Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Пропаганда

Иноагент со многими неизвестными

14.11.2017 | Алексей Ковалев, автор проекта «Лапшеснималочная» — специально для The New Times

Телеканал RT зарегистрировался в специальном реестре Минюста США. Оказалось, что телеканала RT нет, а есть запутанная сеть из организаций-ширм и подставных лиц

867567-8.jpg

Фото: Russia.Net

«Людоедский дедлайн», «Это клеймо», «Душители свободы слова в США» — из заявлений российских телеведущих и политиков следовало, что в вашингтонскую студию телеканала RT как минимум ворвался отряд вооруженной полиции и потребовал прекратить вещание. Заголовки государственных информагентств и итоговые выпуски новостей пестрели угрозами: зеркальный ответ, потребуем признать иностранными агентами все зарубежные СМИ в России независимо от источников финансирования, не потерпим, своих не бросаем (последнее — это твит посольства России в США).

На самом деле произошло следующее. В сентябре 2017 года Министерство юстиции США потребовало от телеканала RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента согласно закону от 1938 года — Foreign Agents Registration Act (FARA). Хотя в современных условиях закон и соответствующий реестр нужны больше для учета американских лоббистов, представляющих интересы иностранных правительств и организаций (в реестре, например, было агентство Ketchum, нанятое Кремлем для укрепления имиджа России за рубежом), благотворительные организации и СМИ под его действие не подпадают. Но если СМИ, помимо своей основной журналистской деятельности, занимается пиаром или лоббированием в США, то оно в реестре FARA все-таки окажется. Так, например, в нем в 2004 году регистрировалось агентство «РИА Новости» — при том, что агентом было не оно само, а его американский подрядчик. 

Сложная сеть

К телеканалу RT, который все по привычке, несмотря на ребрендинг, так и называют Russia Today, это все относится крайне опосредованно. Во-первых, RT как компания или отдельное юридическое лицо вообще не существует. В отличие от понятного ФГУП, которым было РИА «Новости» и сейчас являются «Россия сегодня», ВГТРК, ТАСС и другие государственные СМИ в России, RT на бумаге представляет собой сложную и запутанную — намеренно! — сеть из организаций-ширм, субподрядчиков и подставных лиц. Поэтому любой призыв — как подвергнуть RT санкциям на Западе или как ответить на них из России — отдает лукавством или в лучшем случае неинформированностью того, кто этот призыв озвучивает. 

«ТВ-Новости» — самое богатое в России НКО: оно ежегодно получает из государственного бюджета рекордные субсидии в 17–19 млрд руб.

Крайне приблизительно структура под названием RT выглядит так. В Москве находится АНО (автономная некоммерческая организация) «ТВ-Новости» во главе с генеральным директором Алексеем Николовым, юридический адрес которой совпадает с московской редакцией телеканала RT: улица Боровая, дом 3, корпус 1. Это, по сути, самое богатое в России НКО: оно ежегодно получает из государственного бюджета рекордные субсидии в 17–19 млрд руб. Как и остальные НКО в России, «ТВ-Новости» обязана ежегодно отчитываться перед Минюстом РФ о своей деятельности. Но до позапрошлого года — не делала этого вообще. Лишь после жалоб юристов «Команды 29», на сайте Минюста стали появляться скупые однострочные отписки в духе: «Создание средств массовой информации и их распространение в мировом информационном пространстве — 17 668 310 тыс. руб.». 

Поэтому лишь благодаря настойчивости уже американского Минюста хотя бы примерно стало известно, куда уходят сотни миллионов долларов ежегодно, выделяемые на деятельность RT из российского бюджета. 

Миллионы на ремонт

867567-10.jpg
Главный редактор МИА «Россия
сегодня» и RT Маргарита Симоньян. 
Фото: vesti.ru

13 ноября 2017 года («людоедский дедлайн», по словам главного редактора МИА «Россия сегодня» и RT Маргариты Симоньян) на сайте fara.gov появилась новая запись. АНО «ТВ-Новости» в ней фигурирует в качестве «принципала» — то есть того, в чьих интересах действует иностранный агент. Самим же агентом оказалась зарегистрированная в Вашингтоне компания T&R Productions LLP с одним сотрудником, он же руководитель — бывший специальный корреспондент дирекции информационных программ «Вести» Михаил Солодовников, ставший гражданином США в 2013 году, как следует из поданной им в Минюст США анкеты.

Кроме T&R Productions, известно еще как минимум о двух юрлицах в США, связанных с RT: RTTV America Inc. и RTTV Studios LLC. Генеральный директор обоих — другой гражданин США, Алексей Язловский, бывший однокурсник по МИСИ одного из основателей телеканала, ныне покойного Михаила Лесина.

В 2013 году Язловский был замешан в скандале с укрыванием средств от налоговых служб США. В 2015-м — признал вину, был приговорен к штрафу в $60 тыс. и общественным работам, и, как пишет издание Washington Free Beacon, после этого начался процесс вывода персонала из RTTV America Inc. в новую компанию — ту самую T&R Productions, которая и стала иностранным агентом по требованию Минюста США. У T&R Productions есть филиалы в Нью-Йорке, Майами и Лос-Анджелесе, а занимается компания производством новостных и развлекательных программ и ток-шоу для распространения в США.


