#Родное

#Политика

Кто там шагает левой у правых? СПС готовит чистку рядов

18.06.2007 | Барабанов Илья | № 19 от 18 июня 2007 года

В Союзе правых сил грядет чистка рядов: на этой неделе из партии, как предполагают, будет отчислена группа несогласных из московского отделения СПС. На последнем «Марше несогласных» в Москве они вопреки решению партийного руководства подняли флаги СПС и распространили листовку: «Правая молодежь должна сотрудничать с объединенной оппозицией!». В особенностях построения вертикали по версии СПС разобрался The New Times.


Лишать «несогласных» партийного билета руководство СПС будет на федеральном политсовете, который должен состояться накануне намеченного на 23 июня совета партии. По информации The New Times, соответствующий пункт уже внесен в повестку заседания.

Исключения в СПС станут логичным итогом противостояния федерального руководства партии и группы лидеров московской организации. Еще в конце марта федеральный политсовет СПС принял решение о перерегистрации членов столичной партийной ячейки. Официальная причина — множество фиктивных членов. Неофициальная — борьба с внутрипартийной оппозицией. Один из лидеров этой оппозиции внутри СПС, заместитель председателя МГО Антон Малявский, в интервью The New Times объяснил начавшуюся перерегистрацию желанием лояльных Кремлю лидеров убрать из партии тех, кто выступает за союз с «Другой Россией». «Фракция «лоялистов», которую возглавляет Леонид Гозман (партийная «рука» главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса), ориентирована на сотрудничество с Кремлем», — убежден Малявский. Источник в руководстве партии, пожелавший остаться анонимным, ситуацию с московской организацией объясняет иначе: «В Москве происходит выстраивание партийной вертикали». «В столице накануне выборов нужна сильная ячейка, — объяснил источник. — Нельзя нормально вести предвыборную кампанию, если в центральном регионе изначально заложены противоречия».

— История конфликта —

Проблемы с московской организацией у лидеров СПС начались уже довольно давно. Еще накануне выборов в Московскую городскую думу в 2005 году «москвичи» в обход федерального руководства приняли решение о необходимости формирования единого списка с «Яблоком». Зампред федерального политсовета и один из самых влиятельных людей в партии Леонид Гозман выступал тогда за необходимость идти на выборы собственным списком. В итоге союз был заключен и объединенные демократы прошли в столичный парламент, но сепаратизм московской организации так и не простили. В ноябре 2005 года, накануне выборов, из партии был исключен один из лидеров МГО Сергей Жаворонков, который вместе с несколькими товарищами вышел на митинг с активистами НБП, неся в руках флаги СПС.

Борис Немцов: «Если отчислять
— их, то тогда и меня надо —
исключить»

Вышедшие на «Марш несогласных» активисты московского молодежного СПС раздавали митингующим листовки с цитатами партийных лидеров Бориса Немцова и Никиты Белых. Из одного из последних интервью Белых была взята следующая фраза: «Договариваться с Кремлем — все равно что договариваться с каннибалом». Цитата Бориса Немцова была взята из его выступления на архангельской конференции СПС, прошедшей неделю назад: «Союз правых сил должен выступить против операции «Преемник». Мы будем четко заявлять о своем противостоянии чекистскому, монополизированному, бюрократическому капитализму нынешней власти».

Несмотря на радикальность риторики, отношение лидеров СПС к тому, что часть партийцев присоединилась к «Маршу несогласных», разное. Никита Белых в интервью The New Times заявил, что случившееся «можно расценить как провокацию», и пригрозил раскольникам санкциями вплоть до исключения. Борис Немцов, изначально выступавший против процедуры перерегистрации в МГО, наоборот, встал на сторону раскольников. «Я против выяснения отношений внутри партии накануне выборов и был против перерегистрации, -—заявил Немцов The New Times. — Кроме негатива, никаких итогов нет, а к поступку активистов, вышедших на «Марш несогласных», я отношусь с сочувствием. СПС — партия демократическая, и многие позиции «Другой России» мы разделяем». «Я против исключения этих активистов, — резюмировал Немцов. — Если отчислять их, то тогда и меня надо исключить». Самым дипломатичным оказался Леонид Гозман, отказавшийся комментировать будущее вышедших на марш активистов, но подчеркнувший при этом, что «вынос флага — лишь один из эпизодов их деятельности».

— Раскол руководящий —

Разногласия руководителей партии по поводу того, как поступить с мятежной московской организацией, выглядят особенно острыми, учитывая дискуссию по поводу формирования предвыборных списков СПС. Состоявшаяся в Архангельске конференция показала, что партийцы просто не представляют, кто войдет в первую тройку правых на выборах в Думу помимо Никиты Белых, который, как и положено лидеру, возглавит список.

Депутат Думы от «Единой России» Антон Баков, ставший главным политтехнологом правых, на место в тройке не претендует, заявляя о том, что его амбиции распространяются только на руководство списком в родной для него Свердловской области. Продолжающиеся переговоры с лидером уничтоженной Республиканской партии, депутатом Владимиром Рыжковым, позволяют предположить, что именно экс-лидер РПР может занять одно из мест в тройке. Но Рыжков отказывается комментировать эту информацию. По словам же Белых, вопрос о вхождении Рыжкова в первую тройку СПС пока не обсуждается. О своем желании войти в число лидеров правых в ходе предвыборной гонки уже успел заявить бывший лидер партии Борис Немцов. В интервью The New Times Немцов подтвердил это свое намерение, сообщив, что от места в тройке не отказывается. Но по словам источника The New Times в руководстве СПС, очень многие партийные функционеры выступают категорически против включения Немцова не то что в тройку, а в список вообще, объясняя это тем, что после провальных для правых парламентских выборов 2003 года он устранился от партийной деятельности. Среди претендентов на места в первой тройке обсуждаются также кандидатуры Марии Гайдар и члена федерального политсовета СПС Александра Бялко. Впрочем, шансы Бялко попасть в этот список в последнее время резко уменьшились после скандала, который он устроил на записи передачи Владимира Соловьева. Выступая на передаче, Бялко позволил себе несколько откровенно националистических высказываний в адрес лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Чем спровоцировал новые вопросы по поводу того, есть ли у СПС как у партии идеология и если есть, то какова она.

— Левеющий капитализм —

Идеологическое распутье остается главной проблемой СПС. После триумфальных для правых выборов в Пермском крае в конце 2006 года, когда СПС занял второе место в борьбе за места в законодательном собрании региона, 40% опрошенных пермяков назвали партию левой. К выводу, что правые на самом деле не правые, а вовсе даже левые, пермяки пришли не оттого, что заплутали в лесах края, а благодаря предвыборной риторике СПС и предвыборной программе правых, названной программой «достройки капитализма» и базирующиейся скорее на социал-демократических лозунгах. Между тем Никита Белых и Леонид Гозман по-прежнему уверены, что ничего левого в их программе нет, а то, что избиратели поняли технологично поданную программу — ну что ж, каждый слышит то, что хочет услышать. Стратегия партии, по словам лидеров СПС, будет строиться на том, чтобы сохранить традиционный электорат — «людей успешных и богатых». Поскольку успешных и богатых да к тому же либеральных и не желающих голосовать за «Единую Россию» в стране меньше, чем нужно для прохождения в Думу, то партия будет стараться завоевать новых избирателей, еще далеко не успешных и не богатых и жаждущих услышать о прожектах увеличения зарплат и пенсий, что СПС и называет «достройкой капитализма». Насколько этот эксперимент будет успешным, судить сложно. Социологические опросы по-прежнему показывают рейтинг правых на уровне статистической погрешности — от одного процента ВЦИОМ до 3% «Левада-центра». Вслед за победой в Перми последовала серия относительно успешных выступлений партии на региональных выборах в марте 2007 года. Тогда правым удалось пройти в парламенты сразу нескольких регионов, проиграв при этом два ключевых: Московскую область (где они то ли недобрали, то ли у них украли сотые доли процента) и Санкт-Петербург. В апреле СПС удалось преодолеть барьер на выборах в Красноярском крае, который считается во многом ключевым: результаты выборов здесь традиционно не сильно отличаются от итоговых показателей, полученных партиями на федеральных выборах. Средний же показатель СПС по всем регионам, где прошли выборы, немного превысил необходимые для прохождения в Госдуму 7%. Свидетельствуют ли эти результаты о том, что левый электорат поверил политтехнологам СПС или что успешных и богатых стало больше, пока не ясно.

Наконец, лидеры СПС никак не могут определиться в главном — в своем отношении к операции «Преемник». «Раскольники» из московской партячейки выступают резко против нее и уверяют, что лидеры склоняются к поддержке этой операции. The New Times в № 1 уже писал о том, что в недрах РАО «ЕЭС» сформирована группа по поддержке первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Председатель совета директоров РАО и экс-глава кремлевской администрации Александр Волошин в приватных разговорах утверждает, что выбор Владимира Путина уже сделан: Сергей Иванов — президент-преемник, Дмитрий Медведев — премьер-министр. И выбор этот, по словам Волошина, стоит поддержать. Впрочем, тот же Волошин осуждает СПС за то, что они «свалились в левую риторику».

Борис Немцов, напротив, солидарен с теми пока членами СПС, которые призывают поддержать объединенную оппозиционную коалицию «Другая Россия», называя поддержку преемника «катастрофой для партии и страны». Лидер СПС Никита Белых говорит о готовности поддержать единого оппозиционного кандидата, не исключая кандидатуры Григория Явлинского и игнорируя при этом уже выдвинувшихся кандидатов от «Другой России». При этом, по словам Белых, вопрос президентских выборов пока не является для партии принципиальным. Что же касается Леонида Гозмана, то он предлагает выжидать: «Кого поддерживать, решим, когда станет ясен расклад сил. Когда своих кандидатов выдвинут демократы, националисты, коммунисты, Кремль. Нет лучше шахматного хода». Однако критики СПС напоминают о том, что в 1999 году партия шла на выборы с лозунгом «Кириенко — в Думу, Путина — в президенты». Cергей Кириенко давно стал государственным чиновником (он возглавил Росатом), но скептики не исключают, что СПС, дабы получить свою часть мандатов (прохождение барьера в 7% дает около 40 мест) в парламенте, могут переформулировать старый лозунг: «СПС — в Думу, преемник Путина (имя Х) — в президенты». Поддержит ли этот лозунг электорат СПС и согласится ли он вообще идти на выборы, которые многие заранее называют профанацией, вопрос открытый.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.