#Персона

Арам Ашотович уходит в спорт

17.09.2017 | Денис Варданян

С кем рассорился король желтой прессы Арам Габрелянов и как распадается его империя

s-securenews_ru.jpg

Фото: securenews.ru

Еще недавно Арам Габрелянов был одним из самых влиятельных медиаменеджеров России, его даже называли теневым министром печати. В последние два года он, рассорившись с покровителями из ближайшего окружения Владимира Путина, лишился всего, и теперь власти вынуждены продумывать варианты его трудоустройства. Что стоит за стремительным крахом создателя «Жизни» и Life.ru — разбирался THE NEW TIMES.

Легенда об альтруисте

Самую характерную легенду о Габрелянове в 2013 году рассказала телеведущая Ксения Собчак. Якобы в 2000-х Кремль захотел контролировать набравший популярность таблоид Габрелянова «Жизнь», и тогда замглавы администрации президента Владислав Сурков пригласил его в Кремль. На встрече Сурков, по утверждению Собчак, предложил Габрелянову продать половину бизнеса понятным власти людям и таким образом отдать контроль над газетой. Медиамагнат же сделал неожиданный ход: сказал, будто так любит президента, что готов не продать бизнес, а отдать даром ради нужд страны. Кремлевского чиновника ответ настолько впечатлил, что долю у Габрелянова купили за бóльшие, чем предполагалось изначально, деньги, а самого его оставили не только управляющим газетой, но и в будущем доверили огромный холдинг.

Достоверность этой истории подтвердить невозможно, но сам Габрелянов ее никогда не опровергал. «Я всегда хотел работать с президентом, — отвечал он на просьбу своего знакомого — собеседника NT — прокомментировать легенду. — Это был хороший шанс».

В этой легенде суть представлений Габрелянова о бизнесе: он понимает, что в России можно зарабатывать деньги только на отношениях с властью, говорит знакомый с Габреляновым медиаменеджер. «В этом смысле он очень последователен, — иронизирует собеседник NT. — Если завтра к власти придет условный Госдеп, то его журналисты будут писать по-английски и восхвалять Навального».

В ЭТОЙ ЛЕГЕНДЕ СУТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ГАБРЕЛЯНОВА О БИЗНЕСЕ: ОН ПОНИМАЕТ, ЧТО В РОССИИ МОЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ ТОЛЬКО НА ОТНОШЕНИЯХ С ВЛАСТЬЮ

Первый роман c властью

Трудовую карьеру Габрелянов начал в 1980-х в газете «Ульяновский комсомолец». В частных разговорах он любит вспоминать о своем первом достижении: поехал в Москву освещать важное мероприятие с участием президента СССР Михаила Горбачева, прорвался к нему и задал несколько вопросов.

Но близости к власти он добился тогда не этим. Габрелянов стал доверенным лицом одного из ключевых партийных функционеров Ульяновской области — Юрия Горячева. Именно благодаря Горячеву Габрелянов получил в управление «Ульяновский комсомолец», который он переименовал в «Слово молодежи». Когда в 1992 году Горячев стал губернатором региона, газета Габрелянова разместилась в особняке в центре Ульяновска, сообщал Forbes. Позже у медиаменеджера и политика возникли разногласия, и на губернаторских выборах 2000 года Габрелянов поддерживал уже выдвиженца Москвы — генерала Владимира Шаманова. Тот в итоге и отправил Горячева на пенсию.

Габрелянов же перебрался в Москву, где в 2001 году учредил ИД «Жизнь». Газета стала быстро набирать популярность, и вскоре активом заинтересовался Борис Федоров, который по итогам переговоров купил 49% акций. Именно Федоров мог обеспечить Габрелянова связями в высших эшелонах российской власти. Федоров в 1990-х работал в правительстве, дослужившись в 1998 году при премьере Сергее Кириенко до поста вице-премьера, и дружил со многими чиновниками.

s-prim-marketing_ru.jpg

Фото: prim-marketing.ru

Люди Федорова же были первыми, кто обнаружил финансовые проблемы в холдинге Габрелянова. По данным Forbes, они изучили финансовые документы и пришли к выводу, что холдинг находится на грани убыточности. Тогда генеральным директором стал представитель Федорова, который попытался привести отчетность в порядок.