Скриншот с fara.gov

Согласно поданным в официальные органы документам, в 2014 году T&R Productions заключило с «ТВ-Новости» договор, по которому компания обязуется произвести определенное количество единиц контента: не менее 2000 минут выпусков новостей в месяц, не менее 150 статей в месяц для сайта rt.com и так далее. Все суммы из договоров между «ТВ-Новости» и T&R Productions тщательно вымараны, но в сопроводительных документах некоторые цифры появляются. Так, годовой бюджет T&R Productions равен зарплате его директора и единственного сотрудника Михаила Солодовникова — $ 670 тыс. в год. Это в 10 раз меньше, чем расходы компании за два месяца, август и сентябрь 2017 года, указанные в другом документе, — $6,6 млн. Из них $1,6 млн составил зарплатный фонд компании, $259 тыс. были потрачены на транспортные расходы и $150 тыс. на прямые включения. При этом за два месяца, указанные в отчете, T&R Productions потратила $2,6 млн на нечто, обозначенное графой «СТРОИТЕЛЬСТВО/РЕМОНТ» (Construction/Improvements). Что скрывается за этой суммой — неизвестно. Согласно тому же документу, T&R Productions получила за свои услуги от «ТВ-Новости» всего $350 тыс. в октябре этого года.

ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ T&R PRODUCTIONS РАВЕН ЗАРПЛАТЕ ЕГО ДИРЕКТОРА И ЕДИНСТВЕННОГО СОТРУДНИКА МИХАИЛА СОЛОДОВНИКОВА — $670 ТЫС. В ГОД. ЭТО В 10 РАЗ МЕНЬШЕ, ЧЕМ РАСХОДЫ КОМПАНИИ ЗА ДВА МЕСЯЦА, АВГУСТ И СЕНТЯБРЬ 2017 ГОДА, УКАЗАННЫЕ В ДРУГОМ ДОКУМЕНТЕ, — $6,6 МЛН. ТАКЖЕ ЗА ДВА МЕСЯЦА, УКАЗАННЫЕ В ОТЧЕТЕ, T&R PRODUCTIONS ПОТРАТИЛА $2,6 МЛН НА НЕЧТО, ОБОЗНАЧЕННОЕ ГРАФОЙ «СТРОИТЕЛЬСТВО/РЕМОНТ» (CONSTRUCTION/IMPROVEMENTS). ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ЭТОЙ СУММОЙ — НЕИЗВЕСТНО

«Нет» во всех пунктах, кроме одного

Откуда взялись остальные средства, сколько в компании сотрудников, работающих по контракту, и прочее — из документов, поданных T&R Productions, выяснить не удалось. Более того, T&R в лице Солодовникова гневно отвергает все обвинения в работе на иностранные государства: включение их в реестр FARA необоснованно, пишет Солодовников на каждом листе анкеты, поданной в Минюст США. 

В том месте, где регистрирующийся иностранный агент помечает отношения своего принципала с иностранными государствами, правительствами и политическими партиями, галочка поставлена в графе «нет» во всех пунктах («Принадлежит», «Контролируется» и так далее), кроме «Финансируется».

В следующей графе, где требуется разъяснить отношения между принципалом и агентом подробнее, Солодовников пишет: «Заявителю известно, что АНО «ТВ-Новости» в значительной степени финансируется Российской Федерацией (на самом деле целиком.А.К.). Заявителю не известно, кто курирует, владеет, направляет, контролирует или субсидирует АНО «ТВ-Новости». 

Связи T&R Productions с другими юридическими лицами RT, зарегистрированными в США, нигде и никак не обозначены. Удовлетворит ли американских чиновников такой формальный, полный недомолвок, подход к регистрации в качестве иностранного агента — неизвестно.

СВЯЗИ T&R PRODUCTIONS С ДРУГИМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ RT, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ В США, В АНКЕТЕ НИГДЕ И НИКАК НЕ ОБОЗНАЧЕНЫ

 Чем нас пугают и что на самом деле

Таким образом, в список «иностранных агентов» (это определение в США не несет такого однозначно негативного оттенка, как в России) попал не сам телеканал RT, а лишь одно из связанных с ним юридических лиц. А с этим юрлицом, в свою очередь, формально связан лишь один человек, которого зовут Михаил Солодовников. 

Теперь его работа будет сопряжена с рядом бюрократических неудобств: нужно регулярно отсылать отчеты о своей деятельности в Минюст США, а в случае эскалации конфликта корреспондентов RT могут лишить аккредитации при Белом доме, им невозможно будет попадать на официальные брифинги и так далее, такие прецеденты есть. Впрочем, это, пожалуй, — максимум поражения в правах, который их может грозить. Ни о каком «лишении статуса СМИ», которым пугают российские телеведущие и чиновники, речи не идет — просто потому, что никакого «статуса СМИ» в США в том виде, в каком его понимают российские бюрократы, не существует. Без труда можно убедиться, что, например, китайские государственные СМИ, издающиеся в США на английском языке, отнюдь не вынуждены печатать на своих сайтах и газетно-журнальных полосах предупреждение о том, что это — продукция иностранного агента.

Впрочем, это вряд ли переубедит российских политиков и чиновников, которые наперегонки анонсируют самые неадекватно суровые ответные меры (которые они почему-то называют «зеркальными») — от требования регистрироваться в качестве иноагента даже тем иностранным СМИ, которые не получают государственного финансирования, до внесудебной блокировки сайтов по российскому закону об иностранных агентах. Их позиция, как и мировоззрение, — железобетонные.

Читайте также:

«В жанре «ответки»

«Минюст США подтвердил регистрацию телеканала RT в качестве иноагента»

«Рупор в ступоре»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.