#Люди и бизнес

Второй старт Uber

04.09.2017 | Фролова Наталья

Выводить из кризиса некогда один из самых успешных стартапов в мире будет американец иранского происхождения

uber_office_vc_ru.jpg

Штаб-квартира Uber Technologies в Нью-Йорке. Фото: vc.ru

Сексуальные домогательства, миллиардные убытки и обвинения в краже новой технологии у Google — последние полгода Uber Technologies, международная компания-разработчик мобильных сервисов по вызову такси, не вылезает из скандалов. По настоянию недовольных инвесторов в июне 2017 года пост CEO покинул основатель компании Трэвис Каланик, а в последнюю неделю лета на его место был назначен Дара Хосровшахи, почти сорок лет назад бежавший вместе с родителями из охваченного революцией Ирана.

Молодой и опытный

На фамилию Хосровшахú в списке кандидатов на пост главы самого популярного в мире агрегатора такси многие бизнес-аналитики не обратили внимания. Она затерялась на фоне маститых бизнесменов, таких как Джеф Иммельт, председатель совета директоров General Electrics, и Мэг Витман, исполнительный директор Hewlett Packard Enterprise. Поэтому одни американские издания назвали это назначение «неожиданным», другие «удивительным», третьи — вообще «шокирующим». Но, внимательно приглядевшись, многие СМИ признали: ставка на «темную лошадку» может оказаться вполне удачной для сервиса.

Дара Хосровшахи переходит в Uber из Expedia, сервиса по бронированию отелей и билетов, — он стал его исполнительным директором в 2005 году, и за 12 лет его управления компания провела, по оценке The Washington Post, гигантскую экспансию, выйдя на рынки 60 стран и поглотив часть конкурентов. После проведения IPO акции компании выросли в цене на 35% за год, и это несмотря на то, что рынок приходится делить с другими популярными сервисами — Priceline и Airbnb. Expedia считается прибыльной компанией и оценивается в $23 млрд. Убыток же Uber, хотя сервис и оценивается сегодня в $50 млрд (по данным журнала Fortune), в 2016 году составил $2,8 млрд. Кроме того, на компании висит немаленький долг — $1,1 млн штрафов за пьяных водителей.

30 августа, на первой встрече с сотрудниками Uber, новый CEO сообщил, что планирует вывести компанию на IPO в течение ближайших трех лет.

Штаб-квартира Expedia, которую покидает бизнесмен, находится в городе Белвью (штат Вашингтон). То есть для Силиконовой долины Хосровшахи — чужак, подчеркивает The New York Times. Но у него другое важное преимущество, пишет The Washington Post: Дара, хоть и успешный бизнесмен, но все-таки не настолько известный, чтобы сразу закрыться в своем кабинете от сотрудников и стать недосягаемым для общения. При Каланике же до некоторых менеджеров было не достучаться, что создавало, по утверждению бывших сотрудников, ядовитую атмосферу в офисе. Поэтому доступность нового босса поможет изменить и отношения внутри компании, и обновить корпоративную культуру, особенно после скандалов с сексуальными домогательствами и проявлениями сексизма, в результате которых были уволены 20 сотрудников разного уровня. Из-за этих скандалов, среди прочего, в бессрочный отпуск ушел и Каланик.

Убыток Uber, хотя сервис и оценивается сегодня в $50 млрд (по данным журнала Fortune), в 2016 году составил $2,8 млрд. Кроме того, на компании висит немаленький долг — $1,1 млн штрафов за пьяных водителей 
The Washigton Post подмечает и еще одну важную характеристику Хосровшахи, которая не может не понравиться в Силиконовой долине: новому начальнику Uber — 48 лет. По американским понятиям, он все еще считается молодым исполнительным директором, пусть и не столь юным как Марк Цукерберг. Но молодость и опыт — удачное сочетание для тех видов бизнеса, чей конечный продукт покупают по большой части клиенты в возрасте от 20 до 40 лет. Похоже, именно они и следующее за ними поколение больше всех надеются и верят в развитие и скорейшее внедрение технологии «автомобиль без водителя», которая стала предметом спора между Uber и Waymo (подразделение Google). Последняя обвинила агрегатора такси в краже ноу-хау путем переманивания к себе на работу инженеров-разработчиков технологии будущего. И этот конфликт теперь тоже предстоит разрешить Хосровшахи.

darakhosrowshahiflickr.jpg

Дара Хосровшахи. Фото: flickr.com

Создать себя заново

«Спасителем Uber» — а многие так с надеждой называют Хосровшахи — бизнесмену иранского происхождения, возможно, помогут стать целеустремленность и честолюбие мигранта, пусть и приехавшего в Америку в 9-летнем возрасте. Его семья богатых промышленников вынужденно покинула Иран в 1978 году, когда в результате Исламской революции (январь 1978 — февраль 1979 года.NT) пало правительство шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. «Мы потеряли все, весь наш бизнес пришлось уступить новому руководству, — вспоминает в интервью The New York Times двоюродный брат Хосровшахи Хади Партови. — Но у нас было сильнейшее желание создать себя заново, стать бизнесменами». И им это удалось. Сам Партови еще на ранней стадии стал акционером Facebook, Dropbox и Airbnb. Вовремя вложились в стартапы и другие их братья и кузены.

Сам Хосровшахи признался Bloomberg Businessweek, что родителям переезд дался тяжело, не так как детям. К тому же его отцу Асгару (в Америке — просто Гари) все же не удалось избежать иранской тюрьмы: он попал в заключение, когда вернулся навестить тяжело больного брата. Пока отец шесть лет был в заключении, мама Лили одна растила детей. Все тот же Партови вспоминает, что «мама научила их быть открытыми с людьми». «Безусловно, самым большим вызовом в жизни Хосровшахи, как и у всех нас, был, собственно, сам переезд в США и необходимость ассимилироваться в новой стране. А жить иранцам в Америке 1980-x было не так легко, особенно, когда люди пели «Бомбы, бомбы, бомбы на Иран», — считает кузен нового CEO Uber. Как и многих детей мигрантов, Дара родители тоже все время «подстегивали» к свершениям: гордились его успехами, но и жестко критиковали за провалы. Впрочем, происходит это и сейчас, когда сын Лили и Гари уже стал успешным бизнесменом — между прочим, самым высокооплачиваемым менеджером в Америке. Так в прошлом году Хосровшахи наполовину в шутку, наполовину всерьез пожаловался в своем Тwitter: «Мама сказала: «Прекрасно, ты попал в «топ-100»!» Папа: «39-е место, конечно, неплохо, но в 2015-м ты был на 11-м!» (Имеется в виду рейтинг сайта Glassdoor, на котором своих топ-менеджеров, в том числе и бывших, анонимно оценивают сотрудники компаний.NT). А после выступления в мае этого года в телевизионном шоу «Сумасшедшие деньги» (Mad Мoney) Дара отчитался в Сети: «Не запорол (по мнению мамы)».

«Безусловно, самым большим вызовом в жизни Хосровшахи, как и у всех нас, был, собственно, сам переезд в США и необходимость ассимилироваться в новой стране. А жить иранцам в Америке 1980-x было не так легко, особенно, когда люди пели «Бомбы, бомбы, бомбы на Иран» 

Американская мечта

История успеха семьи Хосровшахи определяет и политические взгляды нового главы Uber. «Некоторые американцы не понимают, насколько популярен во всем мире бренд «Американская мечта». Я — пример того, какой силой обладает этот продукт. Сегодня наш президент пытается лишить этой мечты людей определенного происхождения и религиозных убеждений. Я нахожу это печальным и противоречащим тому, что хотели создать наши отцы-основатели», — сказал Хосровшахи в интервью Bloomberg еще будучи главой Expedia.

Этот сервис одним из первых, в феврале 2017 года, открыто поддержал решение Федерального суда в Сиетле (штат Вашингтон) полностью приостановить действие указа Дональда Трампа о запрете въезда в страну граждан Ирана, Сомали, Судана, Йемена, Сирии и Ливии. В письме, которое Хосровшахи написал тогда своим сотрудникам, он напомнил, что и сам из семьи мигрантов, надеявшихся на лучшее будущее для своих детей.

«Я все еще жду, что наш президент начнет соответствовать нашим ожиданиям, но пока что он терпит неудачу за неудачей», — написал Дара в своем Тwitter 15 августа. Теперь и на самого Хосровшахи возложено столько надежд, что новому CEO Uber в ближайшее время явно придется непросто.

«Некоторые американцы не понимают, насколько популярен во всем мире бренд «Американская мечта». Я — пример того, какой силой обладает этот продукт. Сегодня наш президент пытается лишить этой мечты людей определенного происхождения и религиозных убеждений»


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.