Британская прокуратура назвала подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко, опровергнув слухи о том, что следствие решено замять во избежание обострения отношений с Кремлем. Обвинения в этом особо тяжком преступлении предъявлены российскому бизнесмену и бывшему сотруднику ФСБ Андрею Луговому. The New Times постарался выяснить, почему обвинения предъявлены только Луговому и насколько возможна его выдача Россией британскому правосудию.


«Сегодня я могу сообщить, что свидетельств по делу Александра Литвиненко, переданных нам Скотленд-Ярдом, достаточно для выдвижения обвинений в отношении Андрея Лугового», — заявил представитель Королевской прокуратуры Великобритании Кен Макдональд.

Обвиняемых
— может стать больше —

Обвинения против Лугового не означают при этом конца следствия. Как стало известно The New Times от адвокатов Марины Литвиненко, вдовы покойного Александра Литвиненко, следователи продолжают работать, и нельзя исключать, что в дальнейшем обвинения могут быть предъявлены и Дмитрию Ковтуну, другу Лугового и бывшему сотруднику ФСБ, также присутствовавшему на встрече в отеле «Миллениум», на которой Литвиненко был отравлен. В феврале The New Times (см. № 1 от 12 февраля 2007 года) публиковал итоги своего расследования обстоятельств гибели бывшего агента ФСБ. Выдвигаемая версия сводилась к тому, что за убийством Литвиненко может стоять так называемая силовая группировка в Кремле, чьей главной целью было окончательное обострение отношений России с Западом.

Схема, использованная при отравлении Литвиненко, оказалась в итоге настолько запутанной, что, собрав неопровержимые доказательства виновности Лугового, британская прокуратура пока не довела до конца расследование в отношении участия в этой операции Дмитрия Ковтуна. Объясняется это тем, что помимо англичан следствие параллельно ведут и немцы. Полоний-210, которым был отравлен Александр Литвиненко, по данным источников The New Times, был доставлен Ковтуном в Лондон через Германию. Непосредственным же исполнителем преступления, как считает британское следствие, стал Андрей Луговой, подсыпавший полоний в чайник с чаем, который пил Литвиненко. Кандидатура Лугового на роль исполнителя была выбрана не случайно. Во-первых, он давно был знаком с Александром Литвиненко и даже числился среди его друзей: это обеспечивало, говоря на шпионском сленге, «подход» к осторожному и давно опасавшемуся за свою жизнь Литвиненко. Во-вторых, в 1990-х Луговой был охранником Бориса Березовского и даже его дочери, что должно было запутать следствие и бросить тень на опального олигарха.

Суши-бар Itsu, в котором был отравлен бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, закрылся на несколько месяцев. На это время его фасад оформили фрагментом заставки к бондиане. В это же время вышел первый номер The New Times, в котором была изложена первая и сейчас подтвердившаяся версия убийства Литвиненко.

— «Свечной заводик» Лугового —

Самый сложный вопрос в истории с отравлением Литвиненко — мотив. Почему давно перешедший в действующий резерв и ныне успешный бизнесмен Луговой пошел на это преступление? Ответ на этот вопрос можно найти в истории с побегом из тюрьмы близкого друга Березовского Николая Глушкова.

В 2000 году заместителю директора «Аэрофлота» Николаю Глушкову были предъявлены обвинения по статье 171 часть 2 УК— осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения — и по статье 174 — легализация незаконных доходов. В 2002 году Глушков якобы пытался совершить при помощи Лугового побег, который сотрудникам правоохранительных органов удалось пресечь. Срок Глушкову увеличили, а Луговой был изобличен и осужден судом к полутора годам заключения, которые отбыл в камере Лефортовской тюрьмы. Источники The New Times считают, что Луговой отделался столь малым сроком, да к тому же не только не потерял, но сохранил и приумножил свой бизнес исключительно благодаря тому, что проявил готовность вспомнить о первой и основной своей профессии и согласился принять участие в устранении «предателя» Александра Литвиненко. Убийство Литвиненко должно было стать предостережением всем тем, кто пошел или только намеревался пойти против «конторы».

