#Портрет

Кто он — Вячеслав Мальцев?

20.11.2017 | Ольга Проскурнина, The New Times

Одни называют его революционером, другие попом Гапоном — NT исследовал его биографию

968570-2.jpg

Фото: cont.ws

В июле 2017 года политика Вячеслава Мальцева предупредили о готовящемся аресте. Уголовное дело против него еще не было открыто. «Меня просто предупредили, что оно будет заведено и что отдан приказ посадить меня пожизненно. (Информацию получил) от тех людей, которым эту установку как раз и дали, — потому что они ненавидят Путина и являются нашими тайными сторонниками. Я их вообще не знаю», — рассказывает теперь Мальцев NT. Вместе со своим соратником Андреем Немчиновым он въехал на автомобиле в Белоруссию и направился к границе с Украиной. 

Бегство и убежище

Но на Украину Мальцева не пропустили: оказалось, что оппозиционер внесен в «черный список» на скандально известном сайте «Миротворец»* (это открытая база личных данных людей, которых авторы сайта называют «сепаратистами» или «агентами Кремля», — информация собрана нелегальным путем или по открытым источникам, в России сайт заблокирован; там содержатся, к примеру, данные на российских журналистов, получавших аккредитацию в ДНР и ЛНР). Тогда Мальцев позвонил своей стороннице Ольге Курносовой, российской активистке, проживающей в последние годы в Киеве. Та, в свою очередь, связалась с их общим знакомым — французом Пьером Аффнером, известным в среде сторонников Мальцева как «Франс» (он давно живет в Москве и в последние полтора года участвовал в их акциях). Курносова рассказала NT, что попросила Аффнера помочь Мальцеву въехать во Францию.

Аффнер встретился с оппозиционером в Черногории — там к Мальцеву и Немчинову присоединился еще один сподвижник, Владимир Кузнецов. У всех троих не было французских виз. Чтобы помочь беглецам их получить, Аффнер записался на прием к первому секретарю французского посольства в Черногории и вылетел в Подгорицу. В посольстве им предложили поехать за визами в Белград, где находился ближайший консульский отел. «Но целая бригада феэсбешников ждала нас в Белграде, — живописал происходящее Аффнер в интервью киевскому сайту «Русмонитор». — Мальцев сказал, что в Сербию он не поедет, так как его могут там схватить, потому что россияне подали его во всероссийский розыск и в Интерпол. Он сказал мне: меня задержит сербская полиция, а потом я окажусь в Москве, в «Лефортово». Тогда я предложил другой вариант. Я сказал: если вы не можете прямо вылететь во Францию, то давайте полетим в безвизовую страну Марокко транзитом через Францию, через аэропорт «Шарль де Голль». Мы выйдем из самолета, а когда окажемся в транзитной зоне, я с вами пойду к пограничникам, скажу — вот мои товарищи, им нужно политическое убежище».

«ОН СКАЗАЛ МНЕ: МЕНЯ ЗАДЕРЖИТ СЕРБСКАЯ ПОЛИЦИЯ, А ПОТОМ Я ОКАЖУСЬ В МОСКВЕ, В «ЛЕФОРТОВО»

Убежище Мальцев получил на прошлой неделе — «в одной из стран Евросоюза», как он сказал из конспиративных, видимо, соображений в интервью телеканалу «Настоящее время». В сентябре его с товарищами выпустили из центра временного содержания, где они находились после своего внезапного прибытия в Париж. Аффнер тогда рассказывал «Русмонитору», что собирается помогать Мальцеву со товарищи поселиться во Франции при участии русских эмигрантов. Интервью NT Мальцев тоже давал при содействии «Франса». 

Откуда у саратовского оппозиционера деньги на жизнь в эмиграции? «Я достаточно неплохо жил всю жизнь, потому что много денег заработал в 1990-е. Была собственность, которую я периодически продавал. Никогда не жировал, дорогих вещей не покупал, жил скромно, поэтому на жизнь хватало», — рассказывает Мальцев. И напоминает о своем финансовом чутье: «16 декабря 2014 года рубль сильно упал, а я 10 ноября вел программу со Степаном Демурой**, предлагал всем играть на понижение рубля и называл дату краха рубля — 17 декабря, — ошибся всего на один день. У нас люди, которые смотрели передачу и вкладывали, грубо говоря, тысячу долларов, по $60 тыс. заработали. И я тоже заработал, неплохо причем. Я такие вещи всегда шкурой чувствую».

