#Мир

#Трамп

Эффект Трампа

29.09.2017 | Алексей Славин, Берлин

Кто голосовал за «Альтернативу для Германии» и как ей удалось стать третьей политической силой в стране — The New Times просмотрел немецкие газеты и ТВ 

46456546.jpg

Фото: скриншот с n-tv.de

Едва только высветились первые результаты парламентских выборов в Германии и стало ясно, что партия «Альтернатива для Германии» (AfD) набирает больше 12% голосов и становится третьей политической силой в стране, как почти все немецкие СМИ воспроизвели высказывание лидера выборного списка партии (а сейчас уже и одного из двух председателей фракции в бундестаге) Алисы Вайдель. Бывшая сотрудница Goldman Sachs, открытая лесбиянка, живущая с подругой из Бангладеш и воспитывающая двух детей, она процитировала Мохандаса Карамчанда (Махатму) Ганди: «Сначала они не замечают вас, потом смеются над вами, потом бьют вас. А потом вы побеждаете».

Формулировка универсальная: примерно так, например, было с Трампом в Америке.

По тому же сценарию развивались и события в ФРГ. И вот послевыборный отзвук: согласно свежему социологическому опросу агентства Forsa, заказанному журналом Stern, 63% немцев выступают против дискриминации «Альтернативы» в бундестаге. После чего уже председатель Конституционного суда ФРГ Андреас Фоскюле высказался против маргинализации партии в парламенте.

Отрезвление

В чем же причины успеха AfD? Немецкий спутниковый канал N-tv весьма остроумно определил ее так: «Безальтернативность породила «Альтернативу» — прямой намек на три срока Ангелы Меркель и ее политику «прагматичного застоя». Точно такое же обвинение, кстати, предъявил Меркель и ее многолетний сподвижник Вольфганг Босбах.

А портал Welt24 утверждает, что вовсе не «Альтернатива для Германии» породила популизм — тот давно и прочно пустил корни в немецком обществе, а «альтернативщики» просто озвучили витающие в воздухе лозунги. Аналогичный вывод следует из серии опросов института Алленсбах, проведенных по заказу газеты Frankfurter Algemeine: почти 60% немцев вообще скептически относятся к представительской демократии. Мало того, более 80% опрошенных журналом FOCUS Online вовсе не удивлены результатом AfD.

Успех AfD резко изменил весь политический ландшафт ФРГ. А потому изменился и тон оценок в большинстве СМИ.

Так, оплот немецкого медийного истеблишмента, газета Frankfurter Algemeine, относившаяся к AfD более чем холодно, в лице ее ответственного редактора Хольгера Штельтцнера пишет: «Распространенное мнение, что AfD выбрали «нацисты и расисты», абсолютно ложно. Таковыми не являются, например, более полутора миллионов бывших избирателей Меркель, проголосовавших за AfD».


Предвыборный плакат партии «Альтернатива для Германии»

Значительную долю электората AfD составили русские немцы. «Альтернатива» даже выпустила для них брошюру на русском языке со своей программой — такого раньше не делала ни одна партия. На российских телеканалах, которые почти поголовно смотрят русские немцы — а это не менее 4 млн человек, — постоянно подчеркивалась «пророссийскость» AfD, ее готовность снять санкции. Мало того, семь русскоязычных бюргеров были включены в земельные списки партии и прошли в бундестаг.

Причину потери ХДС/ХСС 65 мест в парламенте (сейчас их у правоцентристов — 246, тогда как у AfD — 94) Хольгер Штельтцнер видит и в том, что Меркель так и не нашла действенного средства для решения миграционного кризиса. Повторение формулы, что «мы справимся», что «все сделано правильно», перестало звучать успокаивающе. Штельтцнер прямо заявляет, что разговоры о беженцах, как важном ресурсе на рынке труда, — блеф. Большинство из них попросту не может или не хочет интегрироваться, так как почти необразованны, а то и вовсе безграмотны. Заставить их учить язык и получить профессию — дело почти безнадежное, пишет журналист.

«Альтернатива» выпустила брошюру на русском языке со своей программой — такого раньше не делала ни одна партия

Аргументы и факты

Еще одна, не менее важная причина успеха AfD — размывание идеологической базы правящей ХДС: партия все больше «социал-демократизируется» и «зеленеет», оставляя правый фланг практически беcхозным. Куда, собственно, и ворвалась AfD. По мнению обозревателя Spiegel Online Георга Дица, это перелом в сознании немецких граждан и в самой сути немецкого государства. Он называет итоги выборов «историческим землетрясением»: «Для AfD речь идет ни много ни мало о другой стране, о другом взгляде на историю».

Экс-президент бундестага Рита Зюссмут на страницах Sűddeutsche Zeitung предупреждает, что фактор «Альтернативы для Германии» не исчезнет сам собой. В демократическом обществе должны быть представлены аргументы. Составляющие успеха «Альтернативы» хорошо прослеживаются в Саксонии, где она стала сильнейшей партией, набрав 27% голосов. Главным из них эксперты называют все увеличивающийся разрыв между политиками и избирателями, их жизненными реалиями.

С закрытыми картами

Не будучи допущенной к общественной дискуссии, «Альтернатива», как и Трамп год назад, ушла в онлайн. И выиграла.

Пресс-секретарь партии Кристиан Лют в интервью Sűddeutsche Zeitung заявил, что именно «социальные сети обеспечили прямой, быстрый и дешевый выход на аудиторию». AfD пользовалась Twitter несравнимо активнее своих конкурентов. За несколько недель до выборов она привлекла к работе американское агентство Harris Media, которое славится тем, что может придать остроту и конфликтность любой предвыборной кампании: с личными нападками, преувеличениями, скандалами.

В своей риторике партия постоянно нарушала «табу», активно используя «скалькулированные провокации» и привлекая тем самым внимание СМИ. Так, председатель Фрауке Петри, например, заявила, что на границе в крайнем случае можно стрелять, а ее муж, партийный руководитель в Северном Рейне-Вестфалии, назвал погибших в рождественском теракте в Берлине «жертвами Меркель».

Не будучи допущенной к общественной дискуссии, «Альтернатива», как и Трамп год назад, ушла в онлайн. И выиграла

AfD сумела создать вокруг себя ореол «гонимых», «жертв истеблишмента». Их называли «угрозой демократии» — а они сумели повернуть это обвинение в свою пользу: дескать, то, как к ним относятся власти, и есть настоящая угроза демократии.

Им постоянно отказывали в сдаче в аренду залов для предвыборных мероприятий. Это тут же попадало в интернет и СМИ. Все боролись против «радикализма», но вольно или невольно позволяли «Альтернативе» набирать очки.

Как это не прозвучит угрожающе, но почти такими же методами в самом начале 1930-х годов в Веймарской республике боролись против НСДАП… Здесь, правда, успокаивает только одно: в отличие от нацистов, «Альтернатива для Германии» при всей антиимигрантской риторике не ставит во главу угла расовое превосходство.

Впереди, как уверены немецкая пресса и ТВ, архитрудное формирование нового правительства ФРГ, которое, кстати, может быть и не сформировано: ведь без коалиции никак не обойтись, а противоречия между партиями, которые могут в нее войти, слишком велики. В таком случае предстоят новые выборы, уже без Меркель. И новый расклад сил. И новая борьба.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.