Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Сюжеты

#Арт-рынок

Фальшаки на потоке

04.03.2014 | Светова Зоя

Эксперт Андрей Сарабьянов - об индустрии подделок на рынке искусства

Андрей Сарабьянов, эксперт по искусству русского авангарда — об особенностях отечественного арт-рынка и доверчивости коллекционеров

Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915 г. Третьяковская галереяКартина, которую выдавали за работу Аристарха Лентулова. 90-е гг. *Елена Баснер — до 2003 г. курировала отдел искусства XX века в Русском музее. В последние годы была консультантом аукционного дома Bukowskis. 5 февраля 2014 г. Октябрьский суд Санкт-Петербурга заменил Елене Баснер содержание под стражей на домашний арест. В ее защиту за два дня было собрано 2400 подписей деятелей культуры.  Недавний скандал с возбуждением уголовного дела против известного питерского искусствоведа Елены Баснер, обвиненной в мошенничестве при выдаче экспертного заключения о картине художника Бориса Григорьева «В ресторане»*, привлек внимание к проблеме подделок, наводнивших российский арт-рынок, и к вопросу об ответственности экспертов, без компетентного мнения которых сегодня ни один серьезный коллекционер не решается вкладывать деньги в искусство. Как давно в России стало модно инвестировать в произведения искусства? Рынок западного искусства всегда был выгодным — он существует уже очень давно. А русское искусство коллекционеры начали скупать в 90-е годы прошлого века. Именно тогда на него серьезно взлетели цены. Стало выгодно вкладывать деньги в искусство, потому что оно никогда не дешевеет. За это время бывало, что цены на картины русских художников возрастали, они могли какое-то время держаться, потом еще взлетали, но я не помню, чтобы было сильное падение. И это притом что русский арт-рынок все время трясет от каких-то жутких историй с фальшаками, которые обнаруживаются на аукционах. Когда возникла искусствоведческая экспертиза? В начале XX века, когда русские купцы Щукин, Морозов собирали французских художников, у них были свои дилеры, то были французы и русские. Они между собой общались, и русские купцы покупали картины. Щукин, например, купил более 50 картин Пикассо, больше, чем какой-либо французский коллекционер того времени. Тогда не было фальшивок? Художников такого уровня, как Пикассо, не подделывали, потому что это все происходило при жизни автора и он сам продавал свои картины, так что о подделках речь не шла. Скажем, коллекционеры советского времени, 50-х годов и позднее, сами были специалистами и экспертами в одном лице. А вообще профессия экспертов как таковая зародилась сравнительно недавно. Я думаю, что когда в 70-е годы возник большой интерес к русскому авангарду, появились такие эксперты. Это были известные искусствоведы: Евгений Федорович Ковтун — в Питере, а в Москве — Дмитрий Владимирович Сарабьянов, Глеб Геннадиевич Поспелов. Они были учеными, писали книги, были первыми исследователями авангарда, и к ним же обращались за экспертизами. А вот в 90-е годы, когда уже появилась профессия эксперта, тогда же в большом количестве и появились подделки: десятки и сотни фальшаков.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.