Cыскное бюро и пулемет «Максим»

«Какие-то странные у вас вопросы, если честно, — усмехается Мальцев, когда речь заходит о его прошлом. — Мне об этом абсолютно неинтересно разговаривать для статьи на общеполитические темы». Но от ответов он все же не уходит. 

«В 1981 году я окончил школу, поступил в юридический институт на вечернее отделение, работал на заводе — меня там взяли как активного товарища в комсомол работать, — вспоминает он. — Занимался там оперативными комсомольскими отрядами. Поработал год — ушел в армию, прослужил на границе. После армии восстановился уже на дневном отделении и пошел работать в милицию. Нас с женой распределили в Горьковскую область, а она туда ехать не желала. Я пошел в ОВД и предложил им: дайте ей свободный диплом, а я на любую работу у вас согласен. «Пойдешь участковым на «Крекинг» (район Саратовского НПЗ)?» — «Пойду участковым на «Крекинг». В милиции я прослужил 1 год 8 месяцев и 5 дней — пришел в звании лейтенанта и вышел в звании лейтенанта. Уволился, потому что к тому времени в стране начались разные события и люди выходили на митинги — а ментов гоняли их усмирять. И 18 октября 1989 года учредил cаратовское сыскное бюро «Аллегро» — оно по времени образования было вторым или третьим в Советском Союзе».

«По природе он, конечно, совсем не бизнесмен, но тогда пытался свой бизнес на основе авантюризма как-то продвигать — и это порой получалось», — говорит саратовский литератор Алексей Колобродов, который часто контактировал с Мальцевым в 1990–2000 годы по журналистской работе. По его словам, Мальцев пытался создать первую частную cкорую помощь в Саратове. 

Сам Мальцев говорит, что в 1990-е все на всем зарабатывали, так что доходы были «от охранной деятельности и многих других вещей»: «Например, мы охраняли стройку жилых домов, и нам предложили вложиться в их строительство. Были свободные деньги, вложили — и потом прибыль оказалась такая, что мы рты разинули: оказалось, что охранная деятельность в 1000 раз смешнее с точки зрения денег, чем строительный бизнес».

В Саратове был также известен оружейный магазин Мальцева под названием «Максим»:  рядом с этим магазином стоял макет одноименного пулемета  

Обзавелся Мальцев и разнообразной недвижимостью — и гордится тем, что один из объектов продал 15 августа 1998 года, за два дня до объявленного правительством «технического дефолта» по российским долговым обязательствам, — продал хоть и недорого, зато за доллары. 

В Саратове был также известен оружейный магазин Мальцева под названием «Максим», говорит Алексей Колобродов, рядом с этим магазином стоял макет одноименного пулемета. «У меня было помещение, которое я сдавал под оружейный магазин людям, которые были мне знакомы и с которыми у меня были отношения определенные, — уточняет Мальцев. — Оружейный магазин потом исчез, а помещение я продал».

По словам Колобродова, владелец сыскного бюро «Аллегро» в те годы пользовался авторитетом как в криминальной среде, так и у правоохранительных органов. А его приемная в Саратовской областной думе в 1996–2000 годах «всегда была пристанищем неформалов, в помощниках у него ходили молодые актеры, какие-то поэты — он, кстати, и сам писал стихи, — добавляет Колобродов. — Мальцев в то время был одним из самых ярких саратовских политиков. Его отличали харизма, совершенно не чиновничья манера поведения и веселый авантюризм».

Депутат Госдумы III–VII созывов Валерий Рашкин, который в то время был первым секретарем Саратовского обкома КПРФ, говорит, что сперва Мальцев избирался депутатом от Компартии в областную думу, а после, на выборах в Государственную думу, уже вел самостоятельную кампанию и оппонировал коммунистам, потом «и вовсе заметался: то ли к либералам, то ли к провластным структурам…»

«В то время, когда мы плотно общались и чай пили, он был очень подвержен дуновениям политического ветра и бегал от одной группировки к другой. Симпатии менялись очень быстро: буквально через полгода он мог другого полюбить, выбрать себе нового лидера и поменять политическую ориентацию. Очень несобранный человек, — смеется Рашкин. — Но в рассуждениях, с точки зрения отстаивания справедливости, он достаточно настойчив, за что я его уважаю».

