#Деньги

#Политика

«Инспекторы приходят, начинается торг. И это уже практика»

21.05.2007 | Морозова Виктория | № 15 от 21 мая 2007 года

Новые технологии сбора налогов

Играть на повышение!
«Сбор налогов в России за последние годы превратился в сбор дани», — иронизирует бухгалтер крупной розничной компании: государство получает не столько, сколько ему полагается по закону, а сумму, о которой договорится с предприятием. Инспекторы приходят, начинается торг. И это уже практика.


В самой Федеральной налоговой службе уже не скрывают, что изменили тактику. Надзирать за законностью теперь не главное. Главное — надо заставить платить больше. Помогают в этом специальные «чрезвычайные комиссии», созданные при ФНС почти по всем основным налогам1.

— Страсти по зарплате —

Первые комиссии по легализации теневой зарплаты власти в регионах начали создавать еще несколько лет назад. Например, в Ульяновской области такие комиссии при правительстве и районных администрациях работают уже три года. В прошлом году инициативу снизу заметили наверху, и в течение года комиссии стали размножаться по территории России, но уже при местных налоговых инспекциях. Впрочем, в них могут входить не только фискалы, но и милиционеры, сотрудники санэпиднадзора, пожарной инспекции. Кроме того, подобные комиссии заработали и при местных органах власти. Например, в Москве была образована межведомственная комиссия при городском правительстве.

Имя автора идеи неизвестно. Не обошлось без благословения администрации президента, а лоббистами были чиновники не только ФНС, но и Пенсионного фонда, говорит сотрудник Минэкономразвития. Ведь задача этих комиссий — вывести зарплату из тени, но не ради увеличения и без того стремительно растущих поступлений от подоходного налога. Задача комиссий — пополнить казну поступлениями от единого социального налога. Зарплата «в конвертах» — это непоступивший ЕСН, который взимается с фонда оплаты труда, и часть его идет на финансирование пенсий. По данным Росстата и Минэкономразвития, удельный вес теневой зарплаты в 2004 году составлял 44,3%, в 2005-м — 43,6%. При этом, по данным на начало 2007 года, около 80% граждан зарабатывали меньше регионального прожиточного минимума. По словам Игоря Полякова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, наибольшая доля теневых зарплат сложилась в следующих отраслях: операции с недвижимостью, строительство, торговля, рыболовство. «Примерно 66 —70% от денежных доходов населения — доля чистой и теневой зарплаты, а 42—44% от денежных доходов — доля только чистой зарплаты, — говорит эксперт. — Следовательно, примерно 22% от денежных доходов населения составляет доля теневых зарплат. При этом с 2006 года доля теневой зарплаты стабильна».

Новая технология — старый
— результат —

Начали налоговики с составления списка компаний, чьи сотрудники, по данным налоговой отчетности, получают меньше регионального прожиточного минимума. Попавших в черный список вызывают на заседания комиссий и просят объяснить причины такой скупости. Если объяснение не кажется убедительным, то зарплату предлагают поднять, рассказывает источник в налоговых органах. В противном случае угрожают санкциями — расторжением договора аренды муниципальной недвижимости, проверками санэпиднадзора, пожарных, милиции, дополнительными проверками самих налоговиков. Отказ явиться на заседание комиссии — повод для штрафа2. Более того, например, владимирские налоговики материалы о проигнорировавших приглашение (или требование официально повысить оклады) направляли в прокуратуру. Впрочем, не ответивших на приглашение не так уж много. Большинство сразу приходят с готовыми документами о повышении зарплаты, по словам источника в налоговых органах.

Налоговики не брезгуют и доносами. «Ни одно из обращений граждан на телефон доверия и горячую линию управлений и инспекций по поводу выдачи заработной платы «в конвертах» не остается без внимания, — подчеркивается в официальном сообщении ФНС. — Нередко работодатель, на которого поступают жалобы, после проверки сведений приглашается на заседание комиссии по легализации зарплаты». Рассказывают, что звонок сотрудников вынудил директора петербургского предприятия доначислить и уплатить ЕСН и пенсионные страховые взносы за полугодие и за 9 месяцев 2006 года на 1,433 млн рублей. А владимирские налоговики изобличили предприятие, производившее в год 300 тонн полуфабрикатов из мясопродуктов, у которого официально в штате вообще не было наемных работников.

У «допрошенных» на комиссиях остались разные впечатления от общения с инспекторами. «На заседание пришли директор с бухгалтером, — рассказывает юрист одного небольшого завода. — Но им удалось убедить налоговиков, что зарплата ниже прожиточного минимума выплачивалась всего нескольким внештатным сотрудникам». Не так повезло его коллеге из сферы торговли: пригрозили уголовным делом. Однако бюджет не получил дополнительных денег от этой фирмы. «Одну ликвидировали, зарегистрировали новую», — рассказал ее бухгалтер. Директор другой компании утверждает, что его предприятие стало жертвой клеветы со стороны уволенных сотрудников. Есть у налоговиков еще один способ убеждения — блокировка счетов.

Всего же за прошлый год на заседаниях «чрезвычайных комиссий» было заслушано более 520 тысяч налогоплательщиков. 425 тысячам (79,2%) из них повысили зарплату до и выше прожиточного минимума. Например, у большинства предприятий Владимирской области увеличение составило от 2 до 4 раз, а в отдельных случаях до 10 раз. В Москве число налогоплательщиков, платящих меньше регионального прожиточного минимума, сократилось более чем в 5 раз.

