Три сценария для Собчак

23.10.2017 | Елена Теслова, Давид Яковлев

Какой будет президентская кампания телеведущей, во сколько она обойдется и каким может быть результат

6574659-0.jpg

Фото: youtube.com

Вступив в президентскую гонку, Ксения Собчак будет выбирать из трех основных предвыборных стратегий — достижение как можно более высокого результата (процента голосов), борьба против других кандидатов («спойлерство») и выборы как телешоу (без нацеленности на конкретный результат), следует из комментариев опрошенных NT политиков, политологов и социологов. В зависимости от избранного командой Собчак сценария эксперты оценивают шансы на то, превзойдет ли Собчак результат, полученный в 2012-м Михаилом Прохоровым, и общую стоимость ее избирательной кампании.

Выборы по-взрослому

Если Собчак в ходе своей избирательной кампании будет соблюдать заявленную ею позицию «Против всех», то это не принесет ей никакого результата, считает оппозиционный политик Дмитрий Гудков, бывший коллега Собчак по Координационному совету оппозиции во времена протестов на Болотной. По его мнению, при таком сценарии президентские выборы станут последним приходом светской львицы в политику, а ее результат при выборе такой стратегии ведения кампании не превысит статистической погрешности.

Но Гудков в такую стратегию не верит: по его мнению, Собчак имеет «серьезные амбиции», и он будет с интересом следить за ее избирательной кампанией. Как отметил политик, она активно участвовала в протестах 2011–2012 годов и до сих пор продолжает работать на «Дожде», хотя и могла бы уйти заниматься развлекательными шоу на федеральных каналах.

Для того чтобы набрать голоса, Собчак должна вести «серьезную избирательную кампанию с элементами хайпа», считает Гудков. При этом, по его мнению, для результата важна не только стилистика, но и содержание кампании. «Есть вопросы, которые все расставляют по своим местам: «Вор ли Путин?», «Чей Крым?» и так далее. Я думаю, что Собчак это понимает», — говорит он.

«Характер и амбиции Ксении предполагают первый вариант — активная избирательная кампания с расчетом на получение максимального процента», — согласен руководитель «Политической экспертной группы», близкий к власти политолог Константин Калачев. Но элементов шоу, нацеленных на развлечение публики и максимальный хайп на ТВ и в интернете, а не на собственно предвыборные цели, при этом не избежать, полагает эксперт.

Судя по тому, что она взяла к себе политтехнолога Виталия Шклярова из штаба Димы Гудкова и Берни Сандерса, похоже, что кампания будет достаточно эффективной, говорит политолог Дмитрий Орешкин. «Из этой кампании она для себя выдавит максимум. Если уж ей разрешили в Кремле, было бы глупо выступить слабо, — полагает эксперт. — Наоборот, она хочет показать, что она серьезный игрок, с тем, чтобы с ней потом вынуждены были считаться. Или ее пугаться, или от нее откупаться, или ее инкорпорировать, но в любом случае это обойдется очень дорого, потому что она сделает максимум, чтобы поднять свой персональный имидж, а как раз это она очень хорошо умеет делать. Она всегда старается извлечь максимум из любой ситуации, и в смысле политического пиара, и в смысле денег тоже».

Для результата важна не только стилистика, но и содержание кампании. «Есть вопросы, которые все расставляют по своим местам: «Вор ли Путин?», «Чей Крым?»

Спойлерство и шоу

Кремль заинтересован в том, чтобы Собчак превратила свою избирательную кампанию в шоу, констатирует политолог Валерий Соловей. По его мнению, телеведущая оживит у граждан интерес к выборам. «Собчак — шоугерл, ей успешно удается создавать вокруг себя шоу и скандалы. И Кремль в этом тоже заинтересован. С другой стороны, если Собчак перейдет черту, то ей могут дать понять сверху, что нужно снизить темпы, чтобы выборы не приобрели фарсовый оттенок», — рассуждает политолог.

«Собчак не будет жестко выступать против Путина, это по правилам игры. Всех остальных она будет мочить вполне жестко, — отмечает Орешкин. — Она уже показала свою технологическую разработку — они все из прошлого века, они все из 1990-х годов, а стране нужен молодой, незашоренный, успешный, а все эти: Явлинский, Жириновский, Зюганов, это все — деды. Путин в число дедов по понятным причинам не входит, он выше этого».

