#Главное

#Политика

Министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет: «Это тяжкое преступление...»

28.05.2007 | Камышев Виталий , Морарь Наталья , Кубасов Олег | № 16 от 28 мая 2007 года

Министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет: «Это тяжкое преступление. Мы обращаемся к российским органам власти с просьбой оказать содействие в привлечении обвиняемого к уголовной ответственности в Великобритании, и мы рассчитываем на это содействие».


Глава Королевской прокуратуры Великобритании (CPS) сэр Кен Макдональд 22 мая огласил решение по делу Александра Литвиненко, вынесенное его ведомством. В нем, в частности, говорится: «...Доказательства, направленные Скотленд-Ярдом, достаточны для предъявления Андрею Луговому обвинения в убийстве Александра Литвиненко путем предумышленного отравления... В данных обстоятельствах я поручил юристам Королевской прокуратуры немедленно предпринять шаги, необходимые для запроса скорейшей экстрадиции Андрея Лугового из России в Великобританию, с тем чтобы ему было вынесено обвинение в убийстве и он предстал перед судом в Лондоне для привлечения к ответственности за это тяжкое преступление».

Утром того же дня посол России в Великобритании Юрий Федотов был вызван в Форин-офис, где ему было сделано представление о необходимости полного сотрудничества российских властей с британской стороной по делу об убийстве Литвиненко.

Основания
— для экстрадиции Лугового —

Европейская конвенция о выдаче (экстрадиции) принята 13 декабря 1957 года в Париже. Россия ратифицировала конвенцию и протоколы к ней федеральным законом от 25 октября 1999 года, и она вступила в силу на территории страны 9 марта 2000 года.

В ст. 1 конвенции говорится: «...Стороны обязуются выдавать друг другу при условии соблюдения положений и условий, изложенных в настоящей конвенции, всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании».

Однако в ст. 6 сказано, что «...договаривающаяся сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан».

Генеральная прокуратура РФ имеет возможность возбудить уголовное дело по факту убийства Александра Литвиненко и передать дело против Андрея Лугового в суд, основываясь в том числе и на следственных данных Скотленд-Ярда и Королевской прокуратуры Великобритании.

В пресс-службе посольства Великобритании в Москве The New Times подтвердили, что «запрос на экстрадицию Андрея Лугового в данный момент готовится и скоро будет передан российским властям. Действительно, в российской Конституции прописана невозможность выдачи российских граждан. Единственное, что мы можем сказать в данном случае: мы ждем официальной реакции российских властей на запрос. Мы настаиваем на том, что было совершено преступление чрезвычайной тяжести — один человек погиб, а жизнь семисот оказалась под угрозой. Мы ссылаемся на Европейскую конвенцию об экстрадиции и меморандум о взаимопонимании, подписанный Генпрокуратурой России и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса, хотя это здесь не самое главное. Главное — чрезвычайная тяжесть преступления, и именно поэтому мы рассчитываем на конструктивное содействие со стороны российских властей». Джули Седдон из пресс-службы Королевской прокуратуры заявила The New Times: в Лондоне хорошо осведомлены о «запрете на экстрадицию российских граждан в вашей Конституции, но до официальной реакции российской стороны мы никаких заявлений по этому поводу делать не будем».

Комментарий зарубежного юриста:
«Согласно статье 61 своей Конституции Россия, конечно, имеет право не экстрадировать Лугового, — сказал The New Times партнер-основатель канадской юридической компании Amsterdam&Peroff Роберт Амстердам. — Но в этой же Конституции, в статье 15 пункт 4, речь идет о том, что все подписанные международные договоры и соглашения имеют приоритет над российскими законами. А это означает, что конвенция об экстрадиции 1957 года, которую Россия подписала, имеет в данном конкретном случае высшую силу. Именно на нее и надо ссылаться при рассмотрении дела о выдаче Лугового, и согласно этой конвенции Россия должна его выдать».

Основания для отказа
— в экстрадиции —

В Генпрокуратуре России The New Times заявили, что Андрей Луговой экстрадирован не будет. Выдача российских граждан для суда иностранным государствам запрещена 61-й статьей Конституции России. Ссылка же в статье 15 на приоритет международных договоренностей над российскими законами в данном случае не работает — она не распространяется на Основной закон. Кроме того, хотя Россия и является участником Европейской конвенции о выдаче, этот документ не носит обязывающей силы. Кстати, напомнили в Генпрокуратуре, в марте 2005 года, несмотря на конвенцию, Латвия отказалась выдать России находившегося с кратковременным визитом в Риге Бориса Березовского.