Однако на самом деле результат всей этой работы налоговиков по новым технологиям оказался разочаровывающим. С одной стороны, в 2006 году план сбора ЕСН был исполнен на 101,7%, а бюджет Пенсионного фонда в части страховых взносов — на 109,5% (дополнительно поступило 68,7 млрд рублей). С другой стороны, такими результатами ФНС обязана росту зарплаты, который составил 24,5%3.

Более того, темпы роста сбора страховых взносов не только не увеличились, но и снизились: в 2005 году — 29,8%. К тому же рост поступлений ЕСН на 31% за первые 3 месяца 2007 года объясняется прежде всего падением поступлений в начале 2006 года на 6,1%. А всего в прошлом году рост составил 18,1% — весьма незначительное увеличение на фоне прошлогоднего падения на 39,5%. При этом некоторые компании стали даже активнее платить черным налом, вообще не показывая своих сотрудников.

Тем не менее еще осенью ФНС пообещала взять новые рубежи — поработать с теми, кто платит зарплату ниже среднеотраслевого уровня. Кроме того, ФНС призывает изобличать прежде всего компании, применяющие общую систему налогообложения, число сотрудников которых более 50 человек. Например, столичные налоговики уже составили список компаний, руководству которых предстоит визит на заседание комиссии, — 11 500 работодателей, платящих менее 5795 рублей (прожиточный минимум трудоспособного москвича в третьем квартале 2006 года). Кроме того, УФНС Москвы обнародовало данные о среднеотраслевых зарплатах в Москве: средний работник розничной торговли должен получать 15 202 рубля, а оптовой — 20 815 рублей, сотрудник туркомпании — 15 397 рублей, страховщик — 37 383 рубля. А во Владимирской области самые низкооплачиваемые отрасли — текстильная и швейная, гостиницы и рестораны (4900 рублей), самая высокооплачиваемая — строительство (10 000 рублей).

Налоговики пока
— только учатся —

Но если компания упорствует, то непросто доначислить ей ЕСН — нужно иметь доказательства выплат «в конверте», говорит источник в налоговых органах. Доказывать выплату черно-серой зарплаты налоговики пока только учатся, применяя расчетные методы, анализируя деятельность компаний, опираясь на показания сотрудников. Например, ФНС летом разослала письмо с рассказом, как удмуртские налоговики изобличили в трех судебных инстанциях компанию «Редуктор-Энерго», директор которой зарабатывал меньше кладовщика.

Но пока многие подобные суды налоговики проигрывают. Например, они доначислили компании «Руссдах» подоходный налог и ЕСН, ссылаясь на то, что зарплата была ниже прожиточного минимума. Но Федеральный арбитражный суд Московского округа в январе этого года решил, что инспекторы не имели права доначислять налоги расчетным методом — они должны были доказать по каждому сотруднику фактическое получение дохода. Налоговики проиграли уже ряд процессов по зарплатным комиссиям, отмечает гендиректор юркомпании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. «Правда, налоговые органы вправе требовать пояснений, и в беседе нет ничего незаконного», — говорит он.

— И снова НДС —

НДС — самый конфликтный налог. С одной стороны, он наполняет бюджет доходами, не зависящими от сырьевой конъюнктуры, что превратило его в любимый налог Минфина. С другой — для самих предприятий он не должен быть обременителен. Ведь они платят не весь НДС, полученный от покупателя, а только разницу между ним и тем НДС, который они уплатили своим поставщикам (налоговый вычет). Более того, с 2006 года компании могут получить вычет даже до оплаты товара поставщику — сразу после постановки его на учет. А экспортеры и вовсе получают из бюджета НДС «живыми деньгами» — ведь сами они платят его по ставке 0%. Но это только на бумаге. В действительности же за НДС идет настоящая война между бизнесом и налоговиками, впрочем, не только в России, но и в Европе. Компании часто завышают вычеты и пытаются незаконно получить НДС из бюджета. А налоговики, напротив, всячески отказывают в вычетах даже самым законопослушным компаниям.

С помощью комиссий налоговики рассчитывают сбить уровень вычетов. По расчетам ФНС, средний объем вычетов по внутреннему НДС должен был бы составлять около 70%. Но в 2006 году объем вычетов составил 88,27% (вырос с 82,17% в 2003 году). В некоторых регионах он периодически превышает 100%. «У нас одно из бюджетообразующих предприятий запускает новое производство — объем вычетов сразу перевалил за 100%», — говорит сотрудник одной из региональных инспекций.

Комиссию могут заинтересовать, в частности, вид деятельности компании, наличие помещений и основных средств, численность и зарплата сотрудников, структура вычетов, наценка на товар, основные поставщики и покупатели. «Пришлось объяснять, почему доля вычетов превышает 100%, — рассказывает бухгалтер транспортной компании. — Компания закупила новые машины, поэтому сумма вычетов резко выросла». У другой компании доля вычетов выросла в связи с капитальным строительством, по которому с 2006 года вычеты также предоставляются по ускоренной процедуре. Другой бухгалтер рассказывает, что его доводы даже не выслушали, а сразу потребовали увеличить платежи по НДС. Такое давление имело обратный эффект, говорит налоговый юрист крупного холдинга: где это возможно, компании переводятся на упрощенную систему налогообложения, чтобы вообще не платить НДС.

__________

1 ЕСН, НДС и налог на прибыль.
2 По ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях — 2000 рублей.
3 Почти на столько же выросли поступления страховых взносов в Пенсионный фонд.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.