В 2008 году Федоров умер, и у Габрелянова быстро появился новый партнер — по итогам уже упомянутой встречи с Сурковым им стал близкий к Путину Юрий Ковальчук, создавший в том же году «Национальную Медиа Группу» (НМГ).

Покровитель из Петербурга

В частных разговорах Габрелянов признавался, что всегда мечтал о полноценном холдинге: вдобавок к «желтым» газетам «Жизнь» и «Твой день», а также созданному позже порталу Lifenews, он хотел получить еще и респектабельную политическую газету, телеканал и радиостанцию. Ковальчук дал Габрелянову шанс реализовать мечту.

Именно Ковальчук с тех пор и был главным начальником Габрелянова. Периодически Арам Ашотович приходил на работу не в традиционных джинсах и майке, а в костюме, вспоминает один из сотрудников Габрелянова. По его словам, это означало, что «шеф» в этот день поедет в Петербург к «Юрию Валентиновичу». Костюм, рассказывал Габрелянов сотрудникам, он надевал только ради двух людей — Ковальчука и Путина. Визиты к последнему, к слову, случались значительно реже.

Первые плоды дружбы с Ковальчуком появились в 2011 году. Габрелянов получил первый элемент холдинга мечты — политическую газету. За полгода до выборов Госдумы очередного созыва он был назначен председателем совета директоров газеты «Известия», которая за три года до того перешла от «Газпром-медиа Холдинг» к НМГ. Первым делом Габрелянов выселил сотрудников из исторического здания на Тверской и пересадил в здание у метро «Белорусская», где располагался офис его «желтых» активов.

s-en_wikipedia_org-Sergey Samoylov_Life.jpg

Фото: en.wikipedia.org / Sergey Samoylov Life

В этот период Габрелянов стал особенно часто бывать на совещаниях в Кремле у Владислава Суркова, выполняя все задачи власти по освещению избирательной кампании «Единой России», рассказывает знакомый кремлевского чиновника. При этом власть на расходы не скупилась — Габрелянова поощряли как никого другого, утверждает на условиях анонимности высокопоставленный единоросс.

Об особом статусе Габрелянова говорит еще один факт. Когда в конце 2011 года начались протестные акции и стало ясно, что Суркова увольняют с поста куратора внутренней политики, тот решил дать что-то вроде прощального интервью. По словам человека, близкого к Кремлю, Сурков настаивал, чтобы интервью вышло именно в «Известиях», причем поставил условие, что брать его будет лично Габрелянов. Тот согласился не сразу — посоветовался с руководством редакции «Известий» и, лишь заручившись одобрением коллектива, поехал в Кремль, рассказывает сотрудник холдинга.

Впрочем, первое время Габрелянов декларировал, что не собирается требовать от «Известий» излишней лояльности. Для примера он всегда говорил, что ни за что не согласится поставить в газете по итогам выборов заголовок «Блестящая победа «Единой России» — такая степень лояльности должна была быть свойственна Lifenews (подобные заголовки появлялись там регулярно), но не респектабельной газете, которую он обещал делать. Еще один бывший сотрудник подтверждает — до 2012 года Габрелянов «горел» «Известиями» и старался, чтобы информация в газете выглядела сбалансированно.

Ситуация начала меняться незадолго до президентских выборов. В разгар протестов он вызвал ключевых сотрудников газеты и сообщил, что, возможно, газете придется занять «патриотическую позицию» на фоне протестов. К лету он сдержал обещание и окончательно превратил ее в кремлевский рупор.

В Кремль как на работу

К этому моменту Габрелянов утратил интерес к «Известиям». Он вообще так устроен: сначала чем-то горит, потом увлекается новым, а старое уничтожает, рассказывает его знакомый. Вместо «Известий» менеджер готовил к запуску новые части империи — канал и радиостанцию. 

