#Дискуссия

Кто остановит человека с ножом

2017.10.04 |

вопросы: The New Times

Нападения с холодным оружием на случайных прохожих, наезды автомобилей на ничего не подозревающих пешеходов — международный терроризм явно сменил тактику. Есть ли противоядие — The New Times спрашивал у экспертов 

2364.jpg

На месте теракта в Стокгольме, 7 апреля 2017 года. Фото: ya62.ru

Хроника нескольких дней: 28 сентября, Москва: неизвестный мужчина наносит удары предметом, похожим на нож, двум прохожим — пострадавшие госпитализированы; 1 октября, Марсель (Франция): на городском вокзале неизвестный наносит холодным оружием смертельные ранения двум девушкам; 1 октября, Эдмонтон (Канада): неизвестный въезжает на автомобиле в группу пешеходов, после чего нападает с ножом на офицера полиции — 5 человек пострадали... 4 октября директор ФСБ РФ Александр Бортников заявляет об озабоченности спецслужб новой опасной тенденцией — «автономным джихадом». Местом преступления, где оружием убийства были ножи и «джихад-мобили», на полном ходу врезающиеся в ничего не подозревающих людей, уже успели стать Сургут (Ханты-Мансийский АО, РФ) и финский Турку, Лондон и Флинт (штат Мичиган, США), Париж, Гамбург, Стокгольм...

Как противостоять террористам-одиночками, трактующими каноны ислама как месть «кяфирам»-неверным, способна ли на них повлиять умма* — за ответом The New Times на этот раз обратился не к экспертам по антитеррору, а к исламоведам. Собеседники журнала — профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) Альфрид Бустанов, профессор, главный редактор международного журнала Manuscripta Orientalia Ефим Резван и научный сотрудник Амстердамского университета (Нидерланды) Данис Гараев.

МЕТОДЫ СЛЕЖКИ

NT: Международному терроризму в лице так называемого «Исламского государства»** в последнее время нанесен чувствительный удар в Сирии и Ираке. В ответ на смену призывам отправляться в места боевых действий на войну с неверными пришли точечные удары и показательные акции со стороны адептов ИГ** непосредственно в местах их проживания. О чем это говорит? Что с этим делать? И можно ли сделать что-то вообще?

Ефим Резван: На самом деле, смена тактики террора, вот этот «переход на ножи», свидетельствует о том, что спецслужбы действительно прилагают колоссальные усилия, чтобы снизить оборот взрывчатых веществ. И даже если эти взрывные устройства доморощенные террористы научились делать из производных подручных средств, оборот этих средств явно усложнился. Что террористам остается? Давить машинами и резать ножами.

Но вы правы: тенденция к смене тактики терроризма прослеживается четкая, и сделать тут сейчас, на самом деле, можно не очень много — хотим мы того или не хотим, нам придется жить в этом мире и дальше. Единственная возможность отслеживать тех, кто кажется потенциально опасным, — это отслеживать их по Сети. Эти люди ежедневно заходят на какие-то сайты, вступают в переписку, получают регулярную информацию. Но с другой стороны, Сеть, если спецслужбы возьмут такой метод слежки за террористами за основу, вскоре может перестать быть анонимным пространством. А вот этого я тоже боюсь.

Вот, совсем недавно довольно серьезный шаг в этом направлении сделал Китай — там теперь нельзя оставить никаких комментариев, полностью не авторизовавшись.

Тем не менее, я уверен, появление «автономного терроризма» — производное от сетевых технологий. А значит и борьба с ним лежит ровно в той же области. Так что, повторюсь, главная задача для правоохранительных органов — внимательно отслеживать в Сети тех, кто интересуется радикальными направлениями ислама.

5867385.jpg

ЕФИМ РЕЗВАН: «ЕДИНСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТСЛЕЖИВАТЬ ТЕХ, КТО КАЖЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ, — ЭТО ОТСЛЕЖИВАТЬ ИХ ПО СЕТИ»

NT: Кстати, а насколько широко ИГ** удалось распространить свои идеи среди молодых мусульман в РФ, учитывая, что недавно запущен сайт ИГ** на русском языке?

