#Мнение

Победители и хозяева

08.09.2017 | Давыдов Иван

Уроки московских муниципальных выборов

Оппозиция празднует победу — 266 человек стали муниципальными депутатами в Москве. В семнадцати районах у оппозиции большинство. Есть районы, где в собрания не пустили ни одного единоросса. И что особенно приятно — в их числе Гагаринский район, где голосовал президент Владимир Путин, под телекамеры, естественно, и с обязательной пафосной речью. Голоса москвичей — понятный, доходчивый ответ и на эту речь, и на градостроительные подвиги Сергея Собянина и, может быть, даже на череду бесконечных триумфов самого Владимира Путина.

И да, конечно, все это выглядит победой. Особенно — на фоне катастрофических для оппозиционеров выборов в Думу в 2016-м, которые если чем и запомнились, так только склоками и бесконечными порывами поделить шкуру неубитого медведя. И, конечно, все, кто поработал на этот результат, — большие молодцы. Дмитрий Гудков, создавший краудфандинговую платформу для желающих побороться за пост муниципального депутата (а еще, это тоже немаловажно, — просто сагитировавший больше тысячи молодых людей, большинство из которых до того политикой не занимались, пойти на малозаметные, скромные московские выборы). И «Открытая Россия», тренировавшая кандидатов. И «Яблоко», решившееся, вопреки партийным традициям, поработать в коалиции с другими политическими силами. И волонтеры, только благодаря которым многие москвичи смогли узнать, что какие-то там выборы в принципе в городе проходят. И — это главные герои, конечно, — сами кандидаты, решившие тратить силы и время на кампанию, победа в которой особых каких-то полномочий победителям не сулила. Если говорить мягко. Хотя нет, главные герои, конечно, это жители города, которые, не испугавшись поглотившего Москву собянинского веселья по случаю 870-летнего юбилея столицы, пошли и проголосовали.

Не могу не похвастаться — у меня в Гагаринском районе есть друг, не особенно уже молодой человек, вполне состоявшийся и от политики далекий. И вот пару месяцев он — не по зову даже Дмитрия Гудкова, а по зову сердца — по вечерам обходил дома, рассказывал соседям о том, как важно голосовать, раздавал листовки. Он скромный, он едва ли захотел бы, чтобы в СМИ появилась его фамилия. Но он точно может быть доволен результатами своей работы.

Общее ощущение у наблюдающего за процессом — что важнейшим из искусств для оппозиции остается искусство склок и взаимных претензий

Но, будем честными, поводов для эйфории при этом не особенно много. Результаты более или менее похожи на результаты муниципальных выборов 2012 года. Тогда оппозиция тоже взяла около четверти мандатов, правда, половину от этой четверти составляли коммунисты, и всего в трех районах у единороссов не было большинства. Бесчисленные мэрские газеты вышли в понедельник с передовицами про «уверенную победу «Единой России», и это честные передовицы. 75% мандатов — у кандидатов от мэрии. Вопрос с прохождением муниципального фильтра для оппозиционного кандидата на предстоящих выборах мэра не решен. Судя по тому, что происходит уже сейчас внутри оппозиции, едва ли будет решен вопрос и с выдвижением единого кандидата. Гудков рассчитывает идти от «Яблока», но и заслуженный «яблочник» Сергей Митрохин тоже собирается идти от «Яблока». Гудков мягко журит Алексея Навального за слабую поддержку в ходе выборов, а начальник штаба Гудкова Максим Кац — прямо обвиняет «в работе на пользу мэрии». Навальный всех поздравляет, но без энтузиазма. Общее ощущение у наблюдающего за процессом — что важнейшим из искусств для оппозиции остается искусство склок и взаимных претензий.

Запомним это неприятное послевкусие и сконцентрируемся на уроках, которые из происшедшего можно извлечь. Важный фактор весьма условной «победы оппозиции» — непрофессионализм оппонентов. Мэрия сознательно «сушила» явку и со своей задачей справилась (явка на выборах — рекордно низкая, в пределах 14–15%). Только после явных и неявных выволочек (глава федеральной ЦИК Элла Памфилова устроила публичный разнос главе московской ЦИК Валентину Горбунову; в «Ведомостях» аноним из администрации президента пожурил за неверную стратегию вице-мэра Анастасию Ракову), в последние дни перед голосованием, на подъездах домов появилась информация об адресах участков, а в телефонах москвичей — sms от избирательной комиссии. Расчет был на то, что гиперлояльные, сагитированные социальными работниками пенсионеры и безответные бюджетники придут и проголосуют как надо.

Но оказалось, что по-настоящему замотивированные энтузиасты из оппозиции агитируют лучше, чем подневольные люди, они смогли мобилизовать свой электорат, и в отдельных районах этого оказалось достаточно для убедительной победы. Кроме того, по собянинскому электорату ударил День города с двухдневными гулянками — многие лояльные мэру избиратели просто не смогли выкроить время для похода на участок. Сама же мэрия их и отвлекла от голосования.

И это все значит, что власть уже не контролирует ситуацию со стопроцентной жесткостью, что профессионализма и умения просчитывать последствия своих действий ей тоже не хватает, и, соответственно, честная и последовательная работа в политической сфере может принести результат. По крайней мере, в Москве. Но, скорее всего, такой вывод верен и для других крупных городов.

Это урок позитивный. Но есть другой. На следующий день после выборов с дома, где жил в последние годы Борис Немцов, сорвали его мемориальную табличку. Табличка была установлена по результатам голосования жильцов и на их средства, но в мэрии ее появление сразу же обозвали «беззаконием». А потом пришли мордовороты из движения SERB (те же самые люди, которые поливали Навального зеленкой) и просто содрали табличку. Они открыто хвастаются подвигом, и ничего им за это не будет.

Это, конечно, урок о том, как на самом деле городские власти относятся к результатам свободного волеизъявления горожан и кто для них — «социально близкий».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.