Анализ бизнес-активов Андрея Лугового показывает, что игра эта для него стоила свеч. Он является совладельцем охранного предприятия «9 вал», расположенного на юге Москвы, а также владельцем 25% акций ООО «Эжен Бужуле Вайн», производящего в Рязанской области вино, соки и квас. По данным единого государственного реестра юридических лиц, пакет акций Лугового оценивается в 110 млн рублей. Как сообщили The New Times в компании «Бизнес-аналитика», квас, производимый «Эжен Бужуле Вайн», по доле рынка занимает в Москве и Санкт-Петербурге четвертое место. В инвестиционной компании «БрокерКредитСервис» бизнес Лугового оценили как «небольшой». «При стоимости 25% акций 110 млн рублей несложно посчитать, что весь бизнес оценивается примерно в $17 млн, что является нормальным показателем для регионального производителя, но ни в какое сравнение не идет с такими гигантами, как, например, компания «Балтика», только за 2006 год вложившая в инвестиции более $200 млн», — объяснила The New Times аналитик «БрокерКредитСервиса» Татьяна Бобровская.

— Торг возможен? —

Дополнительные материалы по теме

#1, стр. 10, «Кто и зачем убил Литвиненко

#5, стр. 4, «Программа Dateline NBC «Кто убил Александра Литвиненко?» вышла в эфир 25 февраля»

#6, стр. 23, «На визитке Энтони Брентона написано: «H.M. Ambassador» — «Посол Ее Величества».

#8, стр. 12, «Генпрокуратура наконец-то допросила Березовского по делу Литвиненко»

#16, стр. 7, «Министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет: «Это тяжкое преступление. Мы обращаемся к российским органам власти с просьбой оказать содействие в привлечении обвиняемого к уголовной ответственности в Великобритании, и мы рассчитываем на это содействие».

#16, стр. 10, «Кремль поставлен перед дилеммой: дать согласие Королевской прокуратуре Великобритании на экстрадицию А. Лугового или — не дать.»

На предъявленные обвинения Луговой отреагировал оперативно. «Я считаю это решение политическим, я не убивал Литвиненко, не имею никакого отношения к его смерти и обоснованно могу выразить недоверие к так называемой доказательной базе, собранной британским правосудием», — заявил Луговой журналистам, пообещав в ближайшие дни выступить с сенсационным разоблачением, обнародовав новые факты, которые изменят общественное мнение как в России, так и в Великобритании. На минувшей неделе этого разоблачительного выступления так и не случилось. Как сообщил The New Times адвокат обвиняемого Андрей Ромашов, Луговой готовится к масштабной пресс-конференции. Не исключено, что вместе с Луговым перед журналистами выступит и Дмитрий Ковтун. Попытки The New Times выйти на Лугового успехом не увенчались. На телефонные звонки подозреваемый в убийстве Александра Литвиненко не отвечал, хотя коллеги Лугового по ФСБ и предложили вычислить по телефонному номеру местонахождение ушедшего на дно бизнесмена. Услуга оценивалась в $7 тысяч при точности вычисления до 50 метров.

На требования Лондона выдать Лугового Великобритании российские власти, вероятнее всего, ответят отказом. Вместе с тем источник The New Times в президентской администрации не исключает, что торг вокруг выдачи Лугового между Москвой и Лондоном возможен. «Требовать в обмен на Лугового Березовского никто не будет, потому что менять охранника на его начальника не по понятиям, но обмен может быть более сложный», — сообщил источник, уточнив, что выдача возможна в обмен на голос Великобритании в Совбезе ООН при голосовании по Ирану (На этой неделе истек 60-дневный срок, данный Ирану Совбезом ООН на приостановку деятельности по обогащению урана. Поскольку Иран не последовал рекомендациям ООН, дело, судя по всему, идет к новой резолюции и новому витку напряженности.) Впрочем, даже если выдача Лугового будет выгодна с политической точки зрения, против этого могут выступить силовики. «Выдать Лугового — унизить ФСБ, — объяснил The New Times один из офицеров ФСБ. — Все-таки он выполнял задание Родины».

Владимир Путин об Александре Литвиненко, 1999 год (из книги Елены Трегубовой «Байки кремлевского диггера»)
«Ответ Путина на мой вопрос о скандальной пресс-конференции Литвиненко и других офицеров ФСБ, заявивших, что прежнее руководство ФСБ заставляло их готовить покушение на Березовского, был тоже предельно любопытен:
«Лично я для себя не исключаю, что эти люди действительно запугали Бориса Абрамовича Березовского.
На него ведь уже было покушение. И поверить в то, что готовится еще одно покушение, ему было легко и просто. Но лично я считаю, что с помощью этого скандала эти офицеры просто обеспечивали себе рынок труда на будущее. Ведь кое-кто из них даже в охране у него подвизался».
Чуть подумав, он добавил: «А эта история с пресс-конференцией, о которой Вы вспомнили, свидетельствует о внутреннем нездоровье нашей системы. Поэтому я и ликвидировал целиком это подразделение, в котором возник скандал...»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.