#Кадры

Губернаторы-гастарбайтеры

15.10.2017 | Денис Варданян

Новая политика Кремля: отказ от местных кадров в руководстве регионов 

186576-0.jpg

Встреча президента РФ Владимира Путина с вновь избранными главами регионов. Фото: скриншот с видео kremlin.ru

Кремль окончательно взял курс на делегирование «варягов» на посты глав регионов, показала осенняя волна отставок и назначений. Если власть продолжит в том же духе, то «местных» во главе территорий скоро не останется. В связи с такой практикой наблюдателям крайне сложно стало прогнозировать — кого и куда назначат.

А вот и не угадали

Российские СМИ поставили этой осенью своеобразный антирекорд. Они подробно освещали цикл отставок губернаторов, который затронул глав 11 регионов и продлился почти три недели: начался 25 сентября c увольнения одного из тяжеловесов, самарского руководителя Николая Меркушкина, а закончился 12 октября переводом губернатора Псковской области Андрея Турчака в генсеки «Единой России». Обычно в случае таких масштабных перестановок газеты и интернет-СМИ любят демонстрировать информированность и заранее сообщают, какие регионы затронут перестановки и кто придет на смену увольняемым чиновникам. Но на этот раз ни одно издание не справилось со второй задачей.

Точно назвать хотя бы одного нового губернатора заранее не удалось никому. Напротив, все фамилии, которые СМИ озвучивали, каждый раз оказывались ошибочными. «В итоге в последнюю неделю мы вообще решили отойти от попыток предсказать фамилии новых губернаторов, это оказалось почти невозможным», — рассказал NT на условиях анонимности журналист одной из ведущих газет.

ЕСЛИ ВЛАСТЬ ПРОДОЛЖИТ В ТОМ ЖЕ ДУХЕ, ТО «МЕСТНЫХ» ВО ГЛАВЕ ТЕРРИТОРИЙ СКОРО НЕ ОСТАНЕТСЯ 

Так, «Газета.ру» прочила на пост губернатора Нижегородской области первого замглавы аппарата правительства Максима Акимова, хотя в итоге должность досталась первому замминистра промышленности Глебу Никитину. Издание РБК уверенно ставило в главы Красноярского края руководителя ФАНО Михаила Котюкова, а в главы Дагестана замглавы Росгвардии Сергея Меликова. В итоге же посты достались, соответственно, Александру Уссу и Владимиру Васильеву.

Неместное время

Почему не сбываются предсказания — стало ясно достаточно быстро. В регионы делегируют людей, которые не имеют к этим территориям никакого отношения. Из 11 новых губернаторов к своим «вотчинам» ранее имели отношение лишь трое — самарский Дмитрий Азаров (был мэром Самары и сенатором от региона), приморский Андрей Тарасенко (родился во Владивостоке) и красноярский Александр Усс (был спикером регионального заксобрания). Причем последний, как сообщал ранее NT, стал главой региона скорее случайно: в результате конфликтов и проблем на разных уровнях Кремлю пришлось забраковать заранее отобранных людей.

Оставшиеся же восемь губернаторов совершено чужие для вверенных территорий. Например, новый глава Новосибирской области Андрей Травников всю жизнь прожил в далекой Вологодской области, где успел побыть и мэром Череповца, и главой Вологды, и вице-губернатором региона. А новый губернатор Орловской области, коммунист Андрей Клычков, до сих пор считался одним из сильнейших московских политиков: в 2014 году на выборах Мосгордумы он сумел обойти могущественного префекта Юго-Восточного округа столицы Владимира Зотова на подвластной тому территории.

Подобные переходы из региона в регион Кремль уже практиковал, но традиции национальных республик до сих пор не ломались. В Дагестане на посту руководителя всегда чередовались представители крупнейших местных народов — аварцы и даргинцы. Меликов, которого инсайдеры прочили в новые главы региона — также из местных, лезгин. А назначенный в итоге Васильев по отцу казах, а по матери — русский. Это безусловно, является революцией в регионе.

Принадлежность к местной элите сейчас совершенно не важна, подтверждает собеседник NT, знакомый с ходом отбора глав регионов. По его словам, последовательность подбора сейчас обратна очевидной логике — администрация президента формирует кадровый резерв, и уже затем отобранным по разным принципам людям подбирают «вотчину», причем их происхождение почти не берется в расчет. Есть регионы, в которых существует запрос на «своего», но многим территориям это неважно, отмечает высокопоставленный источник NT в Кремле.

Каждый третий — варяг

Приход так называемых «варягов» в национальные республики — кульминация наметившейся в последние два года тенденции. Конечно, и прежде назначали «пришельцев», но каждый раз это было особым случаем, как, например, приход в 2010 году на пост мэра Москвы Сергея Собянина — выходца из Тюменской области. В общей же массе Кремль предпочитал «местных», происхождение принято было подчеркивать.

Например, в сезон 2014–2015 годов из семи новых губернаторов (сперва указами поставленных с приставкой врио, потом избранных) пять были «местными». Но даже и приходивших извне в тот период людей трудно было назвать чужими. Так, в Еврейскую автономную область отправили первого заместителя председателя правительства соседнего Хабаровская края Александра Левинталя, но он родился в Биробиджане и по национальности — еврей. А руководить Сахалинской областью назначили главу соседней Амурской области Олега Кожемяко.

