Всемирный конгресс журналистов, прошедший в Москве на прошлой неделе, был проигнорирован официальными лицами. The New Times публикует выдержки из доклада Игоря Яковенко, генерального секретаря Союза журналистов России.
— Разрешенные убийства —
Мы пытаемся понять, почему журналистов так много и безнаказанно убивают, почему повсеместно падает доверие к журналистике, почему отношение общества к журналистам хуже, чем к врачам, учителям, строителям? Можно ли это исправить или это родовая травма профессии? Почему у большинства журналистов нет ощущения свободы своего творчества?
Агрессия политического поля, поля власти приводит к вытеснению журналистики из СМИ. На место вытесняемой журналистики приходит пропаганда. Ежегодный мониторинг освещения политических событий в СМИ, который совместно с партнерами проводит Центр экстремальной журналистики Союза журналистов России, показал, что если в 2000 году доля пропаганды в пользу президента и партии власти составила около 30% в общем объеме информации, в 2004 году выросла до 47%, то в мае 2006 года она достигла рекордной отметки — 92%.
Растет вал убийств журналистов. Причем убийства журналистов резко выделяются своей безнаказанностью на фоне общей статистики подобных преступлений. В России, например, понесли наказание около 5% всех убийц журналистов, что намного меньше уровня раскрытых дел по аналогичным преступлениям. Такое отношение к убийствам журналистов дает основание для предположения, что власть в лице правоохранительных органов либо без должного сочувствия относится к убитым журналистам, либо даже сочувствует убийцам, либо в отдельных случаях силовые структуры, расследуя убийства журналистов, вынуждены искать сами себя.
Убийства журналистов — это вид селекции. Убивают, как правило, лучших, наиболее профессиональных, ярких и честных. Среди 214 убитых с 1993 года российских журналистов очень высок процент награжденных различными журналистскими премиями.
— Верить — не верить? —
Спроси любого из нас: когда было больше доверия к журналистам — в сегодняшней России, где, несмотря на статус несвободной прессы, присвоенный Freedom House, свобода СМИ на несколько порядков выше, чем в СССР, или в тоталитарном Советском Союзе? Ответ будет единодушным: в СССР доверяли журналистам больше, чем сегодня в России. Но это было совсем другое «доверие» — за советским журналистом стоял весь партийно-государственный аппарат, включая аппарат насилия, пропаганды и социализации. Именно этот аппарат и был источником легитимизации советского журналиста: «если поставили на этот ответственный участок, значит, достоин доверия, у нас кого попало не поставят».
Госденьги — признак
— несвободы —
Если рекламные деньги — это частично фундамент, частично оборотная сторона свободы СМИ, то государственные деньги — это фундамент несвободы. Исключение составляют бюджетные деньги, расходуемые на общественное вещание. Отчет под названием «Анатомия свободы слова», проведенный исследовательским институтом «Общественная экспертиза» еще в ту пору, когда российские СМИ были более или менее свободны (2000 год), показал связь между структурой региональных медийных бюджетов и уровнем свободы слова. Чем больше доля государственных дотаций, тем меньше уровень свободы СМИ. В сегодняшней России абсолютное большинство электронных СМИ живет на деньги государства или аффилированных с ним структур. Результат налицо.