Последний коммунистический диктатор мира, лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, возможно, находится при смерти. Об этой сенсационной новости сообщила южнокорейская газета «Чосон Ильбо» (Chosun Ilbo). У наследника идей чучхе прогрессирует диабет и болезнь сердца. Кто может принять из его рук власть? Что будет с режимом, который грозит миру ядерным оружием и чьи ракеты уже падали в российских территориальных водах? The New Times выяснил: наследник партийной монархии КНДР уже был в Москве, хотя и под чужим именем — Пэк Се Бон.


— Ким Чен Ира потеряли —

Нынешний лидер Корейской Народно-Демократической Республики, генеральный секретарь




Антиамериканские билборды на улицах северокорейской столицы

Трудовой партии Кореи и председатель Комитета обороны КНДР согласно официальной версии родился 16 февраля 1942 года в бревенчатой хижине на самой высокой горе Северной Кореи — Пэктусан, где базировался партизанский отряд его отца, Ким Ир Сена, «великого вождя и учителя» корейского народа. Ким Чен Ир был официально назван преемником отца в 1980 году, а в 1994-м, после смерти Ким Ир Сена, стал новым «вождем и учителем». Последний раз Ким появлялся на публике 5 мая, когда посетил одну из военных баз. Жив? Здоров? При смерти? Этого в точности не знает никто: Северная Корея — это большой черный ящик, из которого вовне попадают лишь крохи информации.

«Точно такие же спекуляции были в свое время и вокруг состояния здоровья Ким Ир Сена, — сказал в интервью The New Times, специалист по КНДР Валентин Моисеев1, не раз лично общавшийся с Ким Чен Иром. — Северная Корея — страна предельно закрытая; к примеру, хорошо известно, что во время поездок ее лидера охрана уничтожает все его физиологические выделения, поэтому получить объективную информацию о его состоянии просто невозможно». Периодические вбросы подобной информации, считает Моисеев, инициируются Южной Кореей — это попытка прощупать ситуацию в КНДР, «прокачать» ее и, если удастся, раскачать. Московский корреспондент «Чосон Ильбо» Квон Кьюн Бок, чье издание и сообщило о том, что Ким Чен Ир тяжело болен и, возможно, находится при смерти, уверен: информация «правдива на 90%». Она, рассказал The New Times Квон, была перепроверена южнокорейскими спецслужбами и вполне надежна.

В чьих руках окажется
— «немирный атом»? —

Ни в российском МИДе, ни в посольствах КНДР и Южной Кореи в России The New Times никак официально не прокомментировали публикации о критическом состоянии здоровья северокорейского лидера и возможной смене руководства в этой стране. Правда, южнокорейские дипломаты посоветовали прочесть появившееся в СМИ интервью профессора сеульского Института дипломатии и безопасности Чон Вонг Кына. Южнокорейский эксперт подтвердил, что Ким Чен Ир «богатырским здоровьем похвастаться не может» — ходили даже слухи, что он не воздержан к спиртному. Правда, тут данные расходятся: одни утверждают, что северокорейский диктатор любит хорошие вина — и потому в перечень международных санкций против Северной Кореи были включены и предметы роскоши, в том числе элитные алкогольные напитки. Однако Валентин Моисеев, отдыхавший вместе с Ким Чен Иром, заявляет, что диктатор пьет только французский коньяк и недостатка в нем не испытывает.

Профессор Чон Вонг Кын уверен, что «к власти после Ким Чен Ира придут лица из военной среды», и добавляет: «Это будет коллективное правление».

Между тем притчей во языцех является ядерная программа КНДР. Американские военные специалисты, например, считают, что Северная Корея может стать к 2010 году «ядерной державой среднего уровня», если провалятся предпринимаемые сейчас международные усилия по свертыванию этой программы.

По оценке специалистов, КНДР может располагать примерно 50 кг оружейного плутония. Этого достаточно для изготовления семи ядерных устройств. Одновременно Северная Корея работает над совершенствованием своих баллистических ракет. 5 июля прошлого года она произвела семь ракетных пусков (одна из ракет упала в территориальных водах России). После этих испытаний Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой призвал КНДР вернуться к мораторию на пуски баллистических ракет и переговорам о ядерном потенциале Пхеньяна. Именно в связи с наличием у северокорейцев «ядерной дубинки» приход к власти тамошних военных не может не пугать мировое сообщество.

Вождь умер —
— да здравствует вождь! —

Валентин Моисеев сомневается в том, что в Северной Корее возможно «коллективное руководство» в лице военных. «Придут «ястребы»? А сам Ким — кто? Он еще с 1991 года главнокомандующий вооруженными силами КНДР», — говорит бывший начальник экономического отдела российского торгпредства в Пхеньяне. Южнокорейские политологи, по мнению Моисеева, пытаются привнести в не очень понятную им реальность привычные западные подходы — так же, как кремленологи в свое время вычисляли по фасону шляп членов советского Политбюро, кто из них «либерал», а кто «консерватор».

С Моисеевым солидарен Квон Кьюн Бок, считающий, что переход власти в КНДР в руки генералитета «на самом деле невозможен».

Механизм передачи власти в рамках правящей династии разработан в Северной Корее весьма тщательно (пример тому — биография самого Ким Чен Ира, занявшего ряд партийно-политических постов еще при жизни отца), и сбоев быть не должно. Квон Кьюн Бок (он является автором справочника «Кто есть кто в КНДР») уверен, что преемник уже назначен. Раньше все говорили о старшем сыне северокорейского лидера, Ким Чен Наме, как о будущем «вожде и учителе», однако некоторое время назад южнокорейские спецслужбы выяснили, что младший сын Ким Чен Ира, Ким Чон Чоль, живет совсем под другим именем — Пэк Се Бон — и ему выданы документы на это имя. Именно как Пэк будущий лидер некоторое время назад посетил Москву, где, как можно предположить, «наводил мосты» с российским руководством.

Вывод очевиден: настоящего наследника всячески пытаются обезопасить, а публичное обсуждение фигуры старшего сына Ким Чен Ира — отвлекающий маневр.

Пхеньян — Пекин:
— братья навек? —

Через несколько дней после появления публикаций о нездоровье Кима Россия заявила о присоединении к режиму международных санкций против Северной Кореи. Еще в 1995 году из заключенного между СССР и КНДР (в 1961-м) договора о взаимной помощи по инициативе российской стороны был исключен пункт о военной помощи в случае агрессии. В полном объеме такой договор остался у Северной Кореи только с Китаем2. Лишь эта страна продолжает сохранять влияние на политику Пхеньяна.

Интересы Поднебесной, считают эксперты, заключаются в том, чтобы, с одной стороны, сохранить КНДР как своего союзника и «младшего брата» — иметь под боком объединенную проамериканскую Корею Пекину вовсе не улыбается. С другой стороны, стремительно развивающемуся Китаю не нужен и ядерный конфликт у своих границ. Наконец, учитывая, что население Северной Кореи голодает, соседи — и Китай, и Южная Корея — опасаются, что в случае краха диктатуры массы измученных режимом людей бросятся искать пищу и кров в соседних странах. Впрочем, специалисты говорят, что северокорейская «коммунистическая монархия» в ее нынешнем виде может сохраниться еще какое-то время. Даже без Ким Чен Ира.

За время существования в Северной Корее коммунистического режима было уничтожено более 2 млн человек. Уголовным преступлением является наличие радиоприемника со свободной настройкой — за это полагается пять лет лагерей. Даже издания братьев по бывшему соцлагерю (например, «Правду» или «Жэньминь жибао») можно найти только в спецхране. Какиелибо частные туристические поездки за рубеж запрещены. 

В стране насчитывается 150 —200 тысяч политзаключенных, при этом по политическим статьям, как правило, выносятся смертные приговоры. Из страны за все время существования КНДР бежали за границу около 1,5 млн ее граждан.

С конца 50-х годов в КНДР действует запрет на торговлю зерновыми на частных рынках, а с конца 60-х — тотальная карточная система: 350 г риса в день на иждивенца, 700 г на работающего. Четыре раза в год выдается 500 г мяса, каждый месяц — два яйца. После наводнения 1996 года в стране наступил массовый голод. Число жертв голода — примерно 2,5 млн человек. В самой КНДР с начала 60-х не публикуется никакой статистики. 


На страже идей чучхе

Бойцы армии КНДР в подшефном колхозе

Первомайский концерт на стадионе в Пхеньяне

Торжественное заседание по случаю 65-летия Ким Чен Ира

В КНДР поклоняются покойному «вождю и учителю» как божеству

Маршал Ким Чен Ир не любит носить военную форму

У лидера Северной Кореи слава плейбоя

Работа над собой: северокорейский курсант за политучебой

____________________________
1 Бывший замдиректора Первого азиатского департамента МИД РФ, чрезвычайный и полномочный посол II ранга. В 1998 году был обвинен в шпионаже в пользу Южной Кореи и осужден к 4,5 годам лишения свободы, из которых 3,5 отсидел в изоляторе ФСБ Лефортово. В настоящее время добивается реабилитации в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.
2 В Китае проживают 4 млн этнических корейцев, из них более 200 тысяч — нелегальные мигранты.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.