#Родное

#Политика

Молочные реки и портовые берега

14.05.2007 | Затейчук Марина | № 13-14 от 14 мая 2007 года

Молочные реки и портовые берега. Экономическое давление России на Эстонию в связи с ситуацией вокруг Бронзового солдата никому не навредит. Кроме самой России, которая, отказавшись покупать эстонские продовольственные товары, при этом сохранит главное направление российско-эстонского сотрудничества — транзит российских грузов в Европу через порты Эстонии.


Существенное значение для экономики обеих стран имеет транзит российской продукции через эстонские порты. Всего в 2006 году грузооборот торговых портов Эстонии составил около 47 млн тонн, две трети грузов идет из России (это нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, древесина и сельхозпродукция). Закрытие эстонских ворот и поиск новых путей для перевозок дорого обошлись бы России, потеря поступлений от транзита российской продукции оказалось бы значительной и для эстонского бюджета. Поэтому есть основания полагать, что на такие шаги все же ни одна из стран не решится. А громкие заявления российских чиновников об экономических санкциях и разрыве дипломатических отношений останутся лишь элементами в рамках политической борьбы с Эстонией. «Очевидным является ухудшение политических отношений, а как следствие и экономических отношений между Россией и Эстонией», — сказал глава Минэкономразвития Герман Греф на брифинге в Калининграде. Греф сказал, что «такого рода вещи не могут пройти бесследно», но о конкретных последствиях для экономических отношений между странами говорить не стал.

Мэр и правительство Москвы поддержали «проявленную москвичами инициативу по бойкоту эстонских товаров», а также намерения российского бизнеса прекратить любое сотрудничество с Эстонией. В начале апреля и первый вице-премьер РФ Сергей Иванов призвал проявить гражданскую позицию и отказаться от эстонских продуктов и турпоездок в Эстонию: «На российском рынке есть достаточно много кисломолочных продуктов, сделанных в Эстонии, — значит, не надо их покупать. Я не призываю к бойкоту, просто если российским гражданам это (позиция эстонских властей) не нравится, просто не покупайте их продукцию». С подачи Иванова эстонский нацизм явился торговцам и потребителям в образе кисломолочной продукции, хотя это и не главная статья эстонского экспорта1. Свою гражданскую позицию может проявить и Россельхознадзор. «Я не могу исключить того, что мы проверим и предприятия эстонской промышленности», — заявил пресс-секретарь ведомства.

Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев уверен, что «будут разработаны меры экономического характера по линии правительства России». Он также предупредил, что «палитра наших возможных действий весьма широка и действия российских властей будут весьма эффективны и крайне болезненно скажутся на состоянии эстонской экономики».

В 2006 году товарооборот России с Эстонией составил 1,5 млрд евро. Доля экспорта Эстонии в Россию составляет менее 8,8% от всего объема эстонского экспорта, доля импорта из РФ — 13,2%. Основные поставляемые к нам эстонские товарные группы — суда и лодки, краски и бумага, морепродукты. Россия импортирует в Эстонию энергоносители, удобрения, резину и каучук, древесину и древесный уголь, черные металлы, транспортные средства, оборудование.

Подтвердить не на словах, а на деле жесткую позицию чиновников и наказать эстонскую экономику, заодно доказав свою преданность российским властям, решили крупные торговые сети, такие как «Седьмой Континент», «Копейка», «Вестер», «Самохвал», «О’Кей». При этом доля эстонской продукции на прилавках вышеназванных гипермаркетов не превышает 1%, а в эстонском эскпорте доля пищевой продукции, поставляемой в Россию, так мала, что вряд ли бойкот эстонских товаров ударит по карману той или другой стороны.

Замглавы МЭРТ Виталий Савельев заявил, что Минэкономразвития не готовит предложений по торговым ограничениям с Эстонией, никаких поручений на этот счет министерству дано не было.

Госкомпания «Российские железные дороги» решила не дожидаться официальных распоряжений правительства и остановила перевозки нефти и нефтепродуктов в эстонские порты. Причиной чего, как сообщила РЖД, были не политические мотивы, а ремонт Октябрьской железной дороги. Позже стало известно, что отменен поезд Санкт-Петербург — Таллин, что опять же официально объяснялось не политическими мотивами, а коммерческой нецелесообразностью. Евгений Ясин считает такие действия РЖД неосмотрительными. «В России делать бизнес нужно очень осторожно, — говорит Ясин, — потому что все госкомпании могут использоваться в политических целях». По мнению Ясина, имиджу России наносится ущерб в десятки раз больший, чем тот эффект, на который рассчитаны подобного рода пиар-действия.

Но на прошлой неделе история российско-эстонских экономических отношений продвинулась дальше бойкота сметаны и отмены поезда. Глава эстонского правительства Андрус Ансип отказался встречатся с экс-канцлером Германии Герхардом Шредером по поводу обсуждения строительства Северо-Европейского газопровода, который строится совместно «Газпромом», E.ON и BASF и должен пройти по акватории Балтийского моря. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает, что Европейский союз не даст Эстонии заблокировать строительство газопровода: «Мы взаимозависимы, и это не проект России, это проект России и Европы, и я уверен, что Европа найдет необходимые рычаги и механизмы воздействия для решения вопроса, который представляет взаимный интерес».

_________________
1. За III квартал 2006 года кисломолочная продукция — это менее 4% от того, что Эстония экспортирует в Россию.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.