#Деньги

#Политика

Только 8% россиян считают, что профсоюз реально защищает их трудовые права

28.05.2007 | Луповская Александра | № 16 от 28 мая 2007 года

Только 8% россиян, по данным майского опроса ВЦИОМ, считают, что профсоюз реально защищает их трудовые права. Более того, 50% опрошенных заявили, что на их предприятии никакого профсоюза нет вообще. Пустующую нишу старой школы коммунизма могут заполнить «новые профсоюзы», которые не зависят от Федерации независимых профсоюзов и властей. У них — другие методы и, главное, другие результаты: новые профсоюзы «выбивают» европейские зарплаты. На заводе Ford, например, добились повышения зарплат рабочих до 26 тысяч рублей в месяц. О таких результатах подопечные ФНПР только мечтают.


В начале мая лидер профсоюзного комитета ООО «Пивоварня Heineken» Валерий Соколов был уволен с предприятия за «прогул». Видимо, это и стало следующим шагом в переговорах между администрацией пивоварни в Санкт-Петербурге и ее профсоюзом рабочих. С 13 апреля те проводили бессрочную, так называемую итальянскую, забастовку. Они не прекращали работать, но выполняли свои обязанности исключительно по правилам и инструкциям. Месяц назад местные профсоюзные лидеры потребовали от администрации повышения окладов на 30% — с 18 тысяч до 25 тысяч рублей, надбавок за вредность производства в размере 8 —10%, выплаты 13-й зарплаты, принятия положения о премировании и нормативов по погрузочно-разгрузочным работам. Руководство пошло на уступки, но лишь частично. С 1 мая компания повысила зарплату всем сотрудникам в среднем на 11%. Профсоюзы остались недовольны. Переговоры продолжаются, а уволенный профбосс не остановился — собирается добиваться правды в суде...

Традиции профсоюзного
— качества —

Тон и темп забастовок и переговоров с начальством задал еще два года назад профсоюз рабочих завода Ford Motor Company во Всеволожске. В ноябре 2005 года там потребовали от администрации повысить зарплату на 30% и провели часовую предупредительную забастовку. Полностью их требования администрация выполнять отказалась, и уже весной рабочие устроили итальянскую забастовку. В апреле 2006 года зарплату им повысили, но на 14,25 —17,5%. 14 февраля 2007 года недовольные рабочие на сутки остановили конвейер, потребовали подписать коллективный договор, который предусматривает повышение заработной платы на 14 и 20%, ограничивает использование заемного труда, признает вредность производства и гарантирует пособие в случае потери здоровья и предоставление рабочего места в случае получения профзаболевания на производстве. Администрация уступила...

Рабочие петербургского завода корпорации Coca-Cola ограничились в апреле только проведением пикета у здания завода. Требования пикетчиков сводились к 30-процентному повышению зарплаты, возврату надбавок водителям погрузчиков, улучшению санитарных условий в местной столовой, а также прекращению давления на членов профсоюза и выплате компенсаций за переработку. Профсоюз обещал, что если менеджмент завода не прислушается к требованиям рабочих, то профсоюз перейдет от пикетов к забастовке.

Новые молодые профсоюзы заводов Ford, Heineken и Coca-Cola грамотно формулируют требования к своим иностранным работодателям и предпочитают стоять за свои права до конца. Потому что квалифицированные рабочие в России ничуть не хуже, чем на Западе, и их труд должен быть соответственно оплачиваем. Если мирно договориться не удается — забастовка.

«Борьба на местах», как на всеволожском заводе Ford, набирает обороты и входит в привычку — успешный опыт перенимают профсоюзы других компаний. В свою очередь, работодатели стараются минимизировать издержки и потери от объявленных забастовок и прибегают к механизму аутсорсинга — нанимают штрейкбрехеров1. По неофициальным данным, к штрейкбрехерству прибегли и на заводе Ford, и на производстве Heineken.

Штрейкбрехерством называют и инициативу администрации «Сургутнефтегаза» привлечь к работе в Якутии китайцев-мигрантов. Компания на днях обратилась в управление Федеральной миграционной службы РФ по Югре с просьбой предоставить долгосрочные рабочие визы для нескольких тысяч китайцев. Профсоюз «Сургутнефтегаза» — «Профсвобода» крайне негативно отнесся к «тесному сотрудничеству» с китайцами в родной компании и считает, что российских специалистов вытесняют.

