#Расследование

Японские колеса государственной машины

01.10.2017 | The New Times

Что прячут столичные чиновники в личных гаражах? По одной или две иномарки, преимущественно японские и корейские. «Мерседесы» и BMW — у членов правительства, в чьих семьях, как правило, по три автомобиля. ВАЗ же окончательно вышел из моды, показало исследование по заказу The New Times

275849.jpg

Фото: yourmood.ru

Предпочтения обличенных властью автолюбителей выявило исследование, проведенное на основе деклараций 30 тыс. госслужащих.

Российские федеральные чиновники, находящиеся на руководящих постах, как правило, имеют личных водителей с машинами из автопарка управделами. Но служебными авто они не довольствуются: в семье каждого высокопоставленного госслужащего есть от одной до трех машин, причем у высших должностных лиц автопарк намного разнообразней и роскошней, чем у их подчиненных. Это выяснилось из исследования деклараций о доходах за 2016 год, поданных федеральными гражданскими служащими на уровне руководства министерств (министр, члены его семьи, заместители министра) и центрального аппарата министерств (советники, референты, руководители департаментов и отелов).

1,3 автомобиля на семью

Всего были проанализированы данные о 30 265 гражданских служащих 22 министерств, из которых 27 826 составили представители министерства обороны — эти служащие в силу своих должностей обязаны обнародовать декларации. В расчет принимались и автомобили, записанные на членов их семей.

В среднем у федерального чиновника — 1,3 автомобиля на семью. Наиболее обеспеченные — руководящие сотрудники недавно созданных министерств — Минстроя и Минкавказа (1,5 и 1,4 соответственно). На качественно ином уровне — обеспеченность автомобилями в самом правительстве. 27 высокопоставленных чиновников, от председателя правительства до федеральных министров, владеют автопарком в 75 машин. Таким образом у министров и вице-премьеров — по 2–3 машины на семью (в среднем — 2,6).

Увеличить график

При выборе автомобиля для личного пользования чиновники патриотизма не проявляют. Продукция ВАЗа — лишь шестая по популярности у руководящих сотрудников министерств.

Увеличить график

В почете «азиаты»

Самой популярной маркой автомобиля среди всех ведомств оказалась Toyota (6 038 авто из 38 340). На этой машине передвигаются 5 542 чиновника и членов их семей. Японскому бренду отдают предпочтение более 30% госслужащих МВД, Минвостокразвития и Минкавказа — в этих министерствах он особенно востребован в качестве личного транспортного средства.

Увеличить таблицу/график

На втором месте по популярности — Nissan. Этот японский бренд популярен среди 8% госслужащих. На этом транспортном средстве передвигаются 3329 чиновников. Подавляющее большинство этих автомобилей (более 3 тыс.) оказалось в гаражах у чиновников Минобороны.

На третьем месте в числе предпочтений — корейский гигант Kia Motors. 2712 чиновников передвигаются в свободное от службы время именно на этой марке.

all_2_2-1.jpg

Министры берут немецкое

В целом более 40% чиновников отдают предпочтение японскому автопрому. На автомобилях премиум-класса немецкого происхождения (Mercedes, BMW, Audi, всего таких 1934) ездят 1830 чиновников. Чиновники МВД больше остальных предпочитают ездить на Audi и Mercedes. Служащие Минпромторга передвигаются на BMW.

У министров, в отличие от их подчиненных, в большем почете именно немецкие марки — Mercedes-Benz (28%), BMW (11%).

Из 38 340 автомобилей, которые были исследованы, лишь 4355 составляют марки отечественного производителя — ВАЗ (2240 авто), МАЗ (1168), УАЗ (430), ГАЗ (306) и другие. В целом — 12% от всех автомобилей чиновников.

Увеличить таблицу/график

В числе главных патриотов оказались чиновники Министерства обороны. Они владеют 2152 автомобилями марки ВАЗ и 273 авто марки ГАЗ.

Автомобили торговой марки белорусского автогиганта МАЗ в почете у 1136 чиновников. Как правило, это специальные транспортные машины (грузовые, прицепы). Любопытно, что все еще не вышел из моды «Москвич». Такие авто обнаружились у 43 чиновников.

all_2_2-2.jpg

Роскошь как средство передвижения

Топ-5 крупнейших автовладельцев (в этой части исследования Министерство обороны было исключено из анализа данных) работают исключительно в кабинете министров. У каждого из них — от трех до шести автомобилей. В их числе люксовые марки — Bentley и Jaguar.

Увеличить таблицы

Среди других предметов роскоши в гаражах чиновников исследование обнаружило два автомобиля марки Tesla — у супруги министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова и помощника министра здравоохранения Ильи Шилькрота. Aston Martin выбрала себе супруга замминистра энергетики Кирилла Молодцова, а рассекать на Ferrari предпочитает министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.

Сбор, анализ и визуализация данных по заказу The New Times были подготовлены компанией Indadata.

all_2_2-3.jpg

Комментарий эксперта

О предпочтениях российских высокопоставленных чиновников корреспондент Анастасия Тороп поговорила с известным автомобильным экспертом Сергеем Асланяном:

NT: Почему «японцы» и «корейцы» в личных гаражах у федеральных госслужащих оказались популярнее, чем европейские модели? Что при этом играет роль — цена, престиж, удобство в эксплуатации?

Я думаю, дело в том, что среди служебных автомобилей здесь по-прежнему преобладает «Мерседес». И когда ты с утра до ночи ездишь на «Мерседесе», у тебя еще пара сменных водителей, а твоя прихоть кататься обходится налогоплательщикам в сумасшедшие миллионы, то в личном пользовании ты можешь позволить себе все что угодно. Главная мечта чиновника уже есть, просто она носит статус не личной, а служебной машины. Потом важно понимать, какие это Toyota. Это, конечно, не Toyota Corolla, на которых даже жена постесняется ездить. У них Toyota Land Cruiser 200 либо Toyota Land Cruiser 50. А это машины будь здоров какие, главные бандитские машины наравне с «Гелендвагеном». Поэтому этот выбор вполне попадает в их образ: бандиты в костюме, как и бандиты с пистолетом, очень любят Toyota. Что касается «корейцев», то под словом Kia может подразумеваться и KIA Rio стоимостью 500 тыс. рублей, и KIA Quoris — люкс-машина президентского уровня, которая, по сути, является аналогом Mercedes C-Класса, но стоит в 4 раза дешевле. Поэтому очень правильно, когда в декларации у чиновников KIA — образец скромности. И лишь свои люди знают, что у нее полный привод, 500 лошадиных сил, кожаный солон, 20 мониторов, люкс-музыка и массажное кресло. Вот такая KIA.

NT: Можно ли предположить, где Nissan и KIA, которые приобретают чиновники, собирают у нас или за границей?

Они собираются у нас. Поэтому чиновники, выбирая KIA и Nissan, выглядят очень патриотично, выбирая отечественного производителя. Но, конечно, можно привезти машину из заграницы, если у тебя есть много денег.

NT: Почему в таком случае BMW и «Мерседесы» превалируют в гаражах министров и вице-премьеров?

А ради чего еще они высшие чиновники, как не ради этого. При том что BMW калининградской сборки — это тоже наша, русская машина. Очень патриотично.

NTУ 43 чиновников нашли старые «Москвичи» — почему такая дань уважения именно к этой ретро-марке?

«Москвич» — предпоследняя с конца по отвращению у народа марка, хуже был только «Запорожец». «Москвич» 1970-х и 1980-х годов — машина, которую никто не брал. Не зря его запихнули на службу в такси и милицию. «Москвич» сейчас — только ради обеспечения алиби. На «Москвиче» ездить нельзя, «Москвич» любить нельзя, «Москвич» коллекционировать нельзя. Это не коллекционная машина, а дерьмо такого уровня, что им можно гордиться только в качестве обеспечения собственной безопасности: придут с обыском, а ты скажешь: «У меня «Москвич». «Ух ты, блин, ну пойдем к тому, у кого хотя бы «Волга».

NT: Как вы оцениваете то, что ВАЗ все-таки есть у шестой части чиновников?

Так же, как и наличие «Москвича» у 43 чиновников.

NTУ министров по три авто в семейных гаражах — можно ли сказать, что три авто роскошь даже по западным меркам? Или только по российским?

Три машины на семью — аномальный показатель. Три машины на семью у князя Монако и у барона Фальц-Фейна. У остальных, особенно если это люди, имеющие отношение к деньгам и власти, три машины — конец карьеры сразу. Три машины на семью — это за гранью, плевок в общество, когда ты сидишь на бюджетных деньгах.

NT: Как личный гараж соответствует служебному — по вашим наблюдениям, какие самые популярные гаражи в автопарках министерств и ведомств?

Предыдущий созыв ездил на Škoda. На каждую из машин по два водителя, соответственно, по две зарплаты. Стоило это миллиарды, но на вопрос, на чем ездит власть, отвечали: на Škoda. И алиби обеспечено. У каждого министерства свои предпочтения: кто-то на Toyota, кто-то на «Мерседесах», кто-то на BMW. И они абсолютно чисты: управление определило автомобиль для всех. Что делать, у нас же госконтракты. Они прекрасно обошли все запреты, ездят на чем хотят, а выглядит это как победа в тендере.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.