Вячеслав Володин и отрезанные уши

Один из главных примеров последовательности Мальцева, о которой вспоминают его саратовские знакомые, — это борьба с губернатором Дмитрием Аяцковым. В процессе этой борьбы он даже лишился своего охранного бизнеса. «Аяцков давал команду своим сатрапам, которые приходили с проверками и забирали оружие, — мы в течение месяца это обжаловали, суд нам все возвращал, те снова отнимали… И так они делали, пока не разорили нас, потому что оружие — это же принципиальный момент. Так Аяцков разобрался с нами. Зато я потом разобрался с Аяцковым. Такая вот «ответочка» была, чего я и не скрываю», — в голосе Мальцева и сейчас слышен триумф.

В борьбу с Аяцковым Мальцев ввязался с подачи еще одного яркого саратовского политика — нынешнего спикера Госдумы Вячеслава Володина, который сперва был в команде Аяцкова (руководил его предвыборным штабом на губернаторских выборах 1996 года и стал единственным замом), а затем стал строить собственную политическую карьеру. После неудачной попытки баллотироваться в областную думу без согласия Аяцкова Володин уехал в Москву и вошел в исполком движения «Отечество». «Особой дружбы между Мальцевым и Володиным я не замечал. Но в проектах, которые продвигал Вячеслав Викторович, он участвовал — например, в движении «Отечество», от которого собирался баллотироваться в Госдуму, — рассказывает Колобродов. — Правда, жестоко за это поплатился — структуры губернатора Аяцкова, который поддерживал «Единство», с «Отечеством» тогда воевали. Мальцеву подбросили в багажник автомобиля наркотики и пистолет». 

«В то время Мальцеву в лучших традициях сицилийской мафии присылали и отрезанные человеческие уши, и вырезанное сердце»

В 2003 году Мальцев возглавил «Фонд борьбы с Аяцковым» и развернул активную агитацию против избрания своего врага на новый губернаторский срок. Фонд заказывал рекламные ролики на эту тему, собирал подписи за отставку Аяцкова, устраивал голодовки под окнами областной думы и даже пикетировал клуб, где губернатор праздновал день рождения. 

«В то время Мальцеву в лучших традициях сицилийской мафии присылали и отрезанные человеческие уши (понятно, что не от живого человека), чему я сам был свидетелем, и вырезанное сердце», — вспоминает Колобродов. Уши, по словам Мальцева, были вложены в почтовую открытку с надписью «Так же увидишь и свои». 

«Сердце я выкинул — я же не обязан знать, чье оно, животного или человека, — говорит оппозиционер. — А вот уши выкинуть было нельзя, потому что я не мог сказать, что они от мертвого осла, — пришлось вызывать милицию».

Истории с отрезанными органами на деятельности фонда Мальцева никак не сказались — по словам Колобродова, «он был тогда на адреналине, и его было не запугать». Местный активизм вкупе с лоббистским потенциалом Володина привел к тому, что Аяцков оказался первым избранным главой, которого после отмены прямых губернаторских выборов заменили назначенцем.

Правда, саратовские знакомцы Мальцева сомневаются, что совместные проекты с Володиным как-то помогли и помогают ему самому. «Когда Володин вышел на федеральный уровень и уехал в Москву, понятно, что многие депутаты из Саратовской области потеряли контакты с ним. Друзья ли они (Володин и Мальцев) в общепринятом понимании? Исключено. Никогда и не было такого», — категоричен Рашкин. Мальцев говорит, что перестал общаться с Володиным после 8 мая 2006 года, когда тот в Саратове убеждал местную элиту, включая его самого, не выступать против Путина.