— ФНПР — против —

Контраст со всей этой ситуацией представляет деятельность Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), возглавляемой Михаилом Шмаковым. Последние новости организации — это всероссийская весенняя акция «За достойную пенсию!» и российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, которая обсуждала проект «Генерального соглашения между профсоюзами, объединениями работодателей и правительством РФ на 2008 —2010 годы». Но весенняя акция, как и все предыдущие, стала дежурной и не дала конкретных результатов, а комиссия к соглашению не пришла: профсоюзы предлагают повысить минимальную заработную плату до размера прожиточного минимума к концу 2008 года, правительство настаивает на продлении срока до 2011 года. ФНПР давно называют бюрократической организацией. Еще с советских времен она в значительной степени сохранила имущество, идеологию и членскую базу. Профсоюзы, входящие в состав федерации, не всегда и не на 100% исполняют роль организаций, представляющих и защищающих интересы работников перед работодателем.

«Принципиальная разница между ФНПР и новыми профсоюзами в том, что последние были созданы по желанию работников и для защиты их прав», — поделилась своим мнением с The New Times директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова. Кстати, по данным опроса ВЦИОМ, в профсоюз вступают чаще специалисты с высшим образованием вне производства (45%) и инженеры и специалисты, занятые на предприятиях (38%), а реже всего — милиционеры (12%).

Самое эффективное средство
— забастовки, но в 98—99% —
они незаконны

На практике получается, что от работодателя добиваются результата в первую очередь благодаря забастовкам, а не митингам и мирным переговорам. Но суд не всегда согласен с этим.

20 апреля 2007 года Верховный суд оставил в силе решение Ленинградского областного суда от 13 февраля о признании забастовки на заводе Ford Motor Company незаконной. Тогда решением суда забастовка не была отложена, поэтому рабочие на сутки остановили конвейер. Главным доводом кассационной жалобы в Верховный суд стало решение суда первой инстанции о признании забастовки незаконной на основании нарушения процедуры и требований объявления забастовок, предусмотренных ст. 413 ТК РФ. Ленинградский облсуд решил, что поэтапное проведение собрания по выдвижению требований по коллективному трудовому спору противоречит Трудовому кодексу. По закону должны проводиться общие собрания либо конференции работников2. «Собрания на заводе Ford проводились после смены: люди работают три смены по восемь часов, у них фактически не было времени, чтобы собраться вместе, — рассказывает Елена Герасимова. — Это единственное основание, по которому суд признал забастовку незаконной. Никакие другие основания не рассматривались».

Суд, например, не учел, что администрация завода, нарушив Трудовой кодекс, не предоставила рабочим помещения для собрания, и поэтому-то им и пришлось проводить его посменно. «Мы не получили еще полную мотивировочную часть определения Верховного суда, пока была объявлена только резолютивная. Поэтому, по каким основаниям решение было оставлено в силе, мы пока не знаем. В любом случае подавать надзорную жалобу в Президиум Верховного суда мы будем обязательно», — говорит Елена Герасимова. В свою очередь, председатель первичной профсоюзной организации Ford Motor Company Алексей Этманов сообщил The New Times, что решение Верховного суда никак не повлияло на те договоренности, которые профсоюз достиг с администрацией завода Ford.

«В России судебная практика такова, что формальные недостатки процедуры объявления забастовки трактуются судами не в пользу работников, — говорит Елена Герасимова. — В 98 — 99% случаев, по экспертным оценкам, забастовки в России признаются незаконными».

__________

1 Российское законодательство не запрещает использование труда наемных рабочих, но такой запрет содержится в нормах международного права.
2 Ст. 410 Трудового кодекса РФ.

...

«Потребовать погасить многомесячные долги по зарплате — это все устарело»


Алексей Этманов

председатель первичной профсоюзной организации Ford Motor Company

Почему Ваш профсоюз вышел из состава Федерации независимых профсоюзов России? Не устраивают формы или методы?
ФНПР всегда была бюрократической, но всегда есть люди, которые работают на профсоюзы. Им платят за это деньги. Другой вопрос, как они работают, эти люди. Из федерации мы вышли. Критиковать структуру, в которой не состоишь, бесполезно. Им наша критика «по барабану», нам их критика — «до одного места». Они работают как привыкли, а мы — как научились. Те самые функционеры, которые должны были работать за наши деньги, просто не отрабатывали их. Мы и решили создать свой межрегиональный профсоюз работников автомобильной промышленности. Нам пишут письма от Архангельска до Татарстана: «Профсоюз не отстаивает права работников — помогите создать новый». И мы помогаем, чем можем.
С ФНПР у нас разногласия есть. Мы молодые, более жесткие в принятии решений и стратегии отстаивания своих прав. Надо требовать то, чего можешь добиться. Если есть возможность добиться роста пенсий на 50% — надо за это бороться. А устраивать акции за увеличение пенсий, которое произойдет через два-три года, просто нет смысла. Мы хотим больше конкретики.