Массовый же приход «варягов» начался в 2015–2016 годах, когда Владимир Путин стал назначать в регионы своих адъютантов и сотрудников аппарата правительства, невзирая на географию. Так, уже в единый день голосования 2016 года из четырех новых губернаторов «варягами» были трое, в том числе бывший охранник президента Алексей Дюмин (уроженец Курска) возглавил Тульскую область.

ПОСЛЕДНИЕ 17 ЛЕТ ВЛАСТЬ ПОСВЯТИЛА ТОМУ, ЧТОБЫ ЛИШИТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ СПОСОБНОСТИ К СОПРОТИВЛЕНИЮ 

В прошедший единый день голосования 2017 года из 11 новых губернаторов внешними по отношению к местным элитам оказались девять. Среди них, например, адъютант президента, уроженец Хабаровска Дмитрий Миронов (стал главой Ярославской области) и близкий к главе Ростеха Сергею Чемезову уроженец Омска Дмитрий Овсянников (возглавил Севастополь).

Всего благодаря назначениям последних трех циклов каждый третий российский губернатор стал «варягом». По подсчетам NT, 28 из 85 руководителей регионов и не родились в своей «вотчине», и даже не работали там в последние годы перед назначением. В 57 регионах губернаторы пока «местные».

Кремль может и дальше сокращать число «местных» среди губернаторов. Последние 17 лет власть посвятила тому, чтобы лишить региональные элиты способности к сопротивлению. Сначала у самостоятельных глав регионов отнимали права и налоговые поступления, затем выборы губернаторов вообще заменили на назначение из центра. Когда же прямое голосование вернули, быстро выяснилось, что Кремль в силу новых реалий все равно может отправить в регион, кого хочет. 

Находка заключается в том, что можно назначить нужного федеральному центру временно исполняющего обязанности главы региона. Подконтрольные центру пропагандистское телевидение и силовые органы могут обеспечить не противодействие местных практически в любом случае и, соответственно, избрание кандидата в день выборов.

186576-10.jpg

Кланы и договоренности

По каким принципам Кремль использует возможность назначать в регионы «варягов» — понять несложно. Всего таких принципов три, следует из анализа бэкграунда назначенцев и информации источников NT.

В одних случаях Путин отправляет на места близких и перспективных, на его взгляд, людей, которых он хочет протестировать на посту губернатора. В случае успеха такие «кадры» могут через некоторое время вернуться в Москву на более высокие должности — от министров до кандидатов в «преемники», утверждает близкий к Кремлю собеседник, не раз участвовавший в процедуре согласования глав регионов. Подобных людей назначали в прошлые два цикла: это и Дюмин, и Миронов, и работавший при Путине-премьере руководителем департамента агропромышленного комплекса правительства тверской губернатор Игорь Руденя, и бывший глава АСИ, новгородский губернатор Андрей Никитин. К числу назначенцев Путина причисляют и калининградского губернатора Антона Алиханова.

В других случаях назначение является результатом лоббизма федеральных бизнес-структур, близких к власти, которым важно поставить лояльного человека в важном им регионе. Например, новый нижегородский руководитель Глеб Никитин — ставленник главы Роснефти Игоря Сечина, он попал в его орбиту еще в середине 2000-х, когда работал в Росимуществе, рассказывает собеседник, близкий к президентской администрации. А приморский руководитель Тарасенко — близок к клану Ротенбергов, у которых есть интересы в регионе. Ротенберги сотрудничали с ФГУП «Росморпорт», который ранее возглавлял новый губернатор, рассказывает собеседник NT.

В других случаях назначение является результатом лоббизма федеральных бизнес-структур, близких к власти, которым важно поставить лояльного человека в важном им регионе

Третий случай же касается политических договоренностей, в результате которых возникает необходимость найти должность для нужного человека. Самый яркий случай — с уже упомянутыми новым главой Дагестана Владимиром Васильевым и уволенным псковским руководителем Андреем Турчаком. Их назначение и отставка потребовались для того, чтобы запустить целую цепь кадровых перестановок. По данным NT, первопричиной послужило желание Кремля взять под контроль «Единую Россию», назначив на ключевой пост генсека партии лояльного политика. Таким оказался Турчак, однако должность нужно было освободить от близкого спикеру Госдумы Вячеславу Володину Сергея Неверова. Тогда было решено, что в качестве компенсации Неверов получит пост лидера думской фракции единороссов. Занимавший же это место Васильев был отправлен руководить Дагестаном — вместо не преуспевшего в должности Рамазана Абдулатипова.

Из этой же серии решение о назначении коммуниста Клычкова главой Орловской области, а члена «Справедливой России» Александра Буркова (выходец из Свердловской области) — губернатором Омской области. Для поддержания лояльности оппозиционных партий Кремль решил пойти с ними на сделку — отдать их представителям по одному губернаторскому посту, сообщали ранее СМИ. Именно результатом таких договоренностей и стали эти назначения.

Причем даже в этом случае Кремль не назначает оппозиционеров в понятные им регионы. Власть исходит из логики: оппозиции надо отдать то, что не жалко, отмечает человек, близкий к Кремлю. Интересно, что по такому же принципу в 2009 году главой депрессивной и не интересной властным кланам Кировской области стал представитель СПС Никита Белых — теперь арестованный за взятку.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.