Данис Гараев: Ну вот 19 августа случилась, как вы помните, резня в Сургуте, которую устроил 19-летний Артур Гаджиев. Эта история говорит о том, что мы имеем дело с системной проблемой. Те, кто захочет совершить такого рода преступление, могут это сделать независимо от того, есть или нет у представителей ИГИЛ** сайт на русском языке. Ведь российские и мировые СМИ буквально переполнены информацией о том, как, по какому сценарию совершать такого рода теракты.

NT: Ответственность за все случаи «автономного джихада» взяло на себя ИГ**. Насколько скоординированы были эти акции?

Гараев: Нет веских оснований считать, что здесь все происходит по команде. Скорее это проявление инициативы снизу — вначале радикализированная молодежь сама ищет способы присоединиться к ИГ**, а уже на следующем этапе может последовать организационная или консультационная работа со стороны представителей этой организации.

Ведь ИГ** это уже такой бриколаж, который случайно собран из различных кусков. Для кого-то это может быть контр-культурным восстанием мигранта из городских окраин, а для кого-то — националистический порыв против политики западных держав на Ближнем Востоке. Стратегии и мотивации террористов могут быть самыми разными.

ЧТО МОЖЕТ УММА

NT: А могут ли традиционные исламские институции как-то повлиять на настроения молодых и агрессивных людей? Ведь мнение уммы для них, наверное, что-то значит? Ну, по логике должно значить?

Резван: Понимаете, ситуация выходит из под контроля не только потому, что СМИ постоянно транслируют рассказы о «подвигах» террористов, но и в силу кризиса идеологии: если раньше светлое будущее связывали с идеями марксизма, то сейчас — главным образом с религиозными устремлениями. Да, умма, традиционное сообщество, заинтересовано, чтобы в религиозной, национальной среде не было эксцессов, но рассчитывать, что умма может все разом изменить, нельзя. Тем более что и традиции в исламе разные — в Индонезии, например, матриархат, и там женщины решают все основные вопросы жизни общества.

Гараев: Да и кто вообще сказал, что радикал-исламисты когда-либо считались с мнением уммы? И на каком основании мы должны считать, что любой человек, который называет себя мусульманином уже должен быть под контролем каких-то исламских институтов?

Если мы посмотрим на биографии террористов, то увидим: многие из них, мягко говоря, не придерживаются исламских норм поведения. Например, тунисец Анис Амри, совершивший в декабре 2016 года наезд на пешеходов в Берлине, был известен немецкой полиции как торговец наркотиками, к тому же и сам неоднократно употреблял экстази и кокаин. Cовершивший теракт в Ницце в июле того же года Мохамед Лауэж-Булель пил спиртное и тоже принимал наркотики. А вспомним террористическую атаку на Париж в ноябре 2015-го. Ее участниками были владельцы бара из пригорода Брюсселя, который за 2 недели до трагических событий в Париже был закрыт, — полиция обнаружила, что там ведется торговля наркотиками.

Когда мы говорим о так называемом джихадизме, вовсе не обязательно речь идет об исламе. Никого не должно смущать, что люди, объявившие себя сторонникам ИГ** и совершившие теракты, несмотря на существующий в исламе запрет, торговали наркотиками и употребляли спиртное. И поэтому я вправе задать встречный вопрос: а как в такой ситуации исламские институты могут влиять на мусульман, путь которых от торговцев наркотиками до террористов занимает порой совсем короткий промежуток времени? Тем более что в этот короткий промежуток времени они могут вообще никак не пересекаться с какими-либо официальными структурами.