«Артподготовка»** и ПАРНАС

«Вершина карьеры Мальцева — это секретарь Саратовской областной думы, второй человек после спикера, должность, придуманная специально под него. Но в 2007 году что-то случилось — и Мальцев в думу не избрался, — рассказывает Колобродов. — К этому времени политическая жизнь уже выхолащивалась, превращалась в свинцовую рутину, а с другой стороны, и бизнес-проекты его к тому моменту свернулись. И его стало бросать в какие-то крайности». 

Сначала Мальцев, по словам Колобродова, пытался заниматься экологическими движениями, потом блокировался с разными националистами — пытался продвигаться на выборах с «Народной волей» Сергея Бабурина. А затем возник канал «Артподготовка»** на YouTube и «Парнас». «Честно сказать, в Саратове на него перестали всерьез обращать внимание — да и он перенес свою активность за пределы Саратова, понимая, видимо, что местные масштабы для него мелковаты», — говорит Колобродов.

«Я получил сторонников по всей России, когда начал вести свой канал «Артподготовка»** на YouTube, это началось 11 июня 2013 года», — рассказывает NT Мальцев. 

На канале в будние дни выходит авторская программа «Плохие новости». В анонсе на YouTube ее автор назван «известным политологом», а содержание — «аналитикой происходящих событий в России и за ее рубежом». Именно через «Плохие новости» Мальцев пропагандировал «революцию 5 ноября» — по его утверждениям, в этот день 2017 года народ в России должен был выйти на улицы и свергнуть режим Путина. (Подробнее о том, чем закончились эти призывы — в материале NT).

Широкую известность канал Мальцева приобрел в 2016 году, во время праймериз партии «Парнас» перед думскими выборами, а популярности ему добавил эфир с Алексеем Навальным. И хотя праймериз «Парнаса» были признаны несостоявшимися из-за утечки личных данных избирателей, Мальцев был включен вторым номером в федеральный список партии. Первым номером шел председатель партии Михаил Касьянов. «Привлечение Мальцева в список — полностью его (Касьянова) решение», — напоминает бывший зампредседателя партии Илья Яшин.

968570-3.jpg

Фото: ru.wikipedia.org

Сам Яшин*** в июле прошлого года отказался идти на думские выборы по партийному списку «Парнаса», написав после выступления Мальцева на заседании политсовета партии на своей странице в Facebook: «Примерно час мы слушали какой-то безумный поток сознания про «еврейскую мафию в медицине», «заговор масонов», «политических терпил». На десерт Мальцев сообщил, что зампреда «Парнаса» Владимира Кара-Мурзу отравили не чекисты, а «кто-то из своих — по бытовым причинам». Касьянов, судя по всему, считает, что Мальцев с его эпатажной «харизмой» принесет партии дополнительные голоса. Я сомневаюсь: пациенты психиатрических клиник, которые верят в «масонские заговоры», традиционно голосуют за Жириновского, которому Мальцев явно старается подражать. Но зачем им голосовать за карикатуру на Жириновского, если и сам лидер ЛДПР участвует в выборах? Так что новые голоса мы вряд ли привлечем, а вот своего избирателя наверняка отпугнем». 

На думских выборах в сентябре 2016-го «Парнас» набрал всего 0,73% голосов. Михаил Касьянов оставил без ответа просьбу NT о комментарии на тему участия Мальцева в прошлогодней предвыборной кампании. 

«Революция 5 ноября»

«Он абсолютно не опасен для общества. Слабый организатор сам по себе. У него подвешен язык, есть опыт политической борьбы. Но сказать, что он зажигает и ведет за собой массы, которые были бы опасны для действующей власти? Нет», — сокрушается по поводу Мальцева депутат Рашкин. По его мнению, нынешние гонения на оппозиционера и его сторонников искусственно сконструированы «какой-то группировочкой — либо люди в погонах специально ее разжигали, чтобы сделать из него опасную фигуру и потом списывать на него какие-то спецоперации, успехи по борьбе с такими якобы радикалами». 