И то и то он получил в 2013 году. Канал Life был запущен с чистого листа, но почти тут же был включен в пакеты всеми ведущими кабельными операторами, а его журналисты сразу же получили самые привилегированные позиции в кремлевском пуле. Их стали брать на все без исключения мероприятия главы государства, рассказывает собеседник NT, знакомый с ходом запуска канала. Радио Габрелянову дали уже существовавшее и до того — «Русскую службу новостей». Ее возглавлял звездный и заслуженный ведущий Сергей Доренко, но ради Габрелянова с ним попрощались.

Первое время Габрелянов декларировал, что не собирается требовать от «Известий» излишней лояльности

В Кремле Габрелянов стал бывать еще чаще, чем при Суркове, утверждают его знакомые. Внутриполитический блок президентской администрации возглавлял уже Вячеслав Володин, и Габрелянов публично рассказывал о дружбе с кремлевским чиновником. Источники NT утверждают, что регулярно видели медиаменеджера в приемной Володина. Он выходил оттуда с «заданиями», утверждает один из собеседников. Заметившие это журналисты других изданий стали называть его «теневым министром печати».

Габрелянову нравилось быть инструментом в политических интригах, утверждают его знакомые. Самый яркий пример — история с разносом правительства. В 2013 году Life опубликовал скандальную видеозапись под заголовком «Владимир Путин угрожает распустить правительство». Канал сообщил, что публикует фрагмент видео с закрытой части совещания с членами правительства, записанный после просьбы президента выключить камеры. На записи слышно, как Путин резко критикует собравшихся и угрожает отставкой.

В тот же день разгорелся скандал — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков критиковал Life за нарушение этики, после появились сообщения об исключении журналистов из кремлевского пула. На самом деле видеозапись журналистам Life передали из пресс-службы президента, утверждают два информированных источника. Президент таким образом демонстрировал народу то, как он распекает чиновников, добавляет один из собеседников NT. Это подтверждается тем, что видеозапись позже показали в эфире всех центральных каналов. Габрелянову такие «разводки» всегда очень нравились.

Но и на этом расширение империи не закончилось. В 2015 году Габрелянов после долгой подготовки запустил новый канал в Петербурге — Life78. Канал, по замыслу, должен был критически освещать деятельность губернатора Георгия Полтавченко, утверждают собеседники. Полтавченко принято относить к сфере влияния братьев Ротенбергов, чрезмерное усиление нынешнего губернатора не слишком устраивает старшего товарища Габрелянова — Юрия Ковальчука.

Хроника падения

В конце 2015 — начале 2016 года на рынке появились невероятные, как тогда казалось, слухи: у Габрелянова отнимут «Известия». Сам он долго опровергал эту информацию, но в газете вскоре начались перестановки. В начале февраля прошлого года с поста главного редактора ушел назначенный Габреляновым Александр Потапов. Его место занял бывший вице-губернатор Калужской области Арсений Оганесян. Он — креатура председателя совета директоров НМГ Кирилла Ковальчука, хотя до того решения по менеджменту редакции принимал только сам Габрелянов, отмечает собеседник в холдинге.

Уже летом 2016 года «Известия» вывели из управления Габрелянова и переделали в прямое ведение НМГ. Позже их объединили с другими активами группы — РЕН ТВ и «Пятым каналом». Никаких внятных объяснений произошедшего тогда не прозвучало.

В этом году процесс продолжился. В марте появилась информация о выводе из управления Габрелянова канала Life78, затем пошли сообщения о закрытии созданной Габреляновым на базе РСН радиостанции «Life звук». Наконец, в августе было объявлено о прекращении вещания канала Life. Кроме этого, стало известно, что Габрелянов уволен с должности заместителя генерального директора НМГ, которая символизировала объединение его холдинга с группой Ковальчука.

