#Мнение

Сцена требует возрастных актеров

09.11.2017 | Федор Крашенинников*

Какие плюсы получает власть от выдвижения Зюганова в президенты и почему теперь сценарий кампании предопределен

058675-0.jpg

Фото: nnm.me

Заявление Геннадия Зюганова о своем участии в президентских выборах стало сенсацией только для совсем уж наивных или склонных к безудержному фантазированию людей. Политическая система современной России устроена так, что удивителен бы был его отказ и выдвижение от КПРФ кого-то другого.

Капризная примадонна

Ситуация с грядущими президентскими выборами для их организаторов складывается примерно так, как для режиссера в провинциальном театре, где капризная примадонна хочет продолжать играть все первые роли и неизменно иметь успех, игнорируя фактор своего возраста и явную усталость публики от однообразного репертуара.

Ситуация осложняется тем, что и все остальные звезды театра тоже не молоды, но очень маститы, и так просто убрать их со сцены как бы нельзя. Режиссер мечется между двумя решениями — рискнуть и взять, наконец, молодых актеров и тем оживить классический репертуар или же в очередной раз раздать роли пожилым звездам и сделать вид, что ничего не происходит. Смена репертуара даже не обсуждается — вот такой странный театр, представьте себе.

Первое решение чревато двумя проблемами. Во-первых, на фоне новых актеров возрастные проблемы примадонны будут только сильнее бросаться в глаза. Во-вторых, у каждого из ветеранов сцены есть хоть и небольшая, но преданная группа поклонников. Не увидев в афишах знакомых имен, они могут и вовсе не прийти на спектакль, а насчет молодых звезд никакой уверенности пока нет — способны ли они привлечь хоть кого-то?

Другой вариант — оставить все как есть. Тогда совершенно непонятно, чем заманить кого-то, кроме преданных зрителей, которые готовы приходить по привычке или просто чтобы поддержать своих любимцев.

Вернемся из вымышленного театра в наш всероссийский цирк с конями.

Знакомые все лица

Чем удобен Зюганов для Путина? Путину нужно придать своему гарантированному переизбранию хотя бы видимость состязательности и интриги. А для этого нужны оппоненты — с виду грозные, но совершенно безопасные и предсказуемые. Что еще важно — имеющие хоть какую-то группу поддержки среди населения и гарантирующую ее приход на участки, даже если кто-то будет призывать бойкотировать бессмысленную процедуру.

С начала 1990-х Зюганов неизменно позиционируется как лидер легальной оппозиции, второй политик страны, вождь КПРФ и синоним самой партии. Даже если фактически Геннадий Зюганов давно уже перестал быть субъектом политики и не смеет ничего сделать против желания Кремля, нельзя сказать, что он несерьезный кандидат. В конце концов, он еще с Ельциным боролся!

Кроме того, за 24 года политической карьеры Геннадия Андреевича в новой России сформировалась значительная группа избирателей, которая голосует за него на всех выборах. Несомненно, это возрастная аудитория, и за прошедшие четверть века она изрядно поредела по физическим причинам. Тем не менее костяк избирателей у Зюганова есть, и он может до какой-то степени гарантировать, что эти люди придут на участки и весной 2018 года, когда важен будет каждый голос за любого из удобных кандидатов.

Костяк избирателей у Зюганова есть, и он может до какой-то степени гарантировать, что эти люди придут на участки и весной 2018 года, когда важен будет каждый голос за любого из удобных кандидатов

Теперь предположим, что вместо Зюганова от КПРФ на выборы пошел бы условный Афонин, влиятельный аппаратчик из ЦК КПРФ, мало кому известный за пределами партактива. Даже если он неплохой оратор и прилично выглядит, его новизна сразу ставит его в один ряд с условной же Катей Гордон. Опять-таки никто не помешает президентской администрации двинуть на выборы товарища Сурайкина из «Коммунистов России», и это окончательно дезориентирует бывших избирателей Зюганова: чем Афонин хуже Сурайкина и кого из них выбирать, если оба — коммунисты? Конечно, часть сознательного электората все равно придет, но все-таки лучше гарантированно доверить их привод на участки проверенному товарищу Зюганову.

Ровно те же проблемы и с Жириновским, выдвижение которого неотвратимо. Не надо быть опытным диагностом, чтобы по внешнему виду Владимира Вольфовича констатировать его непростое физическое состояние. Поговаривают даже, что он сам согласился поучаствовать в процедуре только в обмен на солидный подарок в виде недвижимости, а так бы и не пошел вовсе ни на какие выборы.

Сам он ничего не потерял бы, даже если бы отказался от участия, — ему и его семье на жизнь хватит. Но вот Путину без Жириновского придется сложно. Ведь если вместо него выдвинется его сын или любой другой человек из руководства ЛДПР, это точно не приведет на участки новых избирателей, а ядерный электорат Жириновского может махнуть рукой и не пойти на выборы вовсе, не увидев в числе участников своего любимца. Как уже говорилось, в условиях возможной кампании по бойкоту это совершенно поперек интересов Кремля.

Последнее представление

Исключение из списка участников выборов хоть и бывших, и дутых, но все-таки каких-никаких, а политических тяжеловесов поставило бы серьезную проблему и перед организаторами кампании за Путина: а как убедить избирателя пойти на выборы, где президенту оппонируют какие-то совершенно непонятные и неизвестные люди? Зачем ходить на такие выборы, если победе Владимира Владимировича ничего не угрожает даже в теории?

Несчастных стариков буквально вынуждают скакать и прыгать по сцене только ради того, чтобы молодящаяся примадонна выглядела максимально бодро и свежо, насколько это вообще возможно после непрекращающегося уже почти 20 лет бенефиса  

То, что ни Зюганов, ни Жириновский, ни все прочие лояльные и системные политики не претендуют на победу, — это уже как бы всем давно понятно. Более того, сложился консенсус, что голосование за системных оппозиционеров даже не считается голосованием против Путина, так как все они поддерживают его политику. Но из-за описанных выше механизмов, сам факт их участия гарантирует мероприятию и некую видимость приличия, и приход на участки электората, традиционно за них голосующего.

По сути, Путин так же зависит от своих многолетних спарринг-партнеров, как и они от него. Зюганов и Жириновский стали необходимым антуражем победных для Путина выборов, а многолетняя зачистка политического поля сделала невозможной их замену новыми игроками.

Заявление Геннадия Зюганова однозначно сигнализирует обществу, что сценарий кампании в Кремле определен. Возвращаясь к театральным аналогиям, к постановке в очередной раз готовится спектакль, где все главные роли сыграют потускневшие и постаревшие звезды прошлых десятилетий, причем несчастных стариков буквально вынуждают скакать и прыгать по сцене только ради того, чтобы молодящаяся примадонна выглядела максимально бодро и свежо, насколько это вообще возможно после непрекращающегося уже почти 20 лет бенефиса.

Одно радует: в нынешнем составе эта пьеса будет играться последний раз.

* Политолог, постоянный автор NT.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.