В апреле Мальцев был задержан в Саратове за неповиновение полиции на митинге 26 марта в Москве и препровожден под административный арест на 15 суток. Задержание было обставлено эффектно: полиция вскрывала дверь в квартиру политика болгаркой, перепугав его маленькую дочь. У самого Мальцева случился сердечный приступ. Рашкин уверен: «Если бы власть не помогала ему в этой раскрутке — а может быть, сами они и раскручивают его, — не было бы никакой необходимости забирать его из дома, выпиливая отверстие в двери. Он достаточно законопослушный, пришел бы куда надо по повестке и спокойно дал бы показания. Думаю, он просто нужен для отчетности силовиков, чтобы демонстрировать, что они не зря получают деньги (из бюджета)».

«Конечно, то, что мы делаем, — это провокация. Но провокация в отношении спецслужб и Путина. Мы их хорошо потроллили»

«У Мальцева сектантский тип сознания. Откровением, под которое он собирал сторонников, была «революция 5 ноября», — рассуждает литератор Колобродов. — Возможно, в этой истории сошлось все — и его сектантство, и авантюризм, и личная харизма, и обстоятельства, отличающиеся от конца 1990-х и предполагающие внешнее кураторство спецслужб в политике… Зная его, не могу утверждать, что это с начала и до конца была провокация ФСБ. То, что он мог иметь контакты с людьми в погонах, допускаю. Но все-таки у него другая история: он бросил камень в море — и ждал, что будет. Отдавался на волю волн».

Сам Мальцев в ответ на вопрос о своей репутации политического провокатора, который вывел на улицы людей 5 ноября, а сам отсиделся за границей, отвечает в свойственной ему манере: «Конечно, то, что мы делаем, — это провокация. Но провокация в отношении спецслужб и Путина. Мы их хорошо потроллили. Да, кого-то (из протестующих) посадили на 10, кого-то на 15 суток. По уголовным статьям есть несколько случаев, но не в Москве. Люди, которые занимаются протестами, должны понимать, что их могут посадить, могут убить, могут переломать им кости. И они должны сознательно на это идти».

968570-4.jpg

Фото: Twitter / Протест-инфо

В том, что сам он в эмиграции, а сторонники его за решеткой, Мальцев противоречия не видит: «Я-то уехал не из-за акции протеста, а из-за того, что стали фабриковать уголовное дело против меня. Я уехал, чтобы не дать им возможность это сделать и разобраться с другими людьми, которые вокруг меня. Мне-то было сообщено, что в место, где мы все проживаем, будет принесено оружие и боеприпасы, чтобы доказывать, что мы формируем террористическое сообщество (речь идет о «Народном доме» — даче в Одинцовском районе Подмосковья, которую Мальцев снимал с прошлого декабря для встреч со своими сторонниками). Зачем мне было подставлять людей и портить им жизни?»

«Пока не поменяется власть, пока не поменяется вектор на авторитарном режиме с большим влиянием силовых структур — быть ему за границей», — констатирует, говоря о Мальцеве, депутат Рашкин. 

«Конечно же, он жертва спецслужб и заложник испуга властей. Они ведь боятся либо тех, у кого есть деньги — как у Ходорковского, — либо тех, кто способен на действия...»

Оппозиционный политик Геннадий Гудков замечает, что у Мальцева есть определенные политические взгляды: «Он считает, например, что с этой властью не о чем договариваться, ее нужно свергать. Но это не делает его радикалом и революционером». С версией о том, что Мальцев — провокатор, действующий заодно со спецслужбами, Гудков — полковник ФСБ в отставке — тоже не согласен: «Конечно же, он жертва спецслужб и заложник испуга властей. Они ведь боятся либо тех, у кого есть деньги — как у Ходорковского, — либо тех, кто способен на действия, как Навальный или Удальцов. Мальцев оказался во второй категории». 

Гудков говорит, что пил чай с Мальцевым незадолго до его вынужденного отъезда — и тогда у того не было никаких намерений уезжать за границу: «Угроза его ареста была абсолютно реальной. Насколько я знаю, сам он сейчас не в восторге от того, что находится за пределами России». 

* Сайт «Миротворец» — заблокирован Роскомнадзором на территории России по решению суда.

** Речь идет об авторской программе «Плохие новости» на канале «Артподготовка» на YouTube. Одноименное движение запрещено в России как экстремистское.

*** 16 декабря 2016 года Илья Яшин и почти треть членов политсовета «Парнаса» вышли из партии.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.