Фото: flickr.com / Alexander Jones
19 сентября на Генассамблее ООН в Нью-Йорке члены российской делегации демонстративно покинули зал перед выступлением президента Литвы: первый зам постпреда РФ при ООН Петр Ильичев и глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий не захотели слушать Далю Грибаускайте, которая предположила, что Россия, проводя военные учения «Запад-2017», тем самым тренирует свою армию для последующего нападения на западных соседей. Куда более благосклонно российские представители восприняли обнародованный за несколько дней до начала Генассамблеи доклад спецпредставителя ООН, алжирца Идриса Джазаири. Побывав в командировке в Москве, тот пришел к выводу, что санкции, введенные США и ЕС против Кремля после аннексии Крыма, обходятся им самим дороже, чем России.
Теплый прием
Первой на доклад Джазаири отреагировала неправительственная организация UN Watch, отслеживающая эффективность деятельности ООН — она обвинила международного чиновника в получении от Москвы $50 тыс. Информацию о сумме, которая показалась подозрительной UN Watch, можно найти в ежегодном отчетном докладе Совета по правам человека ООН — в таблице (стр. 37) о внешней поддержке, которую получают специальные докладчики ООН и группы, работающие по определенной тематике.
Деньги, пришедшие Идрису Джазаири, отмечены в графе «Целевое финансирование стран-доноров через УВКПЧ» (УВКПЧ — Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. — NT).
Точно такую же сумму — по $50 тыс. — официально получили в 2016 году от России через УВКПЧ на различные проекты еще несколько спецдокладчиков.
Полностью должность Идриса Джазаири на сухом языке международной дипломатии называется так — «специальный докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека». Именно в этом качестве он посетил Россию с 24 по 28 апреля 2017 года. Цель поездки, как обозначено в его докладе, — «оценить негативное воздействие» на жизнь людей в России санкций, введенных после аннексии Крыма в 2014 году США, ЕС и некоторыми другими странами. Джазаири оценил.
Но «воздействие» получилось не таким уж и негативным.
В России все спокойно
В Москве Джазаири приняли тепло. Он встретился с российскими должностными лицами, которым позднее в отчете выразил свою «признательность за приглашение и поддержку», с бизнесменами, представителями гражданского сообщества, экспертами и учеными. А вот встретиться с представителями США, ЕС и ряда европейских стран Джазаири, как он пишет в преамбуле к своему докладу, «несмотря на просьбы, не удалось».
Между тем выводы, к которым Джазаири приходит в своем докладе, на удивление схожи со стандартной риторикой российских официальных лиц. Джазаири, например, считает, что западные санкции не были эффективными, так как Россия — «относительно благополучная страна с многообразными ресурсами, высококвалифицированным населением и многочисленными торговыми партнерами» — показала пример «ожидаемой адаптируемости». Кроме того, поскольку санкции совпали с падением цен на нефть, то вообще трудно определить, от чего больше пострадала российская экономика. «По грубым оценкам, неблагоприятное воздействие санкций на Российскую Федерацию, если попытаться отделить его от «нефтяного шока», выражается в потерях, составляющих в среднем 1% от ВВП, — говорится в документе. — <...> В общей сложности $55 млрд на сегодняшний день».
Фото: UNPhoto / Eskinder_Debebe
Эта оценка спецдокладчика расходится, например, с выводами специалистов из российской Экономической экспертной группы. Так, по расчетам Евсея Гурвича и Ильи Прилепского, в период с 2014 по 2017 год чистые потери России от санкций при дорогой нефти составят примерно $160 млрд, или 1,9% ВВП, при низкой цене нефти несколько больше — около $170 млрд, или до 2,8% ВВП.
Кроме того, Джазаири воздает в докладе должное «эффективным действиям» российского правительства, которому удалось свести негативное воздействие санкций «практически на нет», при этом «экономика страны продемонстрировала устойчивость». Во-первых, кабинет Медведева, пишет Джазаири, «весьма эффективно» ввел плавающий курс рубля и увеличил долю государственного сектора. Во-вторых, правительство сумело избавиться от иностранных денег в ряде региональных проектов, которые теперь получают местное финансирование. В-третьих, диверсифицировало экономику, чтобы избавиться от нефтяной «иглы». В-четвертых, «больше внимания стало уделяться научным исследованиям, что ознаменовало собой возврат к прежним временам, когда во многих секторах, в том числе в космических технологиях, Российская Федерация находилась в авангарде». В-пятых, Россия теперь прекрасно обходится без импорта из ЕС, потому что правительство внедрило «эффективные технологии импортозамещения».