Ваши требования и методы многим отличаются от традиционных российских?
Потребовать погасить многомесячные долги по зарплате — это все устарело. Просим сейчас скорейшего ее повышения и улучшения условий труда, а форму протеста поддерживаем любую. Кроме голодовки — это кошмар какой-то! Голодать не надо. Профсоюзная демократия — это когда низы начинают решать то, что должна делать верхушка.
Все профсоюзы потихонечку начинают объединяться на отраслевом, региональном уровне — на всех уровнях. И в конце концов мы придем к тому, что каждый будет отстаивать свои права. Трудовой кодекс России, как ни крути, действительно гарантирует нам те права, которые в Америке, например, вообще отсутствуют. Но благодаря нашему Трудовому кодексу невозможно провести законную забастовку. Это плохо.

Опыт западных профсоюзов помогает или у Вас опять «свой велосипед»?
Глобализации подвержены не только работодатели, концерны и компании, но и профсоюзы. Мы общаемся с профсоюзами Ford по всему миру. Мы знаем, что происходит у них, какая борьба, какие проблемы. Мы перенимаем их опыт. Периодически происходят встречи для обмена информацией.

А в каких условиях возможно относительное благополучие в отношениях профсоюз — работодатель?
Работодатель не боится появления профсоюза, когда соблюдает закон. Когда он хочет, чтобы сотрудники работали у него долго и хорошо. Только тогда он будет искать компромисс. Работодателю, привыкшему к своей самодержавной власти «хочу милую — хочу казню», вдруг назавтра говорят: «Слушай, дружок, а казнить-то больше и нельзя». Воюем, а что делать, но надо уметь договариваться мирным путем.

...

«Бесконфликтная обстановка экономически выгодна»


Олег Нетеребский

заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России

Как ФНПР смотрит на появление новых профсоюзов, не входящих в состав федерации?
С некоторыми ФНПР работает на основе договоров, и принципиальных различий в политике с ними у нас нет. С некоторыми — есть определенные стратегические расхождения.

Как с профсоюзом Ford?
Со всеволожским профсоюзом Ford у нас расхождения по пониманию внешней роли территориальных профсоюзных организаций. На этих основаниях профсоюзная организация Всеволожска и вышла из традиционного профсоюза. У них свое видение правильных и неправильных позиций профсоюзов. Но я считаю: стратегические проблемы по увеличению заработной платы, официальных пособий и т.п. в рамках целой страны входят в сферу компетенции ФНПР. Другое дело, на уровне предприятий инициативные лидеры проводят грамотную, взвешенную политику для достижения выгодных условий коллективного договора. Суть в том, что ситуация на заводе Ford получила широкую огласку в прессе, хотя у ФНПР тысячные примеры такой работы первичных профсоюзных организаций. Во Всеволожске просто сложилась своеобразная обстановка: заработная плата, о которой велись переговоры, высокая, чем на других предприятиях той же отрасли в России, но крайне низкая, чем на заводах в Европе...

Однако ФНПР направила письмо поддержки профсоюзу Ford...
Мы только приветствуем работу профсоюза, который эффективно добивается своих целей и представляет интересы трудящихся. Даже если он не входит в состав ФНПР.

Какие формы протеста поддерживает ФНПР? Какие выдвигает требования?
Прежде всего мы — за мирные переговоры. Бесконфликтная обстановка более экономически выгодна, но, конечно, менее эффективна. Самый эффективный, но крайний метод — это забастовка: от ее проведения страдают не только работодатели, но и работники, которые выделяют средства на ее организацию.
ФНПР сейчас создает поле эффективной деятельности системы коллективных договоров и соглашений. Буквально на днях был подписан закон о внесении изменений и дополнений в закон «О минимальном размере оплаты труда». Многие его критикуют: увеличение МРОТ незначительное. Но там есть главное — это гарантия стабильности заработной платы и права субъектов РФ в рамках региональных соглашений устанавливать минимальные размеры заработной платы в регионах не ниже федерального уровня.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.