6598376.jpg

ДАНИС ГАРАЕВ: «Если мы посмотрим на биографии террористов, то увидим: многие из них, мягко говоря, не придерживаются исламских норм поведения»

Альфрид Бустанов: Если же все-таки говорить о традиционных исламских институтах, то они зачастую оказываются беспомощными. Да, проводятся пятничные проповеди, проходят конференции с участием уважаемых религиозных деятелей. Но на сегодняшний день это все абсолютно не эффективно. Проповедь имама в мечети чаще всего мало кто слушает. Конференции проводятся для того, чтобы освоить деньги. Эффективность фетв*** не в политическом, а в идеологическом плане тоже очень низка.

Сейчас молодые люди, которые интересуются исламом, предоставлены либо сами себе и диалогу с интернетом, либо многочисленным каналам современных средств связи — начиная с Telegram и так далее… А там выбор информации — бесконечен. Особенно, если человек знает больше одного языка. Ведь, к примеру, сейчас очень много информации на английском. Социальная неустроенность, настрой в медийном пространстве, которое любое событие в мире связывает с заговором исламистов, а также — беспомощность традиционных институтов перед лицом современных политтехнологий — вот, я бы сказал, важнейшие факторы, затрудняющие реальную борьбу с радикализмом.

8509257.jpg

альфрид бустанов: «Проповедь имама в мечети чаще всего мало кто слушает. Конференции проводятся для того, чтобы освоить деньги»

Гараев: Значение традиционных мусульманских институтов в профилактике экстремизма преувеличивать не стоит. Например, Сирия и Египет — это очаги того, что принято называть традиционным исламом, мировые его центры. Однако это не спасло их от экстремизма. К слову, и в России регионом, который стал горячей точкой, является Северный Кавказ, то есть место, где мусульманская традиция и традиционные мусульманские институты в виде суфийских братств выжили даже в советское время.

С другой стороны, не менее важным поставщиком боевиков и террористов являются регионы мира, которые можно назвать высоко секуляризированными, — Европа и Центральная Россия.

Российские муфтияты очень плотно сотрудничают со спецслужбами и антитеррористическими подразделениями. Другой вопрос — насколько они плотно сотрудничают с так называемой мусульманской улицей? С низовыми мусульманскими движениями?

Кстати, о степени авторитетности исламских институтов говорит недавний митинг мусульман Москвы, посвященный событиям в Мьянме, — тысячи мусульман вышли на улицы и критиковали в том числе российских муфтиев. Муфтияты же просто самоустранились.

658465.jpg

Источник: ru.wikipedia.org

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

NT: Предположим, спецслужбы усилят в Сети слежку за адептами радикал-исламизма? И что — произойдет коренное улучшение ситуации?

Резван: Когда мы говорим о борьбе с сетевыми технологиями террора, то имеем в виду борьбу не с причинами его, а с последствиями. Надежд на то, что ситуация в ближайшее время кардинально улучшится, нет почти никаких. Потому что причины терроризма — не в Сети. Они — в другом. В исламском мире все постоянно меняется. Смотрите, вроде бы пошла на спад «арабская весна», а между тем сейчас в Марокко, которое всегда считалось стабильным и спокойным государством, потихоньку набирает обороты тот же самый маховик, и эту страну ждут непростые времена. А ведь причины, по которым этот маховик раскручивается, — они те же самые: молодые люди не имеют возможности получить образование, профессию, найти работу и реализовать себя и так далее. То есть причины терроризма в любом случае носят социально-экономический характер. А мы боремся со следствием.

Бустанов: Когда поднимается тема так называемого исламского радикализма, сразу хочется спросить: а кто сказал, что это вопрос к исламоведам? На самом-то деле мы здесь в первую очередь имеем дело с социальными проблемами, а не религиозным фанатизмом. Но стоит этой теме попасть в медийное пространство, как она моментально окрашивается в соответствующие цвета — и уже в массовом сознании тема терроризма связывается с исламом, с толпами людей возле мечетей, с мигрантами, с агрессивными мужчинами с черными бородами. Примеров тому не счесть. И эта картинка за последние лет 20 плотно въелась в информационное поле и сознание людей.

