Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Расследование

Реклама для неонацистов

29.09.2017 | Адель Калиниченко, Мюнхен

Как предвыборные баннеры немецкой ультраправой партии попали на российский госканал

35453455-2.jpg

На парламентских выборах в ФРГ ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (AfD) набрала 12,3% голосов, став третьей политической силой в стране и получив 94 места в бундестаге. Выборы прошли 24 сентября. Накануне вечером многие граждане Германии российского происхождения, а всего их в ФРГ четыре миллиона, как обычно, коротали время за просмотром московских телеканалов. В XXI веке ностальгировать по географической родине можно где угодно, была бы спутниковая тарелка или интернет. В ФРГ, например, можно подключить IP-телевидение от компании Kartina.TV. Этот провайдер так и пишет в обращении к рекламодателям на своем сайте: «Ваша целевая аудитория — русскоязычные экспаты в разных странах мира? Вы хотите, чтобы ваша реклама эффективно работала на вас в Германии, США, Канаде, Израиле? Тогда вам будет разумно воспользоваться рекламными возможностями Kartina.TV».

Малахов плюс

23 сентября на государственном канале «Россия 1», транслируемом Kartina.TV, немецкие «экспаты» наблюдали за привычной бурной дискуссией в «Прямом эфире» с не привычным еще для этой передачи ведущим Андреем Малаховым. Участники громко и эмоционально спорили о способностях некоего иранского целителя. Лишь один маленький штрих выбивался из обычного эфирного пейзажа малаховского ток-шоу: время от времени на экране на несколько секунд появлялась плашка с призывом: «Голосуем за AfD — за наше с вами будущее!»

Зафиксировать этот предвыборный баннер, прокручивая запись «Прямого эфира» в архиве передач провайдера, оказалось непростой задачей: стоило нажать кнопку паузы, он тотчас испарялся. Между тем, как выяснилось, призыв голосовать за AfD мелькал на «России 1» и во время других ток-шоу, а также телесериалов и новостных программ. Отметим объективности ради, что в Германии официально нет «дня тишины», и предвыборная агитация хоть в канун дня выборов, хоть в сам день X не запрещена — есть только негласная договоренность, консенсус между партиями: накануне выборов агитацию не ведем.

Найти предвыборный баннер, прокручивая запись «Прямого эфира» в архиве передач провайдера, оказалось непростой задачей: стоило нажать кнопку паузы, он тотчас испарялся

В поисках заказчика

Даже люди, далекие от рекламного бизнеса, понимают, что реклама бесплатной не бывает, а стало быть, у каждого ролика, баннера, бегущей строки есть заказчик. Собеседник NT в Германии, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что провел небольшое расследование по поводу баннера AfD на «России 1». По его просьбе знакомые и родственники, которые пользуются услугами разных, помимо Kartina.TV, провайдеров IP TV в Германии (Megaimpuls Digital Television, Nasche TV, Rodina.TV), отсмотрели передачи «России» и других московских телеканалов. Призыв голосовать за «Альтернативу...» обнаружился только в программах, которые транслировала Kartina.TV. Вероятно, была договоренность о предвыборной рекламе AfD между госканалом «Россия 1» и этим сервисом, предположил собеседник NT.

Между тем, как удалось выяснить NT, показ агитационного баннера AfD на «России 1» заказали не в компании «Русмедиа», которая занимается продажей рекламного времени телеканала в Германии, а через Москву.

Формально компания Kartina.TV не имеет права размещать рекламу в эфире российских телеканалов. Попытка прояснить в отделе рекламы компании-провайдера вопрос, как и на каких условиях появилась предвыборная агитация в эфире, рассчитанном на русскоязычного немецкого избирателя, успехом не увенчалась. Сотрудник Kartina.TV, назвавшийся Дмитрием, сообщил по телефону, что не знает, кто заказал и оплатил баннер AfD но пообещал перезвонить, когда освободится начальник. На второй звонок спустя час ответила сотрудница по имени Ольга, которая объяснила, что транслируемые телеканалы делают рекламные вставки по своему усмотрению, и Kartina.TV здесь ни при чем.

ПРИЗЫВ ГОЛОСОВАТЬ ЗА «АЛЬТЕРНАТИВУ...» ОБНАРУЖИЛСЯ ТОЛЬКО В ПРОГРАММАХ, КОТОРЫЕ ТРАНСЛИРОВАЛА KARTINA.TV

В секретариате AfD также затруднились с ответом на вопрос, как была оплачена реклама на российском телевидении.

Очевидно однако, что Kartina.TV, размещая рекламу только одной, притом крайне правой партии, которую в ФРГ подозревают в связях с Кремлем, явно подставлялась под обвинения во вмешательстве в немецкие выборы. И тем не менее пошла на этот риск. Значит, ставки были высоки.

Дело Рейха и Ковальчука

Kartina.TV — фирма интересная. По данным газеты Wiesbadener Kurier, в 2015 году ее оборот исчислялся миллионами евро. Российские «Ведомости» называли данный IP-сервис одним из самых популярных, утверждая при этом, что провайдер часто транслирует российские телеканалы «без спросу».

В 2012 году прокуратура Висбадена проводила расследование по подозрению в нарушении компанией Kartina.TV авторских прав, но оно было прекращено без предъявления обвинения. Осенью 2015-го аналогичную жалобу подала Немецкая футбольная лига. Полиция провела обыски в головном офисе Kartina Digital GmbH (Kartina.TV — ее «дочка») в Висбадене и в нескольких других офисах этой компании, а также в аффилированных с ней структурах. И вновь дело ничем не закончилось.

Согласно выписке из торгового реестра Германии, 50% компании Kartina Digital GmbH, которая управляет провайдером Kartina.TV, принадлежат крупному бизнесмену Андрею Рейху, еще по 25% — предпринимателям из Приднестровья Виктору Гушану и Илье Казмалы, совладельцам холдинга «Шериф».

Вот что в свое время выяснили о «Шерифе» журналисты РБК: «Шериф» — крупнейший торгово-промышленный холдинг в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР). Холдинг развивает собственную розничную сеть, торгует нефтепродуктами и управляет несколькими АЗС, продает автомобили. Его владельцам принадлежит единственный в ПМР сотовый оператор «Интерднестрком», один из крупнейших банков — Агропромбанк. Как говорится на сайте группы «Шериф», на 2012 год входящие в нее компании формировали больше трети (37%) приднестровской экономики и обеспечивали 32% налоговых поступлений в бюджет ПМР. В холдинге работают более 13 тыс. человек, или 17% всех занятых граждан в экономике непризнанной республики.

Согласно выписке из торгового реестра Германии, 50% компании Kartina Digital GmbH, которая управляет провайдером Kartina.TV, принадлежат крупному бизнесмену Андрею Рейху, еще по 25% — предпринимателям из Приднестровья Виктору Гушану и Илье Казмалы, совладельцам холдинга «Шериф»

Бывшие милиционеры Гушан и Казмалы основали холдинг в 1993 году. «Шериф» всегда считался близким к первому президенту Приднестровья Игорю Смирнову, руководившему непризнанной республикой с 1993-го по 2011 год. Как писал журнал «Коммерсантъ-Власть», своим успехом бизнес «Шерифа» обязан беспрецедентным таможенным льготам (все время президентства Игоря Смирнова таможню Приднестровья возглавлял его старший сын Вадим). В структурах «Шерифа» работал и нынешний президент ПМР Евгений Шевчук.

В августе 2015 года, как писали «Ведомости», двое партнеров «Шерифа» — Олег Будак и Владислав Черникевич — создали совместный проект с Андреем Рейхом и Национальной медиагруппой (НМГ), принадлежащей Юрию Ковальчуку — давнему другу Владимира Путина, которая тогда объединяла медиаактивы Банка «Россия», СОГАЗа, «Сургутнефтегаза» и крупного российского бизнесмена Алексея Мордашова. Новое ООО «Национальная сеть» вошло в структуру НМГ Ковальчука. По данным РБК, на базе этой компании и планировалось создать партнерский сервис с Kartina.TV. Однако намерения, по данным осведомленного источника NT, так и остались намерениями.

Дружба и деньги

«Российские телеканалы теряют деньги от деятельности Kartina.TV, но даже не пытаются юридически прижать этот сервис, — комментирует в соцсетях ситуацию вокруг провайдера социолог и публицист Игорь Эйдман, проживающий в Берлине. — Эта компания не имеет права размешать свою (самостоятельно привлеченную.NT) рекламу в транслируемых российских программах, однако делает это и не имеет никаких проблем с московскими госканалами».

По мнению Эйдмана, причина в том, что Kartina.TV открыто сотрудничает с посольством РФ в Германии. Например, минувшей весной провайдер и дипведомство совместно организовали концерт патриотической песни в исполнении хора Турецкого в центре Берлина. Эксперт не исключает, что немецкая компании выполняет и тайные поручения российских властей (как, по всей видимости, было и в истории с рекламой AfD . По его данным, к примеру, есть информация, что Kartina.TV спонсирует немецкую прокремлевскую партию Die Einheit.

«Kartina.TV не имеет права размешать свою (самостоятельно привлеченную.NT) рекламу в транслируемых российских программах, однако делает это и не имеет никаких проблем с московскими госканалами»

«Необходимо подготовить запросы немецким властям о законности размещения на Kartina.TV рекламы AfD и вообще о законности деятельности этой компании в Германии», — призывает Игорь Эйдман.

Кстати, в августе 2017 года «Альтернатива для Германии» провела в Магдебурге форум под названием «Российский конгресс». Помимо русских немцев в съезде участвовали представители мелких промосковских ксенофобских организаций: Die Einheit, «Heimat Родина», Конгресс соотечественников в Германии. Между собой эти структуры конфликтуют — возможно, не могут поделить спонсорские деньги из России.

В подготовке материала участвовал Борис Юнанов


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.