Наталья Поклонская. Фото: choiz.me
Обскакала Володина
Согласно исследованию компании «Медиалогия», проведенному по заказу The New Times, лидером среди депутатов Государственной думы по количеству упоминаний в российских СМИ в сентябре впервые в своей политической карьере стала Наталья Поклонская. Рядовой член фракции «Единая Россия», занимающая скромный пост главы комиссии, которая ни разу после первого установочного заседания не собиралась, — комиссии по проверке депутатских деклараций.
В конце весенней сессии парламента Поклонская в этом рейтинге была лишь четвертой с 5000 сообщений о ней. На первом месте с большим отрывом от коллег был председатель нижней палаты Вячеслав Володин (более 9000 сообщений), в тройке лидеров были также главы условно оппонирующих единороссам думских партий Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов.
Но в начале осенней сессии все изменилось. Володин сохранил прежний уровень цитируемости, но вдвое больше (18 000 упоминаний) сообщают о Поклонской. Зюганов же и вовсе скатился на пятое место, пропустив вперед еще одного депутата, представляющего скорее общественный интерес, чем политический, — Иосифа Кобзона. Последний в сентябре отмечал 80-летний юбилей, его лично поздравил Владимир Путин, их встречу целый день транслировали федеральные каналы.
За три месяца качественно изменился и характер публикаций, в которых фигурирует Поклонская. В мае она не входила даже в топ-20 медиарейтинга депутатов, при расчете которого учитывается не только количество упоминаний, но и более объективные показатели, а в сентябре заняла четвертое место.
Вячеслав Володин. Фото: ntv.ru
Матильда в помощь
Секрет популярности Поклонской известен: выйти на ведущие позиции в информационном поле ей помогает развернутая почти год назад кампания по недопущению в прокат фильма Алексея Учителя «Матильда», повествующего об отношениях будущего последнего русского императора Николая Александровича Романова и примы русского балета — Матильды Кшесинской.
Спор вокруг «Матильды» не утихает с ноября 2016 года, когда Поклонская направила в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить фильм, который, по ее мнению, «оскорбляет чувства верующих». Но нынешней осенью ситуация обострилась. После заявлений арестованных впоследствии активистов «Христианского государства», поджога машин адвокатов режиссера Алексея Учителя, попытки протаранить на машине кинотеатр, где собирались показывать фильм несколько сетей кинотеатров объявили о нежелании его показывать. За фильм неожиданно заступился министр культуры Владимир Мединский: «Давайте проявлять гражданскую ответственность: придерживаться закона, здравого смысла, уважения друг к другу». Тогда же котрапунктом выступил Володин, отметив право Поклонской отстаивать свою позицию.
Страсти вокруг «Матильды» разгорелись с такой силой, что практически любое высказывание по теме — и «за», и «против» — автоматически повышает рейтинг комментатора. В сентябре, коллега Поклонской по парламенту, режиссер Станислав Говорухин предложил организовать предпремьерный просмотр «Матильды» в Думе, чтобы оценить степень «оскорбительности» картины, а актриса Елена Драпеко его в этом поддержала. После чего попали в двадцатку самых упоминаемых в СМИ депутатов.
Страсти вокруг «Матильды» разгорелись с такой силой, что практически любое высказывание по теме — и «за», и «против» — автоматически повышает рейтинг комментатора
Тяжелая артиллерия
Поклонская резко выделяется в медиарейтинге, ядро которого составляют думские тяжеловесы: председатель Госдумы Вячеслав Володин, лидеры фракций парламентской оппозиции — Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Сергей Миронов и вице-спикер Сергей Неверов, который переброшен с партийной работы на руководство фракции единороссов.
Именно их кремлевское и телевизионное начальство предпочитает видеть хозяевами информационного пространства. Поэтому на федеральных каналах ситуация резко отличается от реального интереса к депутатам со стороны медиасообщества в целом. На телеэкранах лидирующие позиции, по данным «Медиалогии», удерживают Зюганов, Жириновский, Миронов и Неверов.
Лидер медиарейтинга Володин по этому показателю уступает коллегам. В пресс-службе председателя Госдумы это объясняют отсутствием у него привычки к публичной работе: у него, мол, даже фотографий мало, и его трудно заставить их сделать, а к камерам он выходит только в случае крайней необходимости.