Не нужно делать из мусульман, из трудовых мигрантов монстров, которые непременно несут с собой угрозу терроризма. Тем более в нашей стране, где ислам — часть российской культуры, где существуют многовековые традиции совместного сосуществования ислама и христианства. Если мы везде говорим об исламской угрозе, то режем по живому, по самым основам государственности.

«Вроде бы пошла на спад «арабская весна», а между тем сейчас в Марокко, которое всегда считалось стабильным и спокойным государством, потихоньку набирает обороты тот же самый маховик, и эту страну ждут непростые времена»

Гараев: Ключевой вопрос «что делать с терроризмом» — он на самом деле непосредственно касается темы популярности насилия в целом. Ну вот возьмите эти истории с регулярными взрывами насилия в американских школах, когда сорвавшийся школьник с оружием в руках врывается в класс и убивает одноклассников и учителей. Как это можно остановить? Так и подмывает сказать: да никак. Но если ничего не делать, то ситуация только усугубится.

Пока бы я предложил масс-медиа перестать, хоть и косвенно, но героизировать террористов, смакуя каждый эпизод их атак. Приглядитесь: ведь так оно и есть! Теракты становятся яркими медийными историями, практически красочными боевиками, в которых некоему неизвестному маргиналу с окраины хочется принять участие. В СМИ же он фактически получает сценарий того, как ему действовать.

От редакции. С 1970 по 2015 год, cогласно данным Global Terrorism Database, в Европе было совершено 12 593 теракта, из них исламистских — всего 54 (менее 0,5%). При этом жертвами именно исламистских терактов стали за указанный период времени 5380 человек — 5,6% от общего числа погибших. То, что именно от рук исламистов гибнет наибольшее количество людей, ставших жертвами терактов, со всей очевидностью проявилось в последние два-три года, когда теракты стали совершать главным образом адепты так называемого «Исламского государства»**. Так, в 2016 году в Европе от рук террористов погибли 142 человека, из них 135 стали жертвами исламистов. Годом ранее, в 2015-м, только в результате теракта в Париже погибли 130 человек. Теракты 2017 года показывают: в терактах теперь реже используются взрывчатка и огнестрельное оружие, но зато происходить они стали значительно чаще. И как минимум число раненых в результате терактов, особенно — наездов автомобилей, вполне сопоставимо с прошлыми годами, когда приоритет был у «пояса шахида», начиненного взрывчаткой.

Эксперты-исламоведы, если суммировать итоги дискуссии, указывают: надеяться на то, что сторонников «автономного джихада» образумит умма, бессмысленно — те живут в своем понятийном поле. С другой стороны, предлагаются меры, способные сегодня стать как минимум профилактикой терроризма, это — усиление контроля за адептами радикального ислама в Сети и фактологически более скупая и сдержанная подача информации о терактах в масс-медиа. Правда, здесь уже видны подводные камни: усиление контроля спецслужб за подозрительным трафиком и пользователями Сети чревато установлением тотального контроля за интернетом, что мы уже наблюдаем, как верно подметил Ефим Резван, в Китае. Что же касается ответственности СМИ за «героизацию» (под этим, надо полагать, подразумевается именно предельно подробная, со всеми деталями и нюансами, новостная подача) террора и террористов, то и здесь не все так просто: многие эксперты по антитеррору вам скажут, что чем больше население знает о мотивах, методах и тактике террора, тем лучше оно подготовлено, в том числе психологически, к непредвиденным обстоятельствам, тем осторожней и осмотрительней ведут себя люди в публичном городском пространстве, которое сегодня уже само по себе — фактор риска. 

Так или иначе, эта тема — надолго. Как верно заметил Ефим Резван — всем, и европейцам, и россиянам, теперь с этим жить. Эксперты высказали свои рекомендации, задача остальных — как минимум к ним прислушаться.

* Умма — религиозная община в исламе.

** «Исламское государство», ИГ, ИГИЛ — организация, запрещенная в России как террористическая.

*** Фетва — в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу, выносимое муджтахидом, улемом, муфтием, факихом или алимом.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share