Фото: kremlin.ru
Глава «Роснефти» Игорь Сечин начал сталкиваться в последнее время все с большим количеством неприятностей, к которым он до сих пор не привык. Это видно и по многочисленным новостям, и это же в беседе с NT констатируют чиновники. Сечин сам спровоцировал атаки на себя, отмечает высокопоставленный собеседник. По его словам, глава госкомпании выбрал очень агрессивный стиль поведения и в итоге стал сталкиваться с активным противодействием, в том числе со стороны влиятельных сил.
Прокуратура и суд
На этой неделе произошло без преувеличения беспрецедентное событие. Суд принял решение вызвать Сечина на процесс по делу экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Причем ходатайствовала об этом именно прокуратура, а не сторона защиты.
О Сечине, который является главным свидетелем инкриминируемых Улюкаеву событий, прокурор вспомнил как будто внезапно на 15-м по счету заседании суда. После представления вещественных доказательств и высказанных адвокатом по их поводу сомнений, прокурор поинтересовался у судьи, направлялась ли повестка Сечину. Когда судья дал отрицательный ответ, прокурор попросил отправить повестку главе «Роснефти», и это ходатайство было немедленно удовлетворено. Юридических оснований отказаться от приглашения у Сечина нет.
До сих пор чиновники уровня Сечина бывали в судах крайне редко, если кого-то вообще можно причислить к уровню главы «Роснефти». В 2010 году по второму делу ЮКОСа давали показания министр промышленности Виктор Христенко и глава Сбербанка Герман Греф, а в 2009 году на процесс по делу о взятке своего бывшего подчиненного приходил глава СК Александр Бастрыкин. Наконец, в 2006 году на процесс по делу бывшего сотрудника Минфина приходил Алексей Кудрин. Все остальные попытки вызвать в суд высоких чиновников заканчивались неудачей. В частности, суд отказывал адвокатам Михаила Ходорковского в вызове на процесс Сечина, который так же считался интересантом того дела.
Важно, что вызов в суд стал не первой неприятностью для Сечина со стороны прокуратуры. В начале сентября прокурор публично зачитал диалог Сечина и Улюкаева в день, когда экс-министр, по данным следствия, взял взятку. При этом прокурор выделил информацию о том, что Сечин дал Улюкаеву некую «корзиночку», в которой, как оказалось позже, находилась колбаса.
Сечину в итоге пришлось объясняться с генпрокурором Юрием Чайкой. Собеседник не раскрывает деталей беседы, но утверждает, что она проходила по телефону, Сечин звонил сам
Судя по публичной реакции Сечина, он пришел в ярость от такого развития событий. «Это профессиональный кретинизм. Есть вещи, которые должны быть закрыты со всех сторон и со всех точек зрения. Даже мысли не должно возникать, что такое можно обнародовать! Там есть сведения, содержащие гостайну», — заявил он «Коммерсанту», комментируя действия прокуратуры.
По данным информированного собеседника NT, Сечину в итоге пришлось объясняться с генпрокурором Юрием Чайкой. Собеседник не раскрывает деталей беседы, но утверждает, что она проходила по телефону (Сечин звонил сам) и Чайка был удовлетворен разговором.
Сюрприз от Сбербанка
В середине октября аналитики инвестподразделения Сбербанка разослали клиентам, в основном англоговорящим, отчет, одна из глав которого была посвящена перспективам развития бизнеса «Роснефти». Доклад не сразу попал в поле зрения СМИ, но как только это произошло, разразился скандал. Доклад и по смыслу, и по формулировкам выглядел, как откровенный вызов.
Формулировки выглядят удивительно. Посвященная компании Сечина глава называется «Роснефть: нам надо поговорить об Игоре». Аналитики, в том числе, проанализировали презентацию «Роснефти» и назвали некоторые пассажи из нее «сталинистскими сказками», корпоративный лозунг «Роснефти» «На благо России» они издевательски оценили, как «лозунг в стиле Бората». Наконец, закупки «Роснефтью» икорниц и серебряных ложек для корпоративного вертолета описаны, как траты «в духе старого доброго «Газпрома» (подробнее в материале NT).
Как и в случае с реакцией на события вокруг процесса над Улюкаевым, в «Роснефти» не скрывали эмоций. «Есть ощущение, что составлявшие отчет люди находятся на грани патологии»
Содержательная часть немногим лучше. В ней, в частности, говорится о разочарованности экспертов деятельностью компании: ожидалось, что она займется снижением долгов, а вместо этого она направила $22 млрд на приобретения «без четкой сфокусированности». В целом авторы явно низко оценивали потенциал компании, в том числе заявили, что после 2019 года органический рост «Роснефти» оставит желать лучшего.
Как и в случае с реакцией на события вокруг процесса над Улюкаевым, в «Роснефти» не скрывали эмоций. «Есть ощущение, что составлявшие отчет люди находятся на грани патологии», — прокомментировал журналистам доклад пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев.
В результате Сбербанку пришлось выпустить новый отчет и признать, что старый вышел с нарушениями. Из нового документа изъяли наиболее оскорбительные формулировки, но общий смысл остался прежним. Например, фразу «Проблема в том, что органический рост будет слишком медленным, чтобы удовлетворить амбиции гендиректора» — заменили на «Проблема в том, что органический рост будет слишком медленным, чтобы удовлетворить амбиции компании».
Заграница и Сурков
Попал в центр внимания Сечин и в связи с новыми разоблачениями. В начале ноября были опубликованы результаты расследования Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) по результатам утечки информации из офшорного регистратора Appleby, расположенного на Бермудских островах. Касающиеся Сечина данные стали основанием для запроса «Трансперенси Интернешенл — Россия» в Генпрокуратуру.
Премьер Дмитрий Медведев давно и хорошо знаком с версией о причастности Сечина к передачи информации для фильма Навального «Он вам не Димон»
По данным журналистов, бывшая супруга Сечина Марина получила доли в нескольких российских компаниях, а в 2012 году на ее имя на Каймановых островах зарегистрировали S Holdings Ltd. Фирма нужна была для реализации девелоперских проектов зарубежного предпринимателя, компания Сечиной должна была стать инвестором, способным вложить десятки миллионов евро, в цепочке офшорных фирм для реализации проектов в России. Недоумение «Трансперенси» вызвало происхождение средств, на которые Сечина могла вести дела. В 2011 году она, судя по декларации ее супруга, вообще не имела доходов.
Еще один скандал вначале ноября инициировал проживающий за границей экс-депутат Госдумы Илья Пономарев. В эфире «Эха Москвы» он сообщил, что информацию для компрометирующего премьера Дмитрия Медведева фильма «Он вам не Димон» его автору, Алексею Навальному, дали люди Сечина. Передал информацию близкий Сечину бывший глава службы безопасности «Роснефти» Олег Феоктистов, утверждал экс-депутат. Феоктистов из «Роснефти» позже ушел, вернулся в ФСБ, однако и оттуда был уволен. По данным Пономарева, это произошло также из-за передачи данных Навальному.
Важно, что Пономарев — не только беглый оппозиционер. Он считается близким к помощнику президента Владиславу Суркову. В 1990-х оба работали у Михаила Ходорковского, а в начале 2010-х Пономарев был советником президента фонда «Сколково», деятельность которого Сурков курировал в Кремле. Когда Пономарева выгоняли из Госдумы, он публично заявлял, что истиной целью атаки является не он, а Сурков.
Пономарева в России всерьез не воспринимают. Но в данном случае его трактовку разделяют и в правительстве. Премьер Дмитрий Медведев давно и хорошо знаком с версией о причастности Сечина к передачи информации для фильма Навального о нем, утверждает близкий к Кремлю собеседник NT. Прозвучавшая у Навального информация не раз появлялась в публичном поле до появления фильма «Он вам не Димон», и создается ощущение, что ее продвигал кто-то очень влиятельный, отмечает источник NT. Он также считает вероятным, что это делали именно близкие к Сечину люди.
Медведев и Путин
Давняя борьба между Медведевым и Сечиным вновь обострилась, соглашается собеседник в Кремле. С тех пор, как правительство возглавил Медведев, у кабинета министров и «Роснефти» возникало много разногласий. Правительство и Сечин уже не один год перетягивают друг у друга полномочия по руководству нефетегазовой отраслью. Ее официальным куратором является близкий к Медведеву профильный вице-премьер Аркадий Дворкович, однако ответственным секретарем президентской комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК стал именно Сечин. Противоборствующие стороны по-разному относились и к вопросу о приватизации «Башнефти» (публично против планов госкомпании выступал Алексей Улюкаев), и к тому, как продавать акции «Роснефти».
Принято считать, что в итоге Медеведев решил дать отпор, утверждает другой источник, близкий к президентской администрации. По его версии, именно премьер добился того, чтобы процесс над Улюкаевым оказался публичным и проходил так, что Сечину оставалось лишь огрызаться на прокуратуру. Изначально планировалось, что процесс будет проходить в закрытом режиме.
Президент Владимир Путин же, не одобряя излишне агрессивный стиль Сечина, фактически встал на сторону его оппонентов. Именно Путин согласился с доводами правительства и дал санкцию на проведение открытого процесса над Улюкаевым, признает человек из ближнего окружения главы государства.
Именно премьер добился того, чтобы процесс над Улюкаевым оказался публичным и проходил так, что Сечину оставалось лишь огрызаться на прокуратуру. Изначально планировалось, что процесс будет проходить в закрытом режиме
Ранее Путин уже осаживал Сечина. Так, во время конфликта между «Роснефтью» и компанией АФК «Система» он сообщил журналистам, что встречался с обеими сторонами конфликта и рассчитывает на то, что они заключат мировое соглашение.
В целом все сейчас ждут, чем закончатся для Сечина его многочисленные конфликты, говорит человек, близкий к президентской администрации. Медведев наверняка будет добиваться ослабления позиций оппонента, а реакцию Путина на это предсказать сложно. В конце концов, рассуждает собеседник, если человек раздражает такое большое количество людей, в один прекрасный день все объединятся против одного.