зарплате нерв истории. Этим достаточно начальственного окрика, окрик уже прозвучал. К тому же появился свежий повод для праведного гнева — на «Артдокфесте» собираются показать украинский фильм «Война ради мира». Фильм про АТО, а значит, найдется работа гопникам из Совфеда и ГД — будет, что разоблачать и кого требовать к ответу. Собственно, они уже начали.

Куда интереснее задуматься о тех, кто в соцсетях травит Десятниченко по зову сердца. Которых никакой Песков остановить не в силах. Чей гнев — от души, чья ненависть — чистейшей пробы. Конечно, это дети пропаганды, люди, искренне поверившие в человеконенавистнические речи высокопоставленных гопников. Они поверили в традиционные ценности, которые проще всего описать недлинным словом «дикость», в гнилую Европу, в коварную Америку (даже Трамп подкачал, оказался наш отец не отцом, а сукою), в кольцо врагов, в повсеместное торжество неонацизма и в глобальный антироссийский заговор.

Куда интереснее задуматься о тех, кто в соцсетях травит Десятниченко по зову сердца. Которых никакой Песков остановить не в силах. Чей гнев — от души, чья ненависть — чистейшей пробы

В конце концов, за этим — хоть и глуповатая, зато целостная картина мира, готовый ответ на любой вопрос. Война? «Никогда больше?» Ни в коем случае! Только «можем повторить» плюс обязательная похабная картинка в комплекте. История — это одна сплошная победа, не победа в Великой Отечественной, а победа вообще, повод для гордости длиной в тысячелетие. Победа надо всеми и надо всем, включая здравый смысл. Свободная критическая мысль внутри этого мира невозможна — возможно только какое-нибудь очередное «оскорбление чувств». Ну и, конечно, человечность выглядит преступлением.

Наиболее активные из сограждан с подобной кашей в голове давно готовы к решительным действиям. По сути, они и есть настоящий путинский авангард. Вот только проблема в том, что этот авангард, государством же и выпестованный, государству не просто не нужен. Государству он страшен. Государство хочет сидеть между двух стульев, вспоминая, когда это нужно, о законности, демократии, общечеловеческих ценностях и прочих подозрительных вещах. Либерал Песков, выступающий в защиту Десятниченко, — отличный тому пример.

Однако у путинского авангарда запрос не на двуличие, а на прямоту. И каждый щелчок по носу от государства, чьи интересы авангард, как ему кажется, и защищает — еще одна монетка в копилку разочарований. Как так машины жечь нельзя в ходе борьбы за честь государя императора? Почему людей на улицах бить нельзя? Почему рискнувшего заговорить о человечности школьника-коллаборациониста не следует травить? На все эти вопросы от самых верных своих сторонников у государства нет ответа. Разочарования будут множиться, а самые верные сторонники — перерождаться в самых отчаянных врагов.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.