В соответствии с озвученным Собчак призывом к избирателям голосовать за свою кандидатуру вместо исчезнувшей из бюллетеней графы «Против всех», ее предвыборная кампания будет направлена как на критику оппонентов, так и иметь развлекательный характер, предположил директор «Левада-центра» Лев Гудков. «Спойлерская кампания и шоу — это те сценарии, которые не противоречат друг другу, а наоборот, друг друга дополняют», — сказал он, отметив, «что это будет наиболее характерная для Собчак линия поведения».

«Такая линия поведения будет нацелена и на выполнение тех функций, которые ей обозначил Кремль: оттенить собой курс (президента Владимира) Путина. На фоне Собчак Путин действительно будет выглядеть как отец нации. На данный момент у Собчак нет определенной программы, она никак не обозначила свою политическую позицию. Позиция «Против всех» является чистой демагогией, даже не популизмом», — уверен социолог.

Первые прогнозы: от 0,5% до 10%

В случае заявленного изначально сценария «Голосуй против всех», по оценкам директора «Левада-центра», Собчак может набрать от 0,5% до 3% голосов избирателей. «За нее может проголосовать низкостатусная, не очень образованная молодежь, условная аудитория «Дома-2», — предположил социолог. К ним также могут присоединиться и те, кто действительно хотел бы проголосовать против всех, — это традиционно около 1,5% голосов, добавил социолог.

«Если она будет грамотно вести свою кампанию, наращивать хайп вокруг себя, то она сможет добиться результата Прохорова — 7,9% — или даже превзойти его», — предположил Соловей.

Еще оптимистичнее прогноз у Орешкина: «Пока не стартовала кампания, стартовая ее позиция — 10% ± 2%. У нее очень высок рейтинг узнаваемости, люди смотрят телевизор, так или иначе, Собчак они несколько раз видели, то есть первое политтехнологическое требование — «семь касаний» — уже есть. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ (хоть это и не самый объективный источник), рейтинг симпатии у нее 20%, а это уже очень много. Если она правильно раскрутит кампанию, то еще больше получит. Я так полагаю, что она в четверку точно входит».

«Если она будет грамотно вести свою кампанию, наращивать хайп вокруг себя, то она сможет добиться результата Прохорова — 7,9% — или даже превзойти его»

Если хотя бы половина их тех 20%, что оценивают ее положительно, придут за нее голосовать — это будет гигантский результат, говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. «Понятно, что за нее вряд ли будут голосовать пенсионеры. Она должна работать с теми, кто не голосует или голосует нерегулярно, с молодежью. Или интересуется политикой, но не верит системным политикам, — советует социолог. — Ксения вызывает сильные эмоции, это позволяет ей рассчитывать на то, что она сможет перевербовать тех, кто от нее сегодня не в восторге. Также ей надо доказать, что она политик, а не шоумен».

Цена кампании

Кампания в стиле шоу не потребует больших финансовых затрат, считает Соловей. В таком случае Собчак будет вести свою кампанию преимущественно в социальных сетях, на что тратиться особо не нужно, а в кампании на телевидении, которая традиционно является самой дорогостоящей, она не нуждается, констатирует собеседник NT.

Выбор активной кампании подразумевает стратегию жесткого контрпозиционирования по отношению ко всем политикам и партиям, говорит Калачев. В стоимостном выражении это означает, что тотальная кампания обойдется в $10–20 млн, оценивает эксперт.

Затраты на проведение полноценной избирательной кампании для Собчак Гудков оценивает в 1 млрд руб. и выше: эти деньги, по его мнению, должны пойти на мобилизацию волонтеров, открытие региональных штабов, ролики в социальных сетях и репрезентацию на телевидении.

Еще более высокую планку ставит Орешкин: «Хорошая кампания стоит порядка $5 за голос. Условно в стране 110 млн избирателей. Явка будет примерно 65%, то есть около 70 млн человек. Из них Собчак, чтобы хорошо выступить, набрать 10% голосов, надо 7 млн избирателей. Значит, $35 млн (то есть более 2 млрд руб.), по минимальным оценкам, ей надо добыть».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.