Комментарии российских юристов:
«В статье 15 Конституции России, на которую многие ссылаются, на самом деле очень осторожно сказано о приоритете международных договоров над российскими законами. В любом случае вопрос «приоритета» определяется страной, — считает адвокат Евгений Бару. — Власти исходят из того, что статья 61 (о невозможности выдачи российских граждан. — The New Times) имеет больший правовой приоритет в данном случае».

«Никакой правовой коллизии нет, — убеждена бывший судья Конституционного суда Тамара Морщакова. — Почему вообще все хором заговорили о том, что Россия должна выдать Лугового? Ничего подобного. Россия ссылается на свою Конституцию, статью 61, и Европейскую конвенцию об экстрадиции. Согласно этой конвенции каждое государство имеет право не выдавать своих граждан. Право не быть выданным — субъективное право гражданина, и государство обязано предоставить ему гарантии по защите этого права».

Адвокат Андрея Лугового Андрей Ромашов содержания запроса об экстрадиции Лугового пока не видел: «Никакая страна своих граждан не выдает. Великобритания направила этот запрос, несмотря на отсутствие каких-либо перспектив в получении моего подзащитного. Это обязательный процессуальный элемент, стандартная процедура, которую необходимо соблюсти».

Генерал-майор юстиции в отставке, ныне адвокат Юрий Баграев сказал The New Times, что не помнит прецедентов выдачи российских граждан в страны Евросоюза. По его мнению, самый реальный вариант развития событий — передача собранных Королевской прокуратурой Великобритании материалов по делу Литвиненко российским коллегам и возбуждение уголовного дела против Лугового здесь, в России. Однако судебная перспектива дела представляется Юрию Баграеву весьма неопределенной — слишком велика его политическая составляющая...

В управлении по экстрадиции российской Генпрокуратуры The New Times сообщили, что экстрадицией российских граждан иностранным государствам оно не занимается: «Россия своих граждан не выдает, это прописано в Конституции. В случае с Андреем Луговым речь может идти только об уголовном преследовании и только после того, как российская Генпрокуратура получит все материалы уголовного дела, возбужденного против Лугового в Великобритании». Это же The New Times подтвердили и в управлении правовой помощи Генпрокуратуры.

— Расследование в России —

Российская Генпрокуратура проводит по делу Литвиненко собственное расследование. «Материалы, которые англичане намерены передать российской стороне, будут тщательно изучены в рамках уголовного дела и помогут нам разобраться в сути и обоснованности выдвинутых в отношении Лугового обвинений. Не исключено, что они будут приобщены к материалам нашего дела», — заявили The New Times в Генпрокуратуре.

Уголовное дело «по факту убийства Александра Литвиненко и покушения на предпринимателя Дмитрия Ковтуна» было возбуждено Генпрокуратурой РФ 7 декабря 2006 года. О каких-либо подвижках в нем до сих пор не слышно.

Перспективы судебного
— разбирательства в России —

Если обвинение Лугового в убийстве Литвиненко будет признано обоснованным, суд над бывшим офицером ФСБ состоится в России. С точки зрения российского законодательства теоретически это возможно на основании статьи 12 УК РФ, которая гласит: «Граждане Российской Федерации... совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства». Подтверждающее разъяснение по этому вопросу несколько лет назад дал Верховный суд РФ. Рассматривая дело гражданина Ложкина, виновного в ДТП на территории Казахстана и задержанного в России, ВС решил, что его дело рассмотрит российский суд.

Владимир Устинов
— и Юрий Чайка —
на страже Конституции

В пятницу, 25 мая, министр юстиции РФ Владимир Устинов, принимающий участие во встрече министров юстиции и внутренних дел стран «Большой восьмерки», подтвердил, что Андрей Луговой Великобритании выдан не будет. «Я знаю одно: Конституция незыблема для России, и она будет выполняться в полном объеме», — отметил он. В этот же день генпрокурор Юрий Чайка заявил, что если британская сторона предоставит доказательства вины Лугового и если российские правоохранительные органы сочтут эти доказательства достаточными, то предпринимателя будет судить российский суд.

Из 6-й статьи Европейской конвенции о выдаче (экстрадиции):
«Сторона имеет право отказать в выдаче своего гражданина, если компетентные органы такой стороны (уже) ведут в отношении его уголовное преследование в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача», или вынесли решение не возбуждать уголовное дело или прекратить его. Если запрашиваемая сторона не выдает своего гражданина, но передает дело своим компетентным органам для возбуждения уголовного преследования, то ей предоставляется вся необходимая информация, включая документы и вещественные доказательства, касающиеся данного преступления.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.