Вероятно, после выборов президента 2018 года у Габрелянова отнимут и сайт Life.ru, прогнозирует человек в НМГ

Вероятно, после выборов президента 2018 года у него отнимут и сайт Life.ru, прогнозирует человек в НМГ. Габрелянов стал жертвой модели объединения бизнеса с НМГ. Все активы находились в его управлении, но значительные доли принадлежали группе, так что забрать у него все активы было легко, продолжает собеседник. Понимая это, Габрелянов вывел всех ключевых сотрудников из Life. Уже несколько бывших сотрудников Габрелянова запустили новые проекты, в которых он выступает инвестором.

Один из таких проектов — футбольный клуб «Арарат». Габрелянов сейчас им сильно увлечен, сообщил знакомый с медиаменежером собеседник, близкий к руководству кремлевской администрации. По данным РБК, в сентябре Габрелянов через своего представителя стал собственником клуба. Собеседник NT говорит, что слышал на высоком уровне обсуждения других вариантов дальнейшего трудоустройства менеджера. «Слышал даже идею сделать его деканом факультета журналистики», — сообщил собеседник, не уточнив, о каком вузе идет речь и насколько серьезно звучала эта идея.

Деньги и политика

Информированные источники NT сходятся в том, что империя Габрелянова распалась из-за совпадения политических и финансовых причин. В определенный момент НМГ (как в свое время Федоров) решила разобраться, что происходит у Габрелянова с деньгами, и сделала для себя много неприятных открытий, рассказывает знакомый менеджера. Габрелянов потратил миллионы долларов на строительство студии канала, утверждают два собеседника, видевшие сметы на закупку оборудования. По их словам, запуск канала в целом стоил очень дорого, и акционеры не смогли понять, на что пошли деньги.

Вопросы акционера вызывало и целевое использование средств, которые Габрелянов получал, заключая контракты с главами регионов и компаниями. Проводка этих поступлений была, мягко говоря, не слишком прозрачной, отмечает человек, близкий к НМГ. Габрелянов всегда распределял средства так, как сам считал нужным, это раздражало акционера, рассказывает подчиненный создателя Life.

Качество продукта тоже зачастую вызывало сомнения: акционеры рассчитывали на успех в Петербурге Life78, на него тоже были затрачены немалые деньги, но при этом эффективность оказалась ниже ожидаемой, рассказывает источник, близкий к Кремлю.

На пошатнувшиеся позиции Габрелянова могло повлиять и отношение к нему влиятельнейшего кремлевского чиновника, первого замглавы кремлевской администрации Алексея Громова

На пошатнувшиеся позиции Габрелянова могло повлиять и отношение к нему влиятельнейшего кремлевского чиновника, первого замглавы кремлевской администрации Алексея Громова, следует из слов собеседников NT. У Габрелянова были близкие отношения с куратором внутренней политики Володиным, а вот с куратором информационной политики Громовым они всегда были напряженными. Собеседник NT рассказывает, что как-то присутствовал при телефонном разговоре Громова и Габрелянова. По его словам, Габрелянов все время спрашивал: «Алексей Алексеевич, кто вас настраивает против меня?» Помимо Громова, было и немало других недоброжелателей во власти, рассказывает источник, близкий к Кремлю.

Володин долгое время прикрывал Габрелянова, но в начале 2016 года позиции Володина уже слабели, многие понимали, что его переведут из Кремля в Госдуму, так что и Габрелянов стал более уязвим, говорит его знакомый.

В целом же причина проблем заключается в том, что Габрелянов вовремя не понял, что одной лояльности теперь недостаточно, рассуждает другой его знакомый. Он продолжал себя вести так, как будто только он помогает Кремлю: ссорился, с кем хотел, и тратил деньги, как хотел. «Хотя в действительности лояльны сейчас все, почти каждое СМИ готово выполнить приказ кремлевской администрации. В этом смысле Габрелянов перестал быть уникальным», — резюмирует знакомый разжалованного короля желтой прессы России.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.