#Культура

#Политика

Открылся 29-й Московский международный кинофестиваль

25.06.2007 | Гусятинский Евгений | № 20 от 25 июня 2007 года

Открылся 29-й Московский международный кинофестиваль. ММКФ и раньше вызывал критику из-за неопределенной стратегии. А в этом году трудностей стало еще больше: новой команде, выигравшей тендер на проведение ММКФ, пришлось готовить его в рекордно малые сроки — за несколько месяцев. The New Times публикует интервью с главой отборочной комиссии ММКФ Андреем Плаховым.

Андрей Плахов — Евгению Гусятинскому

Можно ли сказать, что с приходом новой команды начался новый этап в истории фестиваля? К тому же впервые арт-директором ММКФ был назначен зарубежный специалист — Кирси Тюккюляйнен из Финляндии.
Я не стал бы делить фестиваль на «старый» и «новый». Пришедшей команде, конечно же, не хватало опыта. Она только училась делать фестиваль на качественном уровне. Было ясно, что ошибок не избежать. Но «свежая кровь» может стать и положительным фактором, хотя вряд ли перемены произойдут сразу.

Московский фестиваль официально принадлежит к почетному классу «А». Но есть мнение, что на практике этот статус давно утрачен…
Понятие «класс «А» устарело и, по существу, стало формальным. Данный статус нам присудили во многом по политическим причинам — во время холодной войны, в другую эпоху, когда ММКФ рассматривали как фестиваль социалистического мира. Сейчас нет политического интереса к фестивалю, как было раньше. Но есть международный интерес к возрождающемуся российскому кино. Сегодня без всякой классификации ясно, какие фестивали принадлежат к числу ведущих и самых влиятельных, — я говорю о Канне, Берлине, Венеции и Торонто, который, между прочим, вообще не входит ни в какую группу и не имеет конкурса. Главные, лучшие фильмы уходят на один из этих фестивалей. Остальные с большим или меньшим успехом пытаются приблизиться к четверке лидеров. Тем не менее есть целый ряд других престижных смотров, каждый из которых имеет или пытается найти свою нишу. ММКФ относится именно к ним наряду с Карловыми Варами, Локарно, Сан-Себастьяном.

Класс «А» подразумевает большие амбиции, роскошь, мировые кинопремьеры, приезд суперзвезд и так далее. Не является ли необходимость соответствовать условной букве «А» препятствием для образования свободного духа фестиваля, для его демократизации?
В принципе я тоже так считаю. Звезды и премьеры, конечно, важны, но это не то, ради чего следует сходить с ума, жертвуя более существенными вещами. Мне кажется, самый главный компонент такого фестиваля, как Московский, проходящего в мегаполисе, — это присутствие киноманской среды, которая и вдыхает в него реальную жизнь, формирует его атмосферу. Наличие такого адресата крайне важно. Фестиваль существует прежде всего для зрителей. И для поддержки местной киноиндустрии, кинорынка.

Вернемся к фестивалям, у которых есть своя ниша. Роттердам, к примеру, специализируется на кино из Юго-Восточной Азии, швейцарский Фрибур — на кинематографе стран Африки и Латинской Америки, Карловы Вары отвечают за Восточную Европу... Какой географический регион имеет смысл осваивать Москве — возможно, Среднюю Азию, Прибалтику, СНГ?
Да, мы хотим открывать новые территории — помимо российских фильмов у нас в конкурсных программах есть кино из Узбекистана, Латвии, Грузии, Украины. Кроме того, так получилось, что на фестивале представлено много зарубежных картин, снятых полностью или частично по-русски, но при этом не в России и не в странах СНГ, а, например, в Израиле или в Италии. Распространение русской культуры и русского языка в мировом кино — этот сюжет сложился в программе нынешнего ММКФ спонтанно, но он может стать и концептуальным. Мне кажется, необходимо найти разумный баланс между широкой панорамой мирового кино и индивидуальной концепцией фестиваля. Отбирая фильмы для конкурса, мы не боялись эклектики, которая, мы надеемся, сделает его более живым. Там есть и хулиганские дебюты молодых режиссеров, и картины почтенных классиков.

Каждый продвинутый фестиваль обзаводится сегодня кинорынком или хотя бы рынком идей, сценариев, запускающихся проектов, становясь гигантской креативной площадкой и не ограничиваясь просмотрами фильмов, пускай и отменных. В Москве же этой практики по-прежнему нет.
Да, без таких ресурсов все попытки оживить ММКФ обречены на провал. Рыночные структуры необходимы для развития фестиваля, иначе он будет малопродуктивным, особенно если учитывать бурно развивающуюся российскую киноиндустрию. Нужно максимально активизировать связь между фестивалем и кинобизнесом.

Лицо каждого фестиваля определяют отборщики. Насколько ММКФ является авторским, кураторским проектом? Или вы старались быть более объективными, чем субъективными?
Фестиваль сделал большой шаг вперед по сравнению с тем временем, когда я работал в отборочной комиссии в 1989 году. Тогда изза технических сложностей эпохи «до видео» даже я, будучи председателем комиссии, имел возможность посмотреть только половину конкурсных картин. Не каждый фильм обсуждался всей комиссией, как это происходит сейчас. Кроме того, довлели идеология и государственный, дипломатический подход, который рудиментарно сохранялся на фестивале и после перестройки. Поэтому тогда говорить о реальном кураторстве не приходилось. Сейчас все изменилось, ММКФ делается так же, как и большинство европейских фестивалей. Мы (Кирси Тюккюляйнен, Владимир Дмитриев, Евгения Тирдатова, Петр Шепотинник) старались, чтобы конкурсная программа представляла лицо каждого из членов отборочной комиссии.

Фестивалей сегодня становится все больше, они конкурируют друг с другом. Что требуется, чтобы ММКФ выдержал эту конкуренцию?
Прежде всего, важен фактор стабильности — фестивальная структура должна четко работать в течение всего года. Важно создание атмосферы, единого фестивального пространства (мультиплекс «Октябрь» уже полностью отдан фестивалю). Необходимо снять налет официозности, который еще дает о себе знать. Подключить к фестивалю рыночные механизмы. Нужно приглашать международную прессу, чтобы фестиваль освещался в мировых изданиях. Тогда ММКФ сможет прогрессивно развиваться. Проблем очень много. На данном этапе мы можем их только как-то сформулировать, а разрешать их придется уже в будущем.

Некогда Московский кинофестиваль был многожанровым культурным событием. В 1961 году на Манежной площади проходила выставка реклам фильмов. Каждая страна- участница оформляла отведенный ей стенд.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.