#Наука

Биохимия депрессии

17.10.2017 | Юрий Панчул, Силиконовая Долина, Калифорния

Уверенность, что ничего нельзя изменить — сильнейший провокатор страха и депрессии

032-50.jpg

Что такое страх? Вопрос отнюдь не тривиальный с точки зрения ученых, изучающих работу нашего мозга. Существует как минимум два типа страха. Один — рациональный, который возникает, когда человек видит вполне реальный источник опасности, например змею. Другой (в английском он называется anxiety) — это страх иррациональный, эмоция, состояние тревожного беспокойства, когда человек не может понять ни источник, ни степень угрозы. Рациональный страх необходим человеку для защиты от опасностей: он побуждает к действию. Страх иррациональный, напротив, парализует, снижает способность человека мыслить, принимать решения и защищаться. Биохимические механизмы мозга, ответственные за эти два явления, весьма различны.

Мозг-защитник

Когда человек видит змею, то отдел мозга, в который собирается информация от органов чувств*, направляет полученный образ опасности одновременно в два разных центра — в центр эмоциональной памяти и в центр сознательной памяти (гиппокамп).

* Этот отдел мозга называется «таламус».
** Он расположен в ядре мозга, в височных долях.

Центр эмоциональной памяти** хранит в своем «архиве» целую коллекцию опасностей (память о нападениях, несчастных случаях), как, впрочем, и эмоции, связанные с большими победами. При этом есть опасности, такие как змея, которые мозг «вспоминает», даже если человек никогда раньше не видел змей. Это один из немногих врожденных страхов, так же как врожденными являются, например, страх падения или боязнь громких звуков. Большинство других страхов закладывается в этот «архив» в результате приобретаемого человеком жизненного опыта.

Распознав опасность, центр эмоциональной памяти тут же активирует «дирижера» гормональной системы, а тот, в свою очередь, отдает команду железам внутренней секреции выделить гормоны, которые приказывают телу повысить пульс и давление крови, расширить зрачки, чтобы лучше видеть, повысить уровень глюкозы в крови, то есть дать заряд энергии, напрячь мышцы. Другими словами, мозг создает условия, необходимые, чтобы человек мог защищаться или бежать.

Одновременно образ опасности — змеи — обрабатывает и отдел мозга, ответственный за сознательную память. Этот центр решает, ядовитая змея или это всего лишь уж, игнорировать опасность или спасаться.

Два центра порой конфликтуют друг с другом: эмоции быстрее сознания. И оттого реакция бывает смешанной — сначала человек взвизгнет от ужаса, а потом вздохнет с облегчением: это был только уж.

Мозг-разрушитель

В отличие от рационального, иррациональный страх — тревожное беспокойство — часто не помогает, а наоборот, мешает человеку защитить себя от опасности и может даже привести к самоубийству. Человек, парализованный таким видом страха, не может сконцентрироваться, принимать решения, ведет себя неадекватно по отношению к окружающим, у него наблюдаются головные боли и слабость, нарушение сна и аппетита. Нейрофизиолог Даниэль Амен, исследовавший пациентов, страдающих навязчивыми страхами, утверждает, что в 80% случаев подобные страхи связаны с депрессией.

Обывательская точка зрения: депрессия — это не более чем неумение человека держать себя в руках. Между тем исследования, проведенные учеными Гарвардской медицинской школы, равно как и Университета Джона Хопкинса в Вашингтоне, показали, что депрессия вполне материальна в не меньшей степени, чем язва желудка, и связана с изменением целого ряда биохимических процессов в головном мозге.

Биохимия депрессии

Биохимию депрессии схематично можно представить так. Вообразите, что мозг — это здание, в котором много комнат (нейронов), соединенных друг с другом дверьми (синапсами), через которые проходят почтальоны с разного рода информацией (нервные импульсы). Для того чтобы открыть двери этих комнат, нужны ключи — нейротрансмиттеры, то есть вещество, ответственное за передачу сигнала от одной нервной клетки к другой. Когда ключей-нейротрансмиттеров слишком мало или слишком много, почтальоны — нервные импульсы не могут ходить по нормальным маршрутам и у мозга начинаются проблемы.

Так вот, депрессию вызывает слишком низкое содержание нейротрансмиттера серотонина. По той же причине у людей возникают разные фобии, навязчивые страхи, причудливые расстройства, когда человек, например, начинает десять раз проверять, закрыл ли он дверь в свою квартиру, хотя точно знает, что закрыл.

Дабы компенсировать недостаток серотонина, психотерапевты назначают пациентам лекарства, восполняющие этот недостаток, такие как «Прозак», «Селекса», «Золаф» и так далее. Если использовать ту же аналогию с ключами, эти медикаменты не дают положить ключ под коврик, гарантируя, что он всегда будет оставаться в замочной скважине.

Недостаток другого нейротрансмиттера — допамина — связан с иной группой расстройств, когда люди боятся того, что не существует и не может существовать. Такие люди, например, думают, что весь мир задался целью причинить им вред (паранойя), или начинают видеть галлюцинации и бояться монстров.

Надо признать, что нехватка серотонина объясняет далеко не все, и многое в механизме депрессий ученые до сих пор не понимают. Во-первых, ключей-нейротрансмиттеров десятки, и в разных и многочисленных отделах головного мозга они работают по-разному. Масштабное исследование различных типов страхов и депрессий было проведено в клинике Даниэля Амена в Ньюпорте (Калифорния) с помощью специальной компьютерной томографии — фотографирования активности.

Выяснилось, например, что состояние «чистой» тревожности связано с чрезмерной активностью в подкорковых узлах мозга, где задается общий тонус мозговой активности. Когда этот отдел слишком активен, люди испытывают тревожность, когда слишком пассивен — вялость и низкую мотивацию. Доктор Амен утверждает, что этот отдел чрезмерно активен у некоторых очень работоспособных людей. Если они прекращают работать, то начинают испытывать страхи.

Причин, запускающих механизм страхов, фобий и депрессий, много. Свою роль играет и генетика: исследования показывают, что если один из родителей страдает той или иной фобией, то с вероятностью 50% и дети будут предрасположены к нарушениям, связанным со страхами и депрессиями, если что-то не в порядке и у мамы, и у папы, то вероятность 75–85%. Но немалую роль играют и социальные факторы.

«Выученная беспомощность»

Еще в середине шестидесятых годов ученый Мартин Селигман из Пенсильванского университета обнаружил так называемый эффект «выученной беспомощности», который становится источником депрессий и страхов.

В одном из экспериментов две группы собак подвергались электрошоку. Рядом с каждой собакой из первой группы находился рычаг, которым можно было выключить электричество, чему собаки довольно быстро обучались и не испытывали никаких проблем. Рядом с собаками из второй группы тоже находился рычаг, но он не работал — что бы собака ни делала, она все равно получала электрошок. В результате такого «воспитания» две трети собак из второй группы не только получали депрессию, но и теряли волю: они не пытались избежать электрошока, даже когда им давали возможность убежать, перепрыгнув через невысокий барьер.

Не напоминает ли это реалии советского времени, когда культивировалось представление о невозможности изменить существующий порядок вещей, когда людей приучали к мысли, что всякое сопротивление бесполезно, даже если для решения проблемы не требуется героизма, а необходимо простое бытовое действие? И не в том ли одна из причин низкой социальной активности людей и в постсоветский период? Власть все равно сделает так, как хочет, потому, говорит такой выученный беспомощности человек, нет никакого смысла пытаться выбраться из вольера. Даже если двери вольера давно открыты.

Впервые опубликовано в NT № 32 от 17 сентября 2007 года.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.