Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

#Суд и тюрьма

Мышь в помощь

17.12.2009 | Водянова Маргарита | №45 от 14.12.09

Чем притягательны покупки в виртуальном магазине

140-36-01.jpg

Мышь в помощь.
В то время как статистика безжалостно фиксирует падение розничных продаж в России (за 10 месяцев — на 5,7%), интернет-торговля чудесным образом продолжает наращивать обороты. Чем так притягательны покупки в виртуальном пространстве — выяснял The New Times


Пенсионерка Татьяна Усатова, жительница Твери, не может нарадоваться на стиральную машину, которую ей преподнесли к юбилею дочь с зятем. Сюрпризом этот подарок не стал: всей семьей несколько часов выбирали его, сидя у монитора. Оценивали фирму, функции, цену и даже цвет — главное, чтобы пожилую женщину все устроило. Сама юбилярша предлагала сделать покупку по старинке: сесть на трамвай, доехать до магазина бытовой техники в семи остановках, походить по торговым залам, присмотреться... Но «продвинутый» зять сказал, что стиральная машина по интернету обойдется на 10% дешевле, чем аналогичная в магазине. Покупка произвела на Татьяну Усатову такое впечатление, что она теперь освоилась в сети, разглядывая вечерами виртуальные торговые ряды. И даже отважилась сделать первый самостоятельный заказ — сумочку дочери на день рождения.

Кризис нипочем

По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), интернет-продажи в России по итогам 2009‑го вырастут минимум на 40%. То есть динамика прироста будет, по крайней мере, не меньше, чем в предыдущие благополучные годы.
На первый взгляд это кажется нелогичным: ведь именно по среднему классу, просиживающему целые дни перед экраном монитора, кризис ударил весьма болезненно. Кроме того, не секрет, что большая часть продаваемых в сети товаров — импорт, который, как известно, подрос в цене на волне «плавной девальвации» рубля, случившейся в конце прошлого — начале этого года.
Все так, подтверждает Антон Никольский, исполнительный директор НАУЭТ, однако в этой картине есть свои нюансы. Многие из представителей «офисного планктона», попав под полное или частичное сокращение и волей-неволей перестав пользоваться интернетом для выполнения рабочих функций, свою привычку сидеть у монитора теперь реализуют в новой для себя сфере — покупок в сети. Поэтому, как ни парадоксально, кризис поспособствовал притоку покупателей в интернет-магазины.
По наблюдениям Павла Лебедева, руководителя проекта «Мир интернета» фонда «Общественное мнение», «сейчас в виртуальное торговое пространство стали втягиваться менее инновационные слои населения». Во всяком случае при общем росте продаж доля жителей городов-миллионников в сетевых покупках уменьшилась на 5% за счет прибавления покупателей из других, более «глубинных» населенных пунктов.
Что же заставляет все большее число потребителей отказываться от традиционного похода в магазины в пользу Всемирной паутины? Антон Никольский убежден, что главный двигатель тут — экономия. По его словам, около 90% товаров в сети стоит дешевле, чем в обычных магазинах: интернет-торговцы не тратятся на аренду помещений и на комиссионные посредникам. Впрочем, Михаил Осин, директор департамента интернет-магазина OZON.ru, считает, что ценовой фактор не всегда является определяющим, ведь электронным площадкам приходится нести немалые расходы на поддержание информационных систем, что, в свою очередь, отражается на себестоимости товара. По словам Осина, чаще покупатель руководствуется соображениями удобства (не надо выходить из дома и куда-то ехать за покупками), а также более обширными возможностями сравнения и выбора товаров (одно дело — объезжать несколько магазинов или рынков, совсем другое — сидя дома, переключаться с сайта на сайт). Именно возможностью сравнивать цены у различных продавцов (так называемый comparison shopping) объясняет взлет интереса к интернет-торговле Владимир Долгов, генеральный директор Google в России. По его словам, с началом кризиса заметно выросло число пользователей, которые ищут скидки на интересующие их товары: если в прошлом году этим занимались в среднем четверо из десяти «юзеров», то теперь — семеро.

Виртуальные шопоголики

Социологические исследования РОМИР показывают, что подавляющее большинство пользователей интернета (95%) хотя бы раз посещало виртуальные магазины. Правда, многие делают это исключительно из любопытства: лишь каждый пятый руководствуется желанием непременно совершить онлайн-покупку. Согласно ответам респондентов, те, кто регулярно делает покупки в сети, в среднем тратят на эти цели 3–5 тыс. рублей в месяц. Однако есть люди, которые с удовольствием расстаются гораздо с большими суммами: специалисты интернет-торговли отмечают появление нового слоя покупателей — виртуальных шопоголиков. Бесконечное хождение среди стеллажей торговых центров они заменили в кризис таким же бесконечным путешествием по сайтам интернет-магазинов. Психологи утверждают, что для таких потребителей, как правило, не испытывающих проб­лем с финансами, онлайн-покупки — своеобразный способ снятия стресса.
41-летняя Оксана Л., жена подмосковного «кровельного магната», в начале 90-х, по ее словам, буквально «заболела» покупкой «шмоток» по зарубежным каталогам. Потом Оксана пристрастилась к еженедельному посещению столичных бутиков, притом что постоянно оставалась недовольна купленным: то фасоном, то покроем, то размером... Ну а в кризис, когда семье неожиданно пришлось вспомнить, как считаются деньги, она переключилась на интернет. «Я три десятка сайтов любимых магазинов «обойду», какую-нибудь вещичку себе выберу и успокаиваюсь. А из обычного бутика, бывало, идешь вся обвешанная коробками», — объясняет новоявленный виртуальный «шопоголик».
Электронные магазины одежды в кризис нарастили обороты, утверждает Василий Разумов, директор по маркетингу интернет-магазина Бутик.Ру. «За те два часа, которые человек потратит в обычном магазине, выбирая несколько вещей, он в сети может посмотреть несколько сотен». Те, кто постоянно приобретает в онлайне одежду определенных брендов, уже знают и о тонкостях покроя, и о деталях, скрытых за определенным артикулом: им не нужно щупать будущую покупку руками. Значительная часть посетителей таких интернет-магазинов — менеджеры среднего звена и частные предприниматели, благополучно вынырнувшие из кризиса.
Именно для таких покупателей сегодня появились новые электронные площадки товаров класса luxury. Пока, уточняет Антон Никольский, такие проекты существуют большей частью в формате предложения, а не спроса. По его мнению, продавать ювелирку и дорогие аксессуары через интернет —занятие бесперспективное. Но другие участники рынка верят, что и на эти товары в сети найдутся покупатели.
Сходятся же эксперты в одном: Всемирная паутина еще долго будет осваивать российские просторы. Расти явно есть куда: сегодня, по данным НАУЭТ, обороты отечественной интернет-торговли едва превышают $5 млрд, в то время как в США они приближаются к $205 млрд.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.