ВСТРЕТИТЬСЯ В МОСКВЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ США, ЕС И РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ДЖАЗАИРИ, КАК ОН ПИШЕТ В ПРЕАМБУЛЕ К СВОЕМУ ДОКЛАДУ, «НЕСМОТРЯ НА ПРОСЬБЫ, НЕ УДАЛОСЬ»
Депутата жалко
Среди особо пострадавших Джазаири называет крымчан, европейских предпринимателей и россиян, подпавших под персональные санкции.
Принимавшая сторона предлагала отвезти докладчика в Крым, но тому не позволил согласиться его статус эксперта ООН. Но тем не менее, исходя из того, что он «слышал от официальных российских и украинских источников», жители Крыма пострадали больше всех, хотя «они не должны коллективно расплачиваться за то, что представляет собой сложный политический кризис».
Вторые жертвы санкций — фермеры и представители конфедерации европейских сельскохозяйственных кооперативов — лично пожаловались Джазаири, что несут потери «из-за политического спора между Европейским союзом и Российской Федерацией, в котором у фермеров Европейского союза нет ни роли, ни ответственности, но расплачиваться за который приходится именно им». И тут стоит, по мысли докладчика, поблагодарить Россию, которая не стала действовать по принципу «разори своего соседа»: «Поэтому хорошо еще, что сами ответные меры (России) по ширине охвата носили ограниченный характер».
Нынешние же потери инициаторов санкций, по большей части Евросоюза, составляют, согласно приблизительной оценке докладчика, $3,2 млрд в месяц. Но, наверное, исходя из логики Джазаири, могло бы быть и хуже.
РОССИЯ ТЕПЕРЬ ПРЕКРАСНО ОБХОДИТСЯ БЕЗ ИМПОРТА ИЗ ЕС, ПОТОМУ ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ВНЕДРИЛО «ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ», ГОВОРИТСЯ В ДОКЛАДЕ ДЖАЗАИРИ
И, наконец, третья группа граждан, чьи права, согласно выводам Джазаири, были сильно нарушены, — это российские чиновники, депутаты и предприниматели. Эксперт даже приводит в пример историю, очевидно услышанную в Москве, про то, как российский предприниматель, пытаясь оплатить лечение супруги в клинике на Западе, обнаружил, что его европейский счет заблокирован. И, чтобы избежать подобных ситуаций, докладчик предлагает на будущее предусмотреть в санкционных документах исключения по гуманитарных соображениям. Сюда, среди прочего, относятся оплата продуктов питания, аренды или ипотечного кредита, медикаментов и медицинского обслуживания, налогов, страховых платежей и коммунальных услуг. Что касается депутатов Государственной думы РФ, то поскольку докладчик уверен, что они выбраны в результате народного волеизъявления, то они вообще не должны попадать в санкционные списки. «Парламентский иммунитет признается во всем мире, и должно быть неспроста», — делает неожиданный вывод Джазаири.
Вопросы этики
По мнению исполнительного директора UN Watch Хиллела Нёйера, доклад Джазаири вышел чересчур необъективным. «Я смущен тем, что ваш доклад, по сути, содержит поразительное заявление о том, что российское руководство в лице Владимира Путина, Кремль являются жертвой, а нарушителями прав человека — ЕС и США, — обратился он в официальном письме к спецдокладчику ООН. — Еще больше меня смущает то, что вы написали целый отчет, касающийся оккупации Россией Украины, при этом ни разу не упомянув словосочетания «оккупированные территории».
Но особое внимание Нёйер все же обращает на российские деньги, полученные Джазаири, пусть и по официальным каналам: «Не считаете ли вы неэтичным, что эксперт ООН получает деньги — $50 тыс. — только от одной страны, которую затем посещает и позднее пишет доклад, едва выбравшись из дружеских объятий ее правительственных чиновников?»
«Ваш доклад, по сути, содержит поразительное заявление о том, что российское руководство в лице Владимира Путина, Кремль являются жертвой, а нарушителями прав человека — ЕС и США»
Письмо из UN Watch не вызвало реакции у того, кому оно было адресовано: Идрис Джазаири заявил, что не собирается реагировать на «унизительные атаки». Руководство ООН тоже отмалчивается — ни о каком служебном расследовании речь пока не идет.
Никаких официальных комментариев не слышно и в Москве.
Впрочем, молчание Москвы как раз понятно. В данном случае оно — знак полного согласия с выводами ооновского спецдокладчика, командировка которого в Россию стоила, по российским меркам, сущих пустяков.