Зюганов, Жириновский, Миронов — это главные спикеры от своих партий, и Кремль не очень хочет раскручивать других, растить новых оппозиционеров, комментирует вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «У власти по каждой теме есть свои комментаторы, которых и показывает телевидение. Ну а высокая честь им оппонировать доверена проверенным людям», — отмечает эксперт.
«У власти по каждой теме есть свои комментаторы, которых и показывает телевидение. Ну а высокая честь им оппонировать доверена проверенным людям»
Второй эшелон
Непрекращающиеся споры вокруг законопроекта о контроле над интернетом и резкая антизападная риторика помогают поддерживать устойчивые позиции Ирине Яровой. Однако ее неохотно зовут на телевидение: к первому вопросу чем меньше внимания, тем лучше, а по второму на ТВ выступают более сдержанные комментаторы, высказывания которых не сильно вредят ведущимся негласно переговорам.
Бессменным комментатором крымской тематики и защиты прав крымских татар является Руслан Бальбек. Собеседники NT в Думе считают, что его специально для этого и перевезли в Москву: федеральным телеканалам удобнее брать комментарии Бальбека в столице. Согласно позиции этого народного избранника, крымские татары — самые счастливые жители мира, у них нет вообще никаких проблем с тех пор, как полуостров перешел под контроль России.
Активная внешняя политика России — залог популярности нового главы думского комитета по международным делам Леонида Слуцкого. Возглавив комитет, он стал разборчивее в выборе СМИ, которым можно давать комментарии. Бросает трубку, если СМИ ему неизвестно, но иногда перед этим может что-нибудь спеть.
Председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков — еще один постоянный участник медиарейтинга депутатов. Его популярность обусловлена интересом к цифровой экономике, криптовалютам. Кризисные ситуации в банковской сфере также помогают Аксакову удерживать позиции.
Но уровень цитируемости всех этих депутатов на порядок ниже, чем у Поклонской.
Интерес и доверие
Феномен Поклонской состоит, в частности, в одном важном отличии ее от других системных депутатов: она искренне верит в то, что делает, считает Макаркин. «Для того, чтобы предсказать дальнейшие действия политика, надо его понять. Если бы Поклонская не верила в то, что делает, она бы прекратила свои выпады в адрес «Матильды», поскольку это вредит ее карьере, ее имиджу, — многие смотрят на нее как на сумасшедшую. Но она искренне верит, и поэтому, несмотря ни на что, продолжает отстаивать свою позицию», — отмечает эксперт.
Системное законотворчество не так интересно многим журналистам, как скандалы, но это не проблема Госдумы, это проблема того, как формируются новости, комментирует руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев.
СОГЛАСНО ПОЗИЦИИ НАРОДНОГО ИЗБРАННИКА, КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ — САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ ЖИТЕЛИ МИРА, У НИХ НЕТ ВООБЩЕ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ С ТЕХ ПОР, КАК ПОЛУОСТРОВ ПЕРЕШЕЛ ПОД КОНТРОЛЬ РОССИИ
Впрочем, обнародованный в конце минувшей недели сентябрьский опрос «Левада-центра» показывает, что падение интереса СМИ к депутатам, отвечающим, собственно, за законотворческий процесс, совпадает с падением интереса всего населения к такому государственному институту как Госдума. Ситуация резко изменилась за последние три года. Если в 2015 году индекс доверия к парламенту был положительным (ему скорее доверяли, чем не доверяли), то теперь депутаты среди тех институтов, которым скорее не доверяют (полиция, суды, банки и профсоюзы). Число тех, кто считает Госдуму вполне заслуживающей доверия снизилось с 40% до 33%, а число ее жестких противников выросло с 17% до 20%. Наибольшая же группа граждан (43%) считает, что Дума не вполне заслуживает доверия.
«Дума — это институт иллюзорный, имитационный, эрзац-политический институт в нынешней российской вертикали. В нормальных условиях, когда в стране проходят конкурентные и честные выборы, парламент — это представительство заинтересованных групп населения, лоббистских политических ценностных групп, — комментирует политолог Дмитрий Орешкин. — У нас в стране это не так, у нас избиратель один, он сидит в Кремле, и депутаты понимают, что их политическая карьера зависит от него, а, следовательно, делают все, чтобы он был доволен. Госдума ставит штамп на законопроекты, которые разработаны в Кремле. Избиратели это понимают, и поэтому парламент теряет популярность, впрочем, как и традиционные политические партии, которые строятся сверху и получают финансирование сверху».