#Культура

#Политика

Дэвид Финчер показал в Каннах фильм о самом знаменитом серийном убийце Америки

21.05.2007 | Хлюстова Наталия | № 15 от 21 мая 2007 года

Дэвид Финчер показал в Каннах фильм о самом знаменитом серийном убийце Америки.


В юбилейных 60-х Каннах одна из самых представительных программ — у США. Даже фильм гонконгского гения Вонга Кар-Вая, открывавший фестиваль, снят с американскими актерами на американской территории, а впереди — премьеры новых работ братьев Коэн, Гаса ван Сэнта, Квентина Тарантино... Однако еще большие ожидания были связаны с мировой премьерой нового фильма Дэвида Финчера «Зодиак».

Во-первых, со времен не слишком удачной «Комнаты страха» Финчер не снимал уже пять лет. Во-вторых, этот режиссер никогда не был своим ни в коммерческом, ни в авторском кино. «Зодиак» не приняла публика — в Штатах фильм прошел более чем скромно. Зато фестивальный мир решил отдать Финчеру запоздалую дань, пригласив его участвовать в конкурсе и, таким образом, признав за ним право называться мэтром.

Эта картина нетипична для всемирно известного создателя «Семи», «Игры» и «Бойцовского клуба». Фантастически-параноидальной атмосферы, давящей музыки и операторских изысков в этом отчетливом, трезвом и реалистичном фильме нет. Впрочем, стиль продиктован материалом: история рассказана не выдуманная, а правдивая. Человек, называвший себя Зодиаком и не найденный до сих пор, стал самым знаменитым серийным убийцей 1960 —1970-х, «американским Джеком Потрошителем». О нем написано несколько бестселлеров и снято немало картин — да и все легендарные серии фильмов ужасов о маньяках были в немалой степени вдохновлены историей Зодиака.

Откуда об этой истории узнали все? Зодиак одним из первых догадался действовать через контакты со СМИ — в частности, с газетой San Francisco Chronicle, где и работал главный герой фильма, скромный карикатурист Роберт Грэйсмит. Этот любитель криптограмм и посетитель библиотек приблизился к тайне Зодиака ближе, чем кто бы то ни было. Сама судьба не позволила ему найти убийцу — наиболее вероятный подозреваемый скончался от внезапного сердечного приступа накануне ареста.

Об этом зритель фильма узнает, лишь прочитав финальные титры. А до этого его ждет два с половиной часа расследования. Маньяк не появляется на экране: перед нами интеллектуальный детектив, заведомо лишенный однозначной развязки. С некоторого момента поиски истины становятся самоцелью не только для персонажей картины, но и для зрителя, а обычные элементы жанрового кинематографа становятся второстепенными. Виртуозная и зрелая работа Финчера выводит его на новый виток мастерства. Не случайно вместо привычных звезд (Брэд Питт, Морган Фримен, Майкл Дуглас) на главную роль в «Зодиаке» им был избран более молодой и пластичный актер Джейк Джилленхолл. Вместе они — герой, его прототип и режиссер фильма — проходят на глазах публики трудную и увлекательную дорогу, пронизывающую целую эпоху. Эпоху, отмеченную не только великим кинематографом, над которым Финчер с удовольствием подтрунивает, но и превосходящей любой вымысел историей убийцы по прозвищу Зодиак.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.