Фото: Сергей Шевченко
В сентябре 2017 года Алексей Навальный начал серию агитационных митингов по всей стране — от Калининграда до Владивостока. Митинги проходят в рамках его предвыборной кампании — Навальный стал первым кандидатом, публично объявившим о желании участвовать в президентских выборах-2018. Политик уже посетил пять городов и в каждом собрал от 2 до 10 тыс. человек, хотя полиция в каждом из случаев утверждала, что собравшихся было гораздо меньше. Сам Навальный назвал эти встречи «крупнейшими политическими митингами за последние годы». Сейчас он продолжает избирательную кампанию, хотя формально у него почти нет шансов принять участие в выборах.
Фото на память
Митинг во Владивостоке прошел 23 сентября у кинотеатра «Иллюзион» — это примерно в получасе езды от центра города. В день события площадь с четырех сторон оцепили полицейские с собаками и ОМОН, их автозаки были припаркованы неподалеку. Участников акции силовики тщательно пропускали через металлодетекторы — настолько тщательно, что люди образовали длинную очередь. В отдалении от зоны оцепления, вдоль дороги, шел пикет представителей «Национально-освободительного движения» (НОД) — нодовцы стояли через каждые сто метров с плакатами: «Наша страна — наши правила» и «Навальный — это проект сешеа по подготовке Майдана» (орфография сохранена).
Также в толпе были замечены люди в куртках с надписями на спинах «Ищи свое фото на Jesuismaidan.com». Во время предвыборного тура в Сети появилась информация о том, что представители этого движения делают фото участников митингов Навального по всей стране, чтобы при помощи программы распознавания лиц выложить в открытый доступ ссылки на их аккаунты в соцсетях. По информации NT, на митинге работали как минимум пять фотографов, которых неизвестный заказчик просил снять максимальное количество присутствующих за 3 тыс. руб. Их нанимали через посредников, один из которых — региональный представитель студенческих отрядов.
ПО ИНФОРМАЦИИ NT, НА МИТИНГЕ РАБОТАЛИ КАК МИНИМУМ ПЯТЬ ФОТОГРАФОВ, КОТОРЫХ НЕИЗВЕСТНЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОСИЛ СНЯТЬ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРИСУТСТВУЮЩИХ ЗА 3 ТЫС. РУБ.
К шести вечера площадь у кинотеатра заполнилась людьми. По словам представителя администрации города Игоря Козюра, на мероприятии присутствовали около 700 человек, и примерно половина из них были несовершеннолетними. По оценке координатора штаба Навального, во Владивостоке оппозиционера поддержали около 2 тыс. граждан разного возраста.
Люди на площади
«Я приехала из соседнего города ради митинга, — рассказывает домохозяйка Валерия Рудикова. — Наш город Большой Камень на последних выборах показал себя, как самый оппозиционный в Приморье. Явка на выборы составила 40%, из 22 депутатов «Единая Россия» получила только один мандат. И причина этому — наша жизнь. Россия стала изгоем, это всем очевидно. Надеюсь, Навальный это исправит».
Валерия приехала на митинг с 15-летним сыном. Он — волонтер приморского штаба Навального и часто ездит на междугороднем автобусе во Владивосток, чтобы помочь другим активистам. Летом был задержан полицией, когда раздавал агитационные листовки.
Еще один участник митинга, 19-летний Алексей Павлюченко, тоже работал в штабе Навального. Сейчас Алексей состоит в партии «Яблоко» и ходит на любые оппозиционные митинги в городе.
«Я считаю полезным опыт, который получаю на митингах, собираюсь заниматься политикой дальше, — говорит Павлюченко. — Дело не в том, что меня прессует полиция, а я чувствую опасность, — нет, просто это способ выразить гражданскую позицию, развить ораторские навыки».
По словам Павлюченко, лично для него важно показать, что он не согласен — «что такие люди вообще есть».
И хотя Навальный, по словам собеседника журнала, его разочаровал, потому что призвал бойкотировать выборы в Свердловской области, ему «все равно интересно его послушать сегодня» — «Он что-то вроде звезды».
«Россия стала изгоем, это всем очевидно. Надеюсь, Навальный это исправит»
Алексей Павлюченко попал в автозак во время антикоррупционного митинга во Владивостоке 12 июня, тогда же в отделении оказался 17-летний Семен Голубовский, один из самых знаменитых сейчас школьников Владивостока — он стал известен после того, как Навальный выпустил видео с историей Голубовского о травле в школе из-за значков «Навальный 20!8».
Несмотря на внимание учителей и сотрудников отдела «Э», Семен продолжает ходить на митинги. «Я поддерживаю Навального, — говорит Семен. — Мне кажется, оппозицию нельзя делить на красных, зеленых, синих. Потому что у нас есть общая цель — развитие демократии в стране». По словам школьника, за день до митинга в его лицее провели линейку, где говорили о том, что присутствие несовершеннолетних на митингах Навального нежелательно. Однако многие ученики лицея пришли на митинг вместе с ним, чтобы поддержать не Навального даже, а своего одноклассника.
«Оппозицию нельзя делить на красных, зеленых, синих. Потому что у нас есть общая цель — развитие демократии в стране»
Политика как шоу
Еще до выступления Навального на сцену вышли отличившиеся волонтеры регионального штаба, среди них был и Семен — ему дали микрофон и предложили сказать речь. «Ничего не бойтесь!» — крикнул со сцены школьник, после чего микрофон перешел к главному оппозиционеру.
Алексей Навальный начал свое выступление с темы коррупции, но микрофон вдруг перестал работать, когда речь зашла о губернаторе Приморья Владимире Миклушевском. Позже Навальный написал, что на площадке было оборудование, выводящее из строя микрофоны. Из-за ограждения за происходящим наблюдал и.о. главы города Константин Межонов и другие чиновники городской и краевой администрации. Также в районе кинотеатра находился начальник городской полиции Сергей Гусев.
— Назовите губернатора словом из трех букв, но не тем, что вы подумали! На «в» начинается, на «ор» кончается. Кто Миклушевский? — спрашивает Навальный.
— Вор! — радостно скандирует толпа.
— Москва себе строит парк «Зарядье» за 14 млрд, а бюджет Владивостока всего 12 млрд. Разве это справедливо?
— Нееет! — шумит площадь.
— Как вы считаете, нужно ли распустить Думу? Поднимите руки, кто за, против, воздержался!
Большинство участников голосует за роспуск Государственной думы.
После чего Алексей Навальный продолжает презентовать предвыборную программу — предлагает сделать армию контрактной, забрать ядерное оружие у КНДР, пересмотреть приватизацию и превратить Приморье в свободную безналоговую зону.
«Ничего не бойтесь!» — крикнул со сцены школьник
Владивостокскому журналисту Елене Беловой нравится «новая культура, которую прививает Навальный». По ее словам, Навальный «подает пример того, как политик должен общаться с людьми, их слышать и давать им слово. Беловой это даже «несколько напоминает американские выборы».
«Шнур (Сергей Шнуров, лидер группы «Ленинград». — NT) в интервью как-то сказал: чтобы люди интересовались политикой, нужно сделать из нее шоу, — говорит Белова. — Мне кажется, Навальный идет по этому пути: митинги как часть светской жизни, интерес к политике как разностороннее развитие личности».
В то же время Елена Белова, по ее словам, услышала много популистских лозунгов, а вот «регионального контекста» в выступлении Навального ей не хватило.
Мелкие пакостники
Глава предвыборного штаба Навального — Леонид Волков — опасался, что во Владивостоке митинг пройдет не без проблем: весной, когда в городе открывался штаб, многих оппозиционеров задержали, а машину самого Волкова несколько раз останавливали. Осенью местные власти напрямую митингу не препятствовали, но акцию согласовали на отдаленной от центра города площадке.
«Мы рассматривали все центральные площади, — рассказывает координатор приморского отделения штаба Юрий Кучин, — везде отказали со стандартной формулировкой «заняты иными мероприятиями». Нам предложили взамен два варианта — и оба были далеко от центра».
Фото: Сергей Шевченко
Кстати, на одной из площадей, где активистам отказали в проведении митинга, должна была пройти некая акция по пропаганде пешего и велосипедного способов передвижения, но в назначенное время туда никто не пришел, включая организаторов.
Действия администрации региональные организаторы митинга называют «мелким пакостничеством».
15 сентября к сотруднице штаба Марии Зинченко, работающей возле агитационного куба на одной из центральных улиц, подошли двое полицейских. Они предъявили заявление от гражданина, который пожаловался, что куб «мешает дышать». «Нюхайте сами!» — отвечала Зинченко. «Нам говорят: химический запах в солнечную погоду, а сейчас тучи», — отвечали полицейские, забирая баннеры на экспертизу. От полицейских девушка узнала, что «химический запах от баннеров» беспокоил заявителя в течение аж целых двух недель, что он проходил мимо них по улице.
Кроме того, перед митингом полицейские собирались изъять трибуну, на которой должен был выступать Навальный, — предполагалось, что внутри нее может быть бомба. Но адвокаты из штаба помешали проверке.
По словам менеджера митинга Ольги Гусевой, многие подрядчики отказывали региональному штабу в предоставлении услуг, также активисты два дня не могли получить часть груза с агитационной продукцией. По мнению Гусевой, это может быть связано с недавним распоряжением МВД задерживать их материалы, о чем в конце августа рассказал Леонид Волков.
Перед митингом полицейские собирались изъять трибуну, на которой должен был выступать Навальный, — предполагалось, что внутри нее может быть бомба
Волков даже опубликовал фотографию соответствующего документа, подписанного начальником западного линейного управления (ЛУ) МВД на транспорте Игорем Астраханцевым. Начальникам городских и районных линейных органов внутренних дел поручили в случае обнаружения груза с агитационной продукцией под любым предлогом его затормозить и сообщить об этом в ЛУ МВД на транспорте.
Леонид Волков также опубликовал документ с грифом горадминистрации Владивостока, в котором говорится о «тревожной ситуации» с участием несовершеннолетних в несогласованных митингах. Авторы документа призвали образовательные учреждения «провести разъяснительную работу» с учениками и родителями. Студентам двух приморских вузов — Дальрыбвтуза и МГУ им. Невельского — пригрозили отчислением за участие в митинге, а в ряде школ 22 сентября прошли линейки о вреде митингов.
«Непросто у нас все шло во Владивостоке, — отметил Навальный на своей странице в Facebook. — Штаб в свое время открывали чуть ли не в режиме полицейской операции. Место для митинга дали только на окраине города. Поэтому очень хотелось, чтобы все прошло хорошо хотя бы для того, чтобы умыть жулье, сидящее в приморской власти. И Владивосток не подкачал».