#Картина мира

#Политика

Сербия не готова к новой войне

02.07.2007 | Богович Наташа | № 21 от 2 июля 2007 года

Сербия не готова к новой войне. Вопрос о будущем статусе Косово расколол ее на две части — ровно так, как она была расколота и в отношении к Слободану Милошевичу.

Наташа Богович
газета «Данас», Белград

Любой сербский политик, находящийся в здравом уме и твердой памяти и не желающий потерять власть, скажет, что Косово — святая сербская земля, а потому признать независимость края ни при каких условиях невозможно. Однако на другой немаловажный вопрос никто не знает ответа, а именно: а что Сербия стала бы делать, если бы вернула себе полный контроль над Косово?

Опросы общественного мнения показывают, что в Сербии по-прежнему велико число противников независимости Косово. Но они же свидетельствуют, что все больше граждан Сербии (56% в одном из опросов) считают раздел Косово на сербский и албанский анклавы наилучшим решением. И если еще в 2005 году аж 87% сербов считали независимость Косово абсолютно неприемлемой, то уже в следующем году таковых было 74%. Это похоже на тенденцию.

Власти в Белграде говорят о защите Косово и Метохии дипломатическими средствами и исключают возможность войны. Тем не менее в Сербии есть и те, кто призывает к оружию. Созданная недавно «Гвардия князя Лазаря», члены которой пешком отправились из Белграда на торжества по случаю 618-й годовщины Косовской битвы (см. справку на полях страницы 14), выступает за защиту Косово всеми средствами, говорит о грядущем «решающем сражении за Косово» и войне «до полного освобождения».

Впрочем, как представляется, таких радикальных сил в Сербии, серьезно ослабленной бессмысленными войнами, явно недостаточно для того, чтобы хрупкий мир был нарушен. Ответственные сербские политики это понимают и потому предлагают паллиатив: настаивают на том, чтобы решение о статусе края было отложено по крайней мере до выборов в местные органы власти, которые должны состояться в конце года.

В Сербии годами создавался миф о Косово, и потому даже те политики, кто понимает, что Косово — это уже отрезанный ломоть, не могут позволить себе говорить что-либо другое — если они, конечно, хотят остаться у власти. Косово лишь сугубо теоретически является частью Сербии: ни один сербский политик не может попасть на косовскую территорию, исключая разве что сербские анклавы края; в Косово действуют иные, чем в Сербии, законы, иная система власти; имеет хождение другая валюта и другие документы. Но объявить об этой реальности во всеуслышание считается предательством национальных интересов. Лишь одна партия — Либерально-демократическая — откровенно говорит, что независимость Косово при гарантированной защите прав меньшинств является для Сербии лучшим решением.

Сербские власти предпринимают немало дипломатических усилий, дабы найти выход из этой вполне тупиковой ситуации. Но как раньше, так и сейчас взгляды Белграда направлены на Россию. К примеру, слушатели националистической радиостанции «Фокус», которая вещает по всей территории Сербии, часто высказываются в том смысле, что хорошо бы, чтобы Владимир Путин стал президентом Сербии.

Недавние исследования, посвященные отношению сербов к разным народам, говорят о том, что албанцы являются аутсайдерами в этом рейтинге симпатий. Отсюда закономерен вопрос: предположим, Сербия возвратит себе власть над Косово; как отреагировало бы население Сербии, если бы косовский албанец стал главой сербского правительства, а албанцы получили бы пятую часть всех депутатских мест в парламенте?

Размахивать патриотическими знаменами — это одно, разглагольствовать о борьбе «до последней капли крови» (как правило, чужой) — другое, а мудрое руководство страной не имеет отношения ни к первому, ни ко второму. Сербия не готова услышать весть об отделении Косово, как не была готова принять решение Черногории о независимости. Но еще меньше Сербия готова воевать — кто бы и как бы ни бряцал оружием...

В битве на Косовском поле (Поле черных дроздов) 28 июня 1389 года столкнулись войска Оттоманской империи и сербского альянса, в который кроме сербов входили войска Боснии, Албании и др. Войска альянса уступали в численности отрядам турков в 1,5 – 3 раза и были разбиты. Сербскими войсками командовал князь Лазарь, который был схвачен и казнен. После битвы на Косовском поле Сербия потеряла независимость и стала вассалом Оттоманской империи, а еще спустя 70 лет вошла в ее состав. Князь Лазарь был канонизирован и почитается как святой православной церковью.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.