Ключевой момент пресс-конференции кандидата в президенты России Ксении Собчак (ах, красиво ведь звучит, как не посмаковать, — «кандидат в президенты России Ксения Собчак»!) — это вовсе не слова про Крым, про политзаключенных и даже не извинения в адрес экономиста Андрея Мовчана, который больше не Овчан и не Морчан. Главное — это ответ на вопрос о предполагаемых связях с Кремлем. И форма ответа — вопросом на вопрос, и даже содержание — не новость. Это ведь почти цитата из культового некогда фильма «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером. Там вор в законе Виктор Роста спросил храброго милиционера Ивана Данко: «Какие ваши доказательства?» Здесь Собчак поинтересовалась у журналистов: «У вас есть доказательства? Нет? Тогда, до свиданья!»
Кстати, киноманы ведь помнят про доказательства. Данко ответил — «Кокаинум!»
Позиция Собчак — сильная позиция. Власть в России — черный ящик, отчитываться перед гражданами о своих решениях власть необходимости не ощущает, а значит, нет и не может быть никаких бесспорных доказательств связи кандидата Собчак с администрацией президента. Похоже, конечно, что есть такая связь, ну и что? Останкинская башня тоже на шприц похожа, однако ведь не сажают из-за этого работников отечественного ТВ за торговлю наркотиками.
Из ловкого ответа кандидата Собчак вытекает один понятный вывод: можно, конечно, гадать, во что играет власть, множить более или менее обоснованные версии. А можно власть вынести за скобки и попытаться вывести формулу личного отношения к предстоящим выборам президента. Тут — в помощь избирателю — можно даже что-то вроде теста набросать, вроде тех, которые печатают в журнале «Космополитен», чтобы прекрасные дамы могли разобраться, насколько подходит для них новый крем и новый любовник.
Попробуем?
Пункт 1. Согласны ли вы с утверждением, что главный вопрос предстоящих выборов в том, будет ли допущен до участия в них хотя бы один независимый кандидат?
Если ваш ответ «нет», вам вообще не о чем беспокоиться. Вам предстоит наслаждаться бескомпромиссной, честной и непредсказуемой борьбой Путина, Зюганова, Жириновского, Явлинского, Собчак, и, возможно, масона Богданова. Да, кстати, не будем сбрасывать со счетов Сергея Миронова. Он пока длит интригу и о своем участии однозначно не заявил. Но если заявит, то, конечно, расклады поменяет резко. Вам везет — вы полноправный гражданин демократической страны, ваш голос может оказаться решающим, вы нужны Путину, Зюганову, Собчак и особенно Сергею Миронову, конечно.
А вот если ваш ответ «да», тогда пройдемте. Пройдемте к пункту 2.
Пункт 2. Считаете ли вы, что решение Ксении Собчак баллотироваться как-то влияет на вопрос, сформулированный в пункте 1?
Если ваш ответ — «да, влияет», вам все равно не о чем беспокоиться. Не важно, считаете ли вы кандидата Собчак самостоятельным игроком или видите в ней агента Кремля, да хоть ставленника рептилоидов с планеты Нибиру. Важно другое — раз вы признаете, что ее благородный порыв способен придать выборам новый смысл, значит, цель повышения легитимности выборов достигнута. Вы признаете эти выборы выборами, а не каким-то другим действом, и остается только определиться, кто из участников вам более симпатичен. Путин, Собчак, Морчан, Овчан или все-таки Сергей Миронов.
А вот если ваш ответ — «нет, не влияет», придется прогуляться до пункта «3».
Пункт 3. Понимаете ли вы, что однозначный ответ на вопрос, сформулированный в пункте 1 власть уже дала, и это отрицательный ответ?
Выбираете вариант «нет»? Вас можно поздравить: вы романтик, в чем-то даже идеалист (и не обижайтесь, если увидели здесь отсылку к «Невидимой газете» Сергея Довлатова, на самом деле ее нет). Вы верите в лучшее до последнего, что же в этом плохого. Остается просто немного подождать, чтобы проверить собственные оптимистические гипотезы. А если ждать скучно, есть варианты участия — можно отдать подпись за одного из независимых кандидатов, а можно даже в штабе у кого-нибудь из независимых кандидатов поработать. Фамилии ни к чему — у нас ведь тут огромное, почти бесконечное количество независимых кандидатов.
Да, кстати, не будем сбрасывать со счетов Сергея Миронова. Он пока длит интригу и о своем участии однозначно не заявил. Но если заявит, то, конечно, расклады поменяет резко
Выбираете вариант «да»? Что ж, похоже, вы неплохо разбираетесь в российских политических реалиях. Вы отлично понимаете, что слово «выборы» для обозначения ритуала по приведению подданных к присяге на верность государю используется просто по инерции. И в отличие от многих прочих, спорящих нынче и ссорящихся, обвиняющих в чем-то друг друга, Ксению Собчак, Владимира Путина, Морчана, Овчана, масона Богданова и даже Сергея Миронова, у вас есть прекрасный повод воскресный день 18 марта 2018 года провести с пользой. Остаться, например, дома.