#Мнение

Дыры в небе и на земле

29.09.2017 | Кирилл Лятс, предприниматель

«Все давно задаются вопросом общего свойства: для чего Центробанк «схлопывает» коммерческие кредитные институты. Мало кто верит, что это просто санация рынка. Тогда что?»

Граждане России с редким безразличием наблюдает за крахом нескольких серьезных организаций, игравших существенную роль в жизни многих из них: это два банка — «Открытие» и БИН — и авиакомпания «ВИМ-Авиа».

Немного, наверное, в стране найдется тех, кто не летал самолетами умирающей «ВИМ-Авиа»*, чьи владельцы, не выдержав бремени гигантских долгов — около 7 млрд руб.! — все бросили и сбежали куда-то в сторону Стамбула, или не пользовался услугами — ну хотя бы процессинговыми Банка «Открытие»**, — поэтому, казалось бы, переживать по поводу их финансового краха должны были бы все. Но, похоже, никто, кроме разве что министра транспорта Максима Соколова***, получившего из-за «ВИМ-Авиа» нагоняй лично от президента, и не переживает.

* 25 cентября авиакомпания «ВИМ-Авиа» объявила о невозможности осуществлять полеты без дополнительного финансирования и о планах ввести внешнее антикризичное управление.

** В конце августа 2017 года ЦБ объявил о санации Банка «Открытие» и назначении временной администрации.

*** Согласно сообщению Минтранса, заседания штаба по «ВИМ-Авиа» проходят в ведомстве дважды в день до полного разрешения ситуации, а с аэропортами достигнута договоренность о бесперебойном обслуживании всех рейсов этой авиакомпании.

Вообще, в России кончины что банков, что авиакомпаний чем-то похожи.

И тем и другим не нужно даже оказаться банкротами — достаточно лишь, чтобы контролирующие органы лишили их лицензии. И все! Поэтому в реальности могильщиками банков и авиакомпаний выступают не кредиторы — те-то уже как шакалы прибегают на недообглоданную падаль, — а два ведомства-регулятора, Центробанк и Росавиация.

Ситуация вокруг «Открытия», БИНа и «ВИМ-Авиа» обоим регуляторам не в новинку. Ведь были уже и Red Wings, и «Трансаэро», и ряд региональных авиакомпаний, о которых даже никто теперь и не вспомнит... А уж за черными метками главы Центробанка Набиуллиной все уже устали следить — отзывы банковских лицензий стали почти рутиной.

Но есть и в судьбах умирающих банков и авиакомпаний и серьезные различия. Например, как мы видим и чувствуем, санации и закрытия банков председателю ЦБ постоянно ставятся в заслугу. А вот проблемы авиакомпаний, напротив, кому-то могут выйти боком: президент Путин не просто устроил выволочку вице-премьеру Аркадию Дворковичу и главе Минтранса Максиму Соколову за недосмотр за ситуацией вокруг «ВИМ-Авиа». Причем последний был еще и высочайше предупрежден о неполном служебном соответствии.

Чем продиктованы эти отличия — отдельный вопрос.

Сигнал для министра

«ВИМ-Авиа» давно испытывала трудности и напрашивалась на ликвидацию или, по крайней мере, реструктуризацию. Конечно, эта авиакомпания была не такая большая, как «Трансаэро», поэтому по поводу ее дальнейшей судьбы кабинет министров даже не думал собираться. Но уж министр транспорта, безусловно, «контролировал процесс», хотя возможно, не достаточно тщательно.

Правда, тут возникает вопрос — а должно ли государство столь пристально следить за частным бизнесом, коим является «ВИМ-Авиа»? Я думаю, нет, не должно. Оно должно другое.

Неожиданное прекращение полетов «ВИМ-Авиа», осуществлявшей чартерные рейсы, застигло врасплох 16 тыс. ее пассажиров, уже оплативших билеты, в том числе обратные, с курортов и прочих туристических точек. Так вот государство должно иметь под рукой механизмы экстренного спасения людей из той неловкой ситуации, в которую их поставила «ВИМ-Авиа». И, собственно, обязанность министра транспорта, как и в случае с «Трансаэро» в недалеком прошлом, использовать все рычаги влияния и контроля для вызволения пассажиров из передряги, но не более того. Все остальное должен регулировать рынок.

Понимают ли этот нюанс во взаимоотношениях государства и бизнеса наши руководители. Не могут не понимать. Поэтому президентский наезд на главу Минтранса Соколова я рассматриваю в ином ключе.

В последнее время по регионам прокатывается цунами кадровых перестановок — уже 10 губернаторов сложили полномочия, на подходе, говорят, новые отставки и назначения, в том числе неожиданные. Но субъект Федерации субъекту рознь. Есть, скажем, глубинные и окраинные, не столь политизированные и номенклатурно важные, хотя и тут понятно, что за каждым назначенцем стоит какой-то лоббист. А есть, к примеру, Питер, за который давно уже разворачивается большая подковерная борьба. И, говорят, глава Минтранса в это борьбу так или иначе вовлечен — отдельные группы предпринимают лоббистские усилия, чтобы он стал во главе Санкт-Петербурга. В этом контексте история с «ВИМ-Авиа» — прекрасный способ (и удобный повод) вычеркнуть Максима Юрьевича из шорт-листа претендентов на Смольный, что и было сделано.

Вряд ли Соколов как министр транспорта не устраивает Путина или Медведева. В общем и целом, все в стране работает: поезда и суда ходят, грузовики ездят, да и самолеты летают, пускай и с некоторыми проблемами, — ну а в какой стране их не бывает, особенно во времена кризиса. А вот как претендент на Смольный — тут извините, тут особая история…

Отдельные группы лоббируют главу Минтранса на пост главы Санкт-Петербурга. В этом контексте история с «ВИМ-Авиа» — прекрасный способ (и удобный повод) вычеркнуть Максима Соколова из шорт-листа претендентов на Смольный, что и было сделано

«Ответочка» от Набиуллиной

А теперь от умирающий авиакомпании перейдем к умирающим банкам.

Что объединяет «Открытие» и БИН? Оба связаны с Банком «Связной». Председатель правления Бинбанка — экс-предправления «Связного» Евгений Давыдович, а «Открытие» — та самая структура, которая отжала у Максима Ноготкова, основателя компании «Связной», одноименную сеть магазинов, но при этом отказалась спасать Связной Банк, у которого, на самом деле, вообще не было проблем в работе, но были проблемы с нормативами. Не говоря уже о том, что Связной Банк был самым лучшим на тот момент гаджетофицированным банком, как и о том, что Эльвира Набиуллина была в свое время зампредправления этого банка — когда тот еще назывался Промторгбанком и принадлежал Кахе Бендукидзе, — и была даже готова поддержать жизнь прекрасного кредитного института за 4,5 млрд цэбэшных денег. Тем не менее ни Давыдович, ни «Открытие» Связной Банк не спасли.

И, как говорится, «ответочка» не заставила себя долго ждать.

Только высочайшего выговора в адрес Набиуллиной тут ждать не приходится. Ситуацию оценят совершенно иначе: Центробанк-де вовремя проникся ситуацией и взял под контроль не погибшие, а испытывающие трудности банки. Более того, списал со счетов менеджеров незаслуженные бонусы в счет погашения банковских проблем.

Ни Давыдович, ни «Открытие» Связной Банк не спасли. И, как говорится, «ответочка» (от Набиуллиной) не заставила себя долго ждать

Хитроумная эмиссия

При этом все давно задаются вопросом общего свойства: для чего, в силу какой тактики, Центробанк «схлопывает» коммерческие кредитные институты. Мало кто верит, что это просто санация рынка. Тогда что?

Можно предположить, что у «старших товарищей» есть заинтересованность в минимизации свободного кредитования в интересах 1–2 государственных банков, чтобы полностью контролировать потоки денежных средств.

Другая возможная причина ликвидаций и санаций — альтернативная внебюджетная эмиссия, которую иначе можно провести только в рамках исполнения федерального бюджета для покрытия дефицита. А тут ЦБ покрывает эмиссией весь размер финансовой дыры — либо в рамках санации, либо в рамках обязательного страхования денежных вкладов.

Например, в случае с «Открытием» внебюджетная эмиссия может составить 1 трлн руб.

Между тем, согласно закону Ломоносова-Лавуазье, эти финансовые дыры — они же не в воздухе образуются. Куда-то же имевшиеся денежные средства испарились?

И если при объявленном банкротстве банков эти испарившиеся средства временные управляющие обязаны будут искать, то в случае санации таких четких требований нет!

Возможная причина ликвидаций и санаций — альтернативная внебюджетная эмиссия, которую иначе можно провести только в рамках исполнения федерального бюджета для покрытия дефицита. А тут ЦБ покрывает эмиссией весь размер финансовой дыры

Наконец, еще одна существенная разница в судьбе «Открытия» и «ВИМ-Авиа»: владельцы этой авиакомпании, кинув своих пассажиров, сбежали за кордон. Та же история была, как мы помним, и с «Трансаэро» — ее бывшие владельцы в России больше не живут.

С двумя супербанками, попавшими под санирование, все выглядит по-другому. Санация «Открытия» будет осуществляться в сотрудничестве с собственниками, Бинбанка — и вовсе не «по их просьбе». То есть получается, что средства как-то пропали, ну и бог с ними.

Чего ждать в небе и на земле

Станет ли в результате знаковых реорганизаций последнего времени небо чище, а банки надежнее — неизвестно. В конце концов, у нас еще есть частные авиакомпании, и есть еще частные (вполне системные) банки, которые, впрочем, не имеют за спиной бездонную подушку с денежной подпиткой.

В любом случае происходящее с банками и авиакомпаниями — не повод для усиления контроля государства за частным бизнесом сверх того, что уже есть сейчас.

Да, благодаря ЦБ у нас, с одной стороны, — надежная банковская система, пережившая кризис и продолжающая ему сопротивляться. С другой, это ведь, строго говоря, уже и не банковская система — нет нормального коммерческого кредита, нет никакого проектного финансирования, все лизинговые операции — фикции, позволяющие просто снизить степень нормированности кредитования. К тому же ЦБ перестал стимулировать создание банков и межбанковскую конкуренцию и практически подменил своими нормативами законы рынка.

Происходящее с банками и авиакомпаниями — не повод для усиления контроля государства за частным бизнесом сверх того, что уже есть сейчас

Что же касается неба, то и здесь перспективы не кажутся радужными. Новых авиакомпаний практически не появляется — роль всепоглащающих Сбербанка и ВТБ тут играет  «Аэрофлот».

Иностранные игроки, как и в банковской сфере, на авиарынок практически не допускаются, то есть реальной конкуренции ни за авиалинии, ни за кредитополучателей нет.

Можно, конечно, назначить главным виновным главу Минтранса Соколова. Но только будет ли прок, коли останется нетронутой вся система, в целом явно не соответствующая требованиям